Словари предметных рубрик, их виды и назначение.
Словарь предметных рубрик - совокупность предметных рубрик и связанного с ними ссылочно-справочного аппарата предметного каталога или указателя.
+вопрос 2
Раздел 3 Аннотирование и реферирование
1. Аннотирование как процесс информационной деятельности и его структура.
Аннотация –сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений.
1. Составление библиографического описания первичного документа.
Библиографическое описание на первичный документ составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
2. Анализ текста первичного документа
В связи с особенностями объектов аннотирования (достаточно большой их объем) процедура аннотирования предполагает не чтение, а лишь просмотр первичного документа. Важнейшая роль при этом отводится анализу справочного аппарата издания (титульный лист, предисловие, послесловие, содержание (оглавление), из которых извлекаются основные сведения для составления справочной аннотации. Используя маркеры, приведенные в таблице «Аспект-маркер» (приложение 1) осуществить анализ элементов справочного аппарата.
Пользуясь оглавлением (содержанием) первичного документа, дать характеристику его смыслового содержания (тематики).
Данная процедура выполняется путем перечисления всех основных разделов, частей, тем, глав первичного документа с помощью перечня возвратных глаголов (или кратких страдательных причастий), приведенных в приложении 2. При этом необходимо соблюдать основное требование – соразмерность и последовательность в раскрытии содержания первичного документа, отсутствие «скачков» при перечислении глав и разделов. Например, недопустимо включать в аннотацию названия отдельных глав, если в целом характеристика смыслового содержания документа дается на уровне названия разделов.
На основе оглавления (содержания) первичного документа выявить наличие указателей (авторского, предметного и др.), списка литературы. Дать их характеристику, используя маркеры, приведенные в приложении 1.
3. Синтез текста
Исходя из заданной структуры справочной аннотации (см. приложение 1), определить состав и последовательность изложения аспектов содержания, выявленных в ходе анализа справочного аппарата первичного документа. Пользуясь списком аспектов, подлежащих обязательному включению в реферат, определить предложения, которые войдут в состав вторичного документа.
4. Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений
Отредактировать текст справочной аннотации с целью достижения четкости и ясности изложения. При этом стоит соблюдать следующие правила:
Ø не допускается использовать громоздкие синтаксические конструкции;
Ø запрещается использовать шаблонные словосочетания, ничего не добавляющие к сведениям, содержащимся в тексте аннотации. Они подлежат замене краткими формами. Например, выражение типа «В данной монографии рассматривается…», «Автор пособия анализирует…» и т.п. должны быть заменены краткой формой «Рассматривается», «Анализируется» и т.п.
Ø нельзя повторять в тексте аннотации сведения из заглавия первичного документа без дополнительных объяснений и толкований.
5. Запись и оформление аннотации
2. Классификация аннотаций.
Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) научного текста (книги, статьи, квалификационной работы).
По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, которые еще называют описательными или информационными, характеризуют тематику документа, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют документ и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.
Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть и обзорными (или групповыми).
Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух или более документов, близких по тематике.
Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.
Кроме перечисленных видов аннотаций в учебном процессе вуза могут использоваться и устные аннотации прочитанных первоисточников.
3. Справочная аннотация: структура, основные требования.
Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и/или сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографическом описании. Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развернутой характеристики аннотируемого документа. Справочные аннотации особенно широко применяются в научно-вспомогательных библиографических указателях. В рекомендательных пособиях они используются в основном при описании справочной, учебно-методической литературы, библиографических пособий, положений, инструкций и других подобных документов.
4. Рекомендательная аннотации: структура, основные требования.
Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает документ исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя. Рекомендательная аннотация должна оказывать действенную помощь в изучении литературы, способствовать правильной организации систематического, целенаправленного чтения. Поэтому в этих аннотациях значительное место занимают педагогические элементы, различного рода методические советы и рекомендации.
5. Формализованная методика аннотирования: основные этапы и правила.
В качестве основного метода при построении аннотации используется формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении аннотации заранее задаются некоторые формальные правила:
Ø определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления справочной аннотации;
Ø определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;
Ø приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре аннотации аспекты содержания;
Ø задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в аннотацию.
6. Реферат: его свойства, функции, структура, требования к реферату.
Реферат – вторичный документ, результат аналитико-синтетической переработки информации, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы. В ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация реферат определяется как краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Основными функциями реферата как вторичного документа являются: 1) информационная – реферат представляет информацию о документе и устраняет необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес; 2) поисковая – реферат используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документов и информации.
Текст реферата должен отличаться ясностью и конкретностью, четкостью, лаконизмом, т.е. отсутствием второстепенной информации: доказательств, рассуждений, описаний, примеров. В нем не должны использоваться громоздкие предложения и сложные грамматические обороты, затрудняющие понимание содержания. В реферат не включают сведения, отраженные в библиографическом описании документа. Не допускаются (кроме исключительных случаев наличия очевидных неточностей) критические замечания референта или его произвольная интерпретация текста.
Структура реферата. Условно в структуре реферата можно выделить 3 основных блока:
1. Библиографическое описание реферируемого первичного документа. Оно производится в строгом соответствии с ГОСТ 7. 1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
2. Текст реферата, содержание которого определяется требованиями ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. Текст реферата должен включать следующие аспекты содержания исходного документа:
· предмет, тему, цель работы;
· метод или методологию проведения работы;
· результаты работы;
· область применения результатов;
· выводы.
3. Дополнительные сведения. В их состав входят: указание на количество имеющихся в первичном документе таблиц, рисунков, библиографических ссылок, которые имеются в первичном документе. Они могут содержать название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе исходного документа, ссылки на ранее опубликованные работы, примечания референта. Примечания референта (автора реферата) или редактора реферативной службы приводятся только тогда, когда в исходном документе имеются серьезные ошибки и противоречиям.
Особенности текста реферата:
1. Информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение содержания документа, основных фактических сведений и выводов.
2. Лаконичность, четкость, убедительность формулировок, отсутствие второстепенной информации. В тексте реферата следует избегать излишних вводных фраз типа «Автор статьи рассматривает..., как отмечает автор монографии...» и т.п. Взамен их следует использовать обороты типа : «Рассматривается..., отмечается..., приводится...» и т.п.
Перед рефератом не ставится задача что-либо доказать читателю или убедить его в чем либо. Поэтому в реферате нет той убедительности, которая свойственна первичному научному документу (статье, монографии, отчету и т.п.). В нем не нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения, сопоставления и обсуждение результатов.
3. Отсутствие дублирования в тексте реферата тех сведений, которые содержатся в библиографическом описании реферируемого документа, в частности, в заглавии.
4. Соответствие языка и стиля реферата языку и стилю научной литературы;
использование стандартизованной терминологии (за исключением общественных наук, где допускается использование терминологии исходного документа). При этом в отличие от текстов первичных научных документов реферат не должен содержать громоздких синтаксических конструкций, предложений большого объема, изобилующих сложными грамматическими оборотами.
5. Включение таблиц, формул, чертежей, рисунков, схем, диаграмм в состав
реферата производится только в том случае, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата. Объем реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком реферируемого документа. Рекомендуемый ГОСТом 7.9-95 средний объем текста реферата 850 печатных знаков.
6. Отсутствие интерпретации содержания реферируемого документа, критических замечаний и точек зрения автора реферата (кроме случаев, когда исходный текст содержит явные ошибки), а также информации, которой нет в исходном документе.
7. Использование в тексте реферата сокращений и условных обозначений, единиц физических величин, имен собственных, географических названий должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.
7. Классификация рефератов.
Учебные рефераты - это те работы, которые задаются студентам в ВУЗах в качестве самостоятельных работ. Цель таких заданий - формирование у учащихся навыков по эффективному сбору и обработке информации. Практической отдачи от таких рефератов не требуется, они лишь выполняют роль тренажеров.
Контрольные рефераты называются так потому, что с их помощью можно контролировать, насколько человек готов выполнить ту или иную работу. Рефераты такого типа часто сдаются при поступлении в некоторые учебные заведения, а также в процессе учебы для оценки промежуточных результатов. К подготовке контрольного реферата необходимо отнестись особенно серьезно, выделив среди литературных источников, по которым готовится обзор, наиболее важные труды авторитетных ученых. В случае, если контрольный реферат готовится для устройства на работу, следует обратить внимание еще и на сроки работы - реферат должен быть написан максимально качественно и оперативно.
Творческие рефераты считаются самым интересным видом рефератов. Классификация рефератов подразумевает наличие и такого редкого их вида. Они готовятся в первую очередь для себя. И выполнять их рекомендуется как можно чаще. Это следует делать потому, что написание реферата помогает систематизировать знания. Создавая творческие рефераты, можно постоянно поддерживать себя в состоянии готовности к различным выступлениям, публикациям, к участию в разнообразных дискуссиях.
Необходимо упомянуть и о служебных рефератах, которые готовятся по заданию руководства. Суть их в том, чтобы в максимально удобной для восприятия форме пересказать начальству информацию по интересующему его вопросу. Служебные рефераты следует готовить максимально оперативно, даже если руководство не оговорило сроки.
8. Объекты реферирования.
Сначала определение понятия реферат, этапы реферирования и затем рассказ про объекты.
Объектами реферирования являются научные статьи (теоретиче-ские, экспериментальные, методические, описательные и т.д.), главы из книг (монографий, сборников, трудов и т.д.), патентные документы, депо нированные рукописи. Не подлежат реферированию справочные издания (энциклопедии, словари, справочники), информационные и библиографи-ческие издания, тезаурусы, классификационные схемы и др.
9. Этапы реферирования.
Процесс подготовки реферата предполагает последовательное осуществление шести этапов:
1. Ознакомительное чтение, предварительный анализ. Изучение реферируемого документа начинается со знакомства с заглавием, справочным аппаратом издания (введением или предисловием, оглавлением), рубриками внутри текста, выводами и резюме. Цель предварительного анализа – получить представление о первичном документе в целом, его проблематике и структуре.
2. Внимательное чтение, углубленный анализ. Цель – анализ первичного документа и исключение несущественных сведений или сведений, не относящихся к основному содержанию документа. В результате углубленного анализа необходимо получить четкое представление об объекте работы, его свойствах, преимуществах и недостатках, цели работы; методах; основных результатах и выводах автора; реализации и области применения сведений из первоисточника; отметить противоречивые и недоказанные положения, высказанные автором первичного документа
В ходе анализа текста первичного документа осуществляется оценка значимости составляющих его элементов с точки зрения целесообразности отражения их в реферате:
- элементы, которые обязательно должны быть отражены в реферате:
- новые идеи и гипотезы, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новые явления, процессы и т.д. Эта группа элементов подлежит максимальному отражению в реферате, здесь допустимы лишь текстовые сокращения без потери информации, например, замена громоздких рассуждений более лаконичными фразами;
- сведения, не являющиеся принципиально новыми: традиционные методы, формульный, цифровой материал и т.п. Эти данные отражаются в реферате избирательно, в зависимости от их значимости и целей реферирования. Они могут быть представлены в реферате в обобщенном или аннотированном виде;
- аргументы, пояснения, примеры и другая информация разъяснительно-иллюстративного характера. Эта группа элементов, как правило, не включается в реферат, либо представляется в аннотированном виде.
3. Определение вида реферата – расширенный или краткий, общий или специализированный. Выбор вида реферата зависит от вида реферируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания.
4. Определение структуры реферата в зависимости от его вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств.
5. Синтез информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата. В ходе синтеза обеспечивается последовательное краткое изложение основного смыслового содержания первичного документа, достигается связность и логичность представления информации. С этой целью проводится процедура редактирования текста реферата.
6. Оформление реферата в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.
10. Формализованная методика реферирования.
Методика формализованного реферирования предполагает выполнение следующих операций:
1. Составление библиографического описания документа в соответствии с ГОСТ 7.
1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание Общие требования и правила составления.
2. Чтение текста. Выделение семантических блоков «Ввежение», «Основная часть», «Заключение».
3. Анализ текста первичного документа, то есть распознавание всех имеющихся в
тексте аспектов содержания по маркерам. Выявление имеющихся в тексте индикаторов и коннекторов. Данная операция выполняется с помощью Приложения 1 «Аспект-маркер»
4. Синтез текста: отбор и включение в состав реферата наиболее важных аспектов содержания в соответствии с заданным перечнем:
· цель работы;
· предлагаемый вариант решения (предмет рассмотрения) и его особенности;
· назначение предмета рассмотрения;
· метод;
· место исследования;
· экспериментальная проверка;
· технические средства или оборудование;
· результаты;
· выводы;
· рекомендации;
· преимущества предлагаемого варианта решения (предмета рассмотрения).
5. Редактирование извлекаемых из текста первичного документа предложений.
Осуществляется с помощью таких приемов, как опущение, совмещение, замещение фрагментов текста; логических приемов обобщения, систематизации информации и других.
6. Запись и оформление реферата в соответствии с ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. Результатом формализованного реферирования является реферат-экстракт.
Реферат-экстракт (лат. extractum – вытяжка, извлечение) – вторичный документ, полученный методом экстрагирования, то есть извлечения из текста первичного документа фраз, обладающих формальными текстовыми признаками (маркерами, индикаторами, коннекторами). Изучаемая методика экстрагирования носит формализованный, а не формальный характер и распространяется только на тексты научных документов. Составление рефератов формализованным способом не исключают интеллектуальных действий человека. Прежде всего, это касается процедуры редактирования текста реферата, предполагающей такие интеллектуальные действия, как устранение дублирования в тексте, достижение связности и логичности текста реферата-экстракта, четкости и лаконичности изложения. Следует также помнить, что формализованному реферированию могут быть подвергнуты не все разновидности научных документов, что существуют научные документы, структура которых значительно отличается от изученной нами блочно-аспектной структуры. В этом случае осуществляется не формализованное реферирование в соответствии с рассмотренными выше общими правилами и этапами реферирования.
11. Обзорно-аналитическая деятельность.
Обзор представляет собой документ, содержащий концентрированную информацию, полученную в результате отбора, анализа, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме за определенный промежуток времени.
Различают аналитические обзоры, содержащие аргументированную оценку информации, рекомендации по ее использованию и реферативные обзоры, носящие более описательный характер. Кроме того, работники библиотек подготавливают библиографические обзоры, содержащие характеристики первичных документов как источников информации, появившиеся за определенное время или объединенных каким-либо общим признаком.
Обзоры - это особый вид научной литературы. Ранние журналы уже содержали обзоры книг. Постепенно функции обзоров усложняются, и на определенном этапе развития научных коммуникаций обзоры выделяются в самостоятельный вид литературы.
Цель обзора - дать потребителю обобщенную картину современного состояния вопроса, избавляя его от лишних затрат времени на поиск, сбор, систематизацию, перевод, анализ и обобщение многочисленных разрозненных данных.
Известны два пути возникновения обзоров - личной инициативе специалистов и по плану выпуска обзоров информационными органами. Проведенный данным автором анализ ряда журналов показал, "что количество источников, охваченных одной обзорной статьей, колеблется от 10 до 34 ... есть диапазон числа необходимых для обзора первичных публикаций, который колеблется от 10 до 250 статей (это зависит от темы, проблемы, степени ее разработанности и вида обзора).
12. Классификация обзоров.
Различают аналитические обзоры, содержащие аргументированную оценку информации, рекомендации по ее использованию и реферативные обзоры, носящие более описательный характер. Кроме того, работники библиотек подготавливают библиографические обзоры, содержащие характеристики первичных документов как источников информации, появившиеся за определенное время или объединенных каким-либо общим признаком.
Обзоры подразделяются в зависимости:
от предмета анализа - на библиографические и обзоры состояния вопроса;
от цели составления - концентрирующие достижения науки или техники в конкретной области и за определенный период времени, направленные на решение конкретных практических задач;
от назначения - на обзоры для узких специалистов, для руководителей, научно-популярные;
от видов использованных первоисточников - на обзоры периодических изданий, патентных описаний, рекламных сообщений, непубликуемых документов и др.;
от широты тематики - на узкотематические и комплексные;
от наличия сопоставлений и прогнозов - на сопоставительные и не содержащие сопоставлений, содержащие и не содержащие прогнозов, а также и др.
от периодичности подготовки - на периодические и разовые;
от функционального назначения в документальной системе - на аналитические, ситуационные, тематические, проблемные (проблемные дальней перспективы);
от способов распространения - на опубликованные, не публикуемые и депонированные.
Среди аналитических обзоров различают ситуационные, тематические и проблемные.
Ситуационный аналитический обзор представляет собой сопоставление, анализ и синтез извлеченной из документов информации - научных данных, сведения из журнальных статей и патентных материалов, рекламных сообщений, материалов конференций, совещаний, конъюнктурная информация и др. Предназначена для ориентации в научно-технической ситуации.
Тематические аналитические обзоры - включают исключительно научные данные.
Проблемные аналитические обзоры создают с целью преодолеть тематическую узость за счет использования сведений из смежных областей науки и техники