Дыдреышх Обозрение всеобщей истории
времен
Род человеческий обитал в пфвые времена в Азии. Тогда не было еще никаких гражданских обществ, которые бы отделялись друг от друга особенными языками, пределами[32] владений и политическим устройством. Люди жили еще друг с другом во всеобщей связи, положили начало некоторым необходимым художествам, которые могли удовлетворять их нуждам, сообразно их роду жизни. Они не умели писать; не имели никакого понятия о науках; но имели познание о Существе Высочайшем, и отправляли некоторое служение Ему. Наконец, за развращенные нравы, были все, исключая одно семейство Ноево, истреблены всемирным потопом — за 3246 до Р. X. (по 70 толковн<икам>).
От семейства Ноева, по причине долголетия[33] люди опять размножились и разделились на целые народы, которые перешли из Азии в другие части света.
АссириянеОколо 2000 лет до Р. X. в Азии первые являются ассирияне. Они основали государство, господствующее над большею часгию полуденной Азии, некоторое время над Египтом, часгию и Эфиопии. Основанное Невродом и Ассуром, распространенное Нином и Семирамидою, это Вавилонско-Ассирийское государство несколько веков сряду было страшно соседсгвенным народам; но потом разделилось снова на три народа и царства, на главнейшие, из которых оно было составлено, т. е. на Ассирийское, Вавилонское и Мидийское; а наконец, между 550 - и 600 -годами до Р. X., подпало совершенно владычеству персидского царя Кира.
В первые времена господствовало там идолослу- жение, и положено начало астрономии^ потом процветало зодчество и много других художеств, но происшествия военные более всего наполняют историю этого народа, исчезнувшего наконец с лица земли.
ЕгиптянеВ одно время с ассириянами славились в Афри
ке египтяне. Менеса, жившего спустя 900 лет после Потопа, почитают первым царем их. Долгое время находились они под властию многих малых и частию иноземных владетелей; но с царствования Седостри- са государство Египетское на долгое время сделалось могущественным и цветущим. Достоверная же их история начинается от Псаммитиха. Они мало имели завоевателей, но тем более благодетельных государей, законодателей и образователей своему государству. Мудрые законы, многие науки и художества обязаны им своим происхождением и перешли от них к прочим народам. Остатки колоссальных памятников в Фивах и Мемфисе еще до этих пор возбуждают любопытство и заставляют изумляться над их развалинами; царство <Египетское> существовало более 16 столетий; наконец и египтяне подпали под иго персов, и от этого времени непрерывно подвергались различной иноземной власти. Остаток этого народа теперь известен под именем коптов.
Евреи На пространстве между этими двумя царства
ми являются евреи, или израильтяне. Родоначальник их Авраам вел пастушескую жизнь, со всем своим семейством, в Ханаане; по преселении их в Египет они размножились так, что стали их притеснять, но Боговдохновенный муж Моисей избавил их от рабства Египетского. Этот избавитель их, вождь, законодатель и учитель, был вместе и древнейший бытописатель мира: без него мы ничего не знали бы о первых народах. Образованный им народ овладел Ханаанскою землею; избирал себе царей, из которых славнейшие были: Давид и Соломон; потом они разделились на два
царства и напоследок увлечены были из своего отечества ассириянами и вавилонянами. Возвратясь по 70-<легне>м пдеиеиии частию в свое отечество, они находились под чуждою верховною властью[34], а некоторое время под влиянием собственных своих государей, как наконец, спустя 70 лет по Р. X, рассеяны были[35] по лицу земли, не оставляя, однако ж, никогда законов своих и нравов. Этот народ до самого воплощения Спасителя удостаивался получать свыше откровение в своей вере, и резко отличался пред другими народами постановлениями, гражданским и церковным. Кроме скотоводства и земледелия, он упражнялся в некоторых Художествах, а особливо в поэзии духовной. Но величайшая его заслуга состоит в сохранении для потомков и других народов — древнейших, но верных известий и наставительных понятий о многих предметах, которые достойны были изучения и принесли величайшую пользу человечеству.
Финикия- С израильтянами, около времен Авраамовых, гра-
™ ничили вдоль Средиземного моря финикияне, народ
столь же достопримечательный во всеобщей всемирной истории. Обширною своею торговлею и мореплаванием они рано и надолго приобрели преимущество почти пред всеми другими народами; в торговых делах они имели связи с образованными народами, через что заимствовали понятие о науках и художествах, но самый их род жизни заставляет думать, что они ревностно занимались и сами науками: по необходимости или случайно ими были открыты[36] для науки и общежития следующие[37] изобретения: письма буквенного (таутом— мудрость), считания (т. е. ариф- мет<ики>), клеймения метал<л>ов, ткания и окрашивания пурпуром материи, и эту самую краску, стекла, и проч. Мореплавание их сделало землю известнее: они
распространили по ней разные познания, произведения торговли и предметы роскоши. Около трехсот лет до Р. X. персы и македоняне ускорили падение этого народа.
От финикиян произошли карфагеняне, которые за 888 лет до Р. X. основали в Африке[38] государство, которое своею торговлею и морскою силою пришло в весьма цветущее состояние и владычествовало в Испании и других странах Европы, пока завидовавшие его могуществу римляне, за 150 лет до Р. X., не разрушили[39] Карфагена и не уничтожили самого имени этого народа.
Между тем греки уже долгое время обращали на себя внимание света. Древнейшие жилища их были в Малой Азии, откуда с давних времен они перешли в Европу и первые даровали этой части света преимущества пред Азиею. Они основали в собственной Греции и в соседственных с нею землях многие малые государства, и заняв просвещение от египтян и финикиян, сами просветили прочую Европу, в которой, так, как и в других частях света, завели многие селения. Никакой другой народ в древности не оказал столько блистательных успехов во всех науках и изящных искусствах, законодательстве и утонченности нравов, как греки, — они опередили своих учителей! Любовь греков к независимости и отечеству часто являла дела непостижимо великие! Учение чувственной веры своей образовали они в духе стихотворческом и философском; языках был обработан счастливее, нежели какой-либо другой у древних; за 1000 лет до Р. X. они имели уже Омира, стихотворца, достойного удивления. Великих мужей во всех городах было у них более, нежели у всех вместе исчисленных народов. Хотя они разделялись на многие державы, но общественным, политическим направлением мыслей чрез долгое время составляли один сильный народ; — пред всеобщею опасностью,
от внешнего врага, соединялись всеми силами в одно целое и противусгояли всем усилиям; они уничтожили царство Троянское, мужественно отразили страшное нападение персов; но мало-помалу между <н>ими вкралось несогласие, и это междоусобие[40] ослабило их, и наконец, в течение двух последних веков пред Р. X. <они> лишены были римлянами свободы!
Македоняне, народ греческого происхождения, еще задолго до этого времени похитили эту свободу у прочих греков, которые никуда не могли выйти из- под влияния их. Те же македоняне, соединясь с афинянами и спартанцами, возвели греков на высокую степень славы. Их царь Александр Великий, почти за 350 лет до Р. X., разрушил могущественное Персидское царство; чрез свои завоевания сделал Азию более известною и распространил во многих странах греческий язык, веру и ученость. По смерти Александра его монархия разделилась на многие государства.
Римляне занимают в истории место столь же важное. За 750 лет до Р. X. был построен главный их город Рим. В течение 250 лет они управлялись царями (Ке§е$); но после образ правления своего превратили в республику (народом правимую державу), которая при многих переменах существовала около 500 лет, пока наконец за 30 лет до Р. X. совершенно не подпала владычеству Октавия Августа, В продолжение этого времени римляне сперва покорили всех своих соседей в Италии, потом карфагенян, греков и македонян, со многими другими народами; завоевали прекраснейшую и большую часть известного тогда света; навели на всех ужас и удивление[41]; но наконец внутренними войнами и стечением других причин так себя ослабили, что около времен Р<ождесгва> Христова уже положено было основание их падению. В течение первых пяти столетий они были только воины и завоеватели,
но не без мудрого государственного устройства, законов, нравов и добродетелей. Победив греков, познакомились они с науками и художествами, и соделались весьма счастливыми их подражателями во многих творениях разума и воображения. Грекам же обязаны они образованием своей религии. Победы в Азии познакомили их с роскошью, а она открыла свободный путь порокам; любовь к отечеству и независимости погасла; свирепствуя друг против друга, они ускорили падение государства, которого — может быть — никогда бы не возможно было ниспровергнуть!
Персы были также одним из могущественнейших народов древности. По прошествии многих столетий, в которые были они не так замечательны и частию состояли под властию других азийских народов, Кир, за 560 лет до Р. Х>, сделался основателем могущественной их державы. При нем и его преемниках[42] завоевали они большую часть Азии, покорили Египет, Македонию и другие земли; но нашествие их на греков ослабило собственные их силы, и Александр В<ели- кий> совершенно уничтожил их государство. Склонность их к войне укрощена была строгими законами и простою чувственною— естественною— верою и некоторыми упражнениями в науках; но потом мало-помалу эта склонность превратилась в роскошь, ослабила их воинственный дух и сделала неспособными к перенесению военных трудностей. За 250 лет до Р. X. некоторым образом заступили место их парфяне, и почти одни со счастливым успехом противились могуществу римлян.
Между тем как римляне и парфяне приметным образом оспаривали друг у друга владычество над известным тогда миром, в Вифлееме родился Иисус Христос, Сын Божий, от Марии из Назарета, и при наместнике Понтии Пилате начал проповедовать Свое святое учение. Это случилось от Сотворения мира
в лето 5508. Христианское учение и вера во Искупителя мира, Иисуса Христа, распространилась столь быстро и столько имела последователей, исповедующих ее, что ни одна из бывших прежде вер не имела такого успеха. Она произвела важнейшие перемены в образе мыслей, в нравах, законах и государственном устройстве, в науках и вообще в образе жизни у многих народов. Невозможно с точносгию определить, что произвела христианская вера. Страны малоизвестные сделались с точносгию определенными, Европа получила новый вид и взошла в непрерывно-взаимную связь сама с собою, а1 напоследок и с другими частями света. Бесчисленные последствия этой перемены продолжаются еще и до этих пор! Около этого времени, т. е. рождения христианской религии, в истории рода человеческого исчезла большая часть знаменитых народов древности, или <они> так изменились, что уже не походили сами на себя. И с этого времени новые народы, или изменившиеся, вступают на поприще политической жизни, основывают новые государства, которые существуют еще и до нашего времени.
Знаменитые народы с Рождества Хрис<това>
Римляне В эти времена существовала огромная всемирная
монархия римлян, но они изменились и уже не походили нисколько на первобытных римлян. Хотя Рим господствовал над светом, но римляне уже повиновались императорам таким, которые по большей части недостойны были престола; были жертвою необузданности собственных войск, истребляли друг друга на службе у своих тиранов, и постепенно все более теряли достоинства своих предков. Одну славу учености, искусств и витийства они умели сохранить еще долгое время. Спустя 300 лет после Р. X вера христианская сделалась у них господствующею, и в2 Константинополь была перенесена столица государства. Но внутренняя
1 а вписано.
2 в вписано.
слабость обнаруживалась. Воинственные народы с некоторого времени начали приближаться к пределам римским; мало-помалу принимали их внутрь государства и употребляли на службу. Когда же Феодосий (около 400 лет по Р. X.) разделил Римскую империю на Восточную и Западную, тогда эти народы ворвались в Зап<адную> импер<ию> и овладели ею почти без сопротивления (падение Запад<ной> Р<имской> имп<ерии> 476 год по Р. X.). Другие римляне, будучи еще презрительнее прежних, тысячью лет долее держались в Константинополе, главном городе своей Восточно-Римской, или Греческой империи. Недостойные императоры, внутренние возмущения, суеверие, богословские распри, употребляемая во зло власть духовенства, аравитяне, турки и Крестовые походы, — все это собственно приготовляло разрушение государства. Впрочем, падение его в пятнадцатом веке имело те счастливые последствия, что эти римские греки,— подданные тех, которые оказали малую услугу вере и наукам, — просветили ими прочую Европу, до этого погруженную в варварстве.
Между тем возник странный род римлян, которых можно назвать папскими. Незначущий сначала учитель христианского общества в Риме сделался вскоре Епископом и Патриархом; в VII столетии сделался светским князем древнего Рима и, по прошествии еще около 400 лет, подчинил этот город совершенно своей власти; а наконец в исходе XI столетия, со времен Григория VII, явился уже светским и духовным владыкою Европы и всех ее государей, исключая римско-греческих и российских. Посредством злоупотребления религии, суеверия, невежества и легковерия европейцев, щедрости королей французских, внутренних смятений Германии, бесчисленных хитростей и насильсгв, а также помощию великого множества католического духовенства римские епископы, или папы, основали и устроили это могущественное1 духовное государство,
могущественное вписано.
имеющее такое влияние на политические дела Европы. Если оно и принесло для Европы случайные выгоды, то несравненно более принесло и вред во многих отношениях к христианам. В XIV и XV столетиях, а еще более в начале XVI - это государство потрясено было Лютером и Реформациею, и владычество его во многих странах совершенно ниспровергнуто.
Немцы Место древних римлян, когда они уже недостой
ны были своего имени, мало-помалу заступали другие народы одного с ними происхождения, т. е. немцы, или германцы. За столетие до Р. X. они уже обратили на себя внимание истории. Победы над ними римлян были незначительны в последствиях, и эти храбрые народы, любящие вольность, распространившись в половине 11- столетия от Рейна и Дуная до тех стран, где Европа отделяется от Азии, сами непрестанно нападали на ослабленную Римскую империю, и некоторые из них заняли в ней[43] целые области для поселения. Но в начале V- столетия они вторгнулись в нее[44] [45] со всех сторон беспрепятственно. И под именем готов, вандалов, франков, бургундов, свевов, саксов, герулов, лонгобардовк других разрушали Западно-Римское государство, и на развалинах его основали новые державы, которые частию сохранились до наших времен, как то: государство немецкое*, или Германию, Англию, Францию, Испанию и Португалию.
Эти племена германские, бывшие большею частию язычниками, но все народом воинственным и невежественным, хотя производили сначала величайшие опустошения, но по принятии от побежденных народов веры, художеств, наук и проч., они сами собою не распространили бы варварства и суеверия, ознаменовавших последующие столетия, когда бы христианские римляне не положили уже тому основания.
Сильнейшее и долговременнейшее из новых немецких государств было Франконское, которого существование начинается в конце V- столетия. — Оно далеко распространилось по обеим сторонам Рейна и достигло высочайшей славы в начале IX века, при Карле Великом. Плодом завоеваний этого государя было основание новой империи, которой столицею снова сделался Рим. Эта могущественная монархия вскоре по смерти его разделилась на три державы: Италию с достоинством империи, Немецкую землю и Францию. Собственное Немецкое государство, утвердившее теперь свое владение преимущественно по эту сторону Рейна, хотя снова в X- столет<ии> приобрело Италию и степень Империи, но в последующие времена лишилось большей части италиянских[46] своих владений, а наконец отложились от него Швейцария и Соединенные Нидерланды.
Потом сделалось оно державою изобретательною, и напоследок таким политическим телом, которое составлено было из многих отдельных владений; беспрерывно находилось в смятениях до XVI сг<оле- тия>, не имело почти законов для своего устройства, и еще позже достигло цветущего состояния. Немцы, со времен франков, большею часгию обратили или принудили к христианству прочую Европу. Многие европейские народы и государства происходят от них, говорят их языком или наречиями, и часгию управляются немецкими государями. Немцы были всегда ревнители вольности, воинственны, трудолюбивы и постоянны. Им приписывают некоторые важнейшие изобретения. Они первые свергли с себя иго духовного римского владычества и тем оказали важнейшую услугу просвещению <в> Европе; чрез то умягчились и самые их нравы; но, от излишней склонности к подражанию другим народам, мало-помалу испортились. Вообще они редко познавали собственные свои силы, и уже в позднейшие времена начали в полной мере пользоваться ими.
Арави- Вскоре после того, как немцы раздробили Запад-
тяне п
ную Римскую империю, аравитяне привели на край погибели Восточную. Этот кочующий и до VII столетия ничтожный народ имел тогда в Магомете основателя новой веры, которая, после христианской, нашла множество ревностных последователей и жестоко притеснила идолослужение. Магомет в то же время сделался завоевателем и воспламенил аравитян к войнам. Но уже преемники1 его стали нападать на соседствен- ные государства; они покорили царство Персидское, заступившее место Парфянского; отторгли у греческих императоров некоторые прекраснейшие владения в Азии и Африке; даже Испания, Португалия, многие острова Средиземного моря и часть Индии подпали их власти. Народ, который сначала отличался только удивительною храбростию, вскоре присвоил себе остатки греческой учености и предался наукам так пламенно и успешно, что самые европейские христиане2 частию у него учились. Но это великое Аравийское государство, называемое еще Калифатством, сильно потрясено было внутренними раздорами и разделениями, недостойными государями, нападениями татар и турок, и наконец совершенно разрушилось в XIII сгол<етии>. В Испании существование его продолжалось двумя столетиями долее. Впрочем вера магометанских аравитян3 сохранилась до наших времен, и некоторые из <их> африканских владений процветают поныне при берегах Средиземного моря.
Нор- Между тем в северной Европе, с IX столетия,
ман<н>ы. появились норманны, воинственный народ немецкого происхождения. Разбойнические их флоты вскоре сделались страшными почти всем берегам Европы, а частию и внутренним странам. Они сделали некоторые завоевания во Франции, Англии, Неаполе и Сицилии, и скоро приняли от других немцев христианскую
1 В автографе: приемники
2 Вместо: Европейские Христиане — было: Европейцы
3 Вместо: Магометанских Аравитян — было: Магометанская
религию и искусство письма. Множество малых владений, откуда производили они свои нападения, образовали впоследствии три большие державы: Данию, Швецию и Норвегию, из которых в конце XIV столетия составилось одно государство; но Швеция, часто прерывавшая это соединение, в начале XVI века отделилась навсегда от обеих прочих. Общее имя норманнов исчезло, но шведым датчане сделались славными.
Норманны и славяне сделали известным <мир> Сев<ерной> Европы. Славяне издревле занимали ту часть Европы, которою не владели ни римляне, ни германцы. По удалении немцев к западу славяне распространились до рек Эльбы и Саалы, потом простерлись далее на юг, содействовали к ослаблению Римской империи, и сами, разделясь на многие племена, основали многие новые владения. В VII столетии произошли от них королевства: Кроация, Далмация, Славония, Босния и Сербия. Богемцы с VIII века имели уже своих герцогов. Другие славяне в IX столетии положили основание государствам: Польскому, Велико-Моравскому и Российскому. Славяне, поселившиеся по обеим сторонам Днепра и далее к северу до Ладожского озера, основали1 около половины V века города Киев и Новгород. Хотя новгородские славяне, соединясь с чудью и другими соседственными народами, свергли с себя иго варягов (норман<н>ов?), но, усматривая возрастающее со дня на день безначалие и пагубные следствия, решились призвать к себе князей из варягов — россов. По этому приглашению прибыли к ним, в последней половине ЕХ столетия, три брата: Рюрик, Синеус и Трувор со множеством своих единоплеменников. Они основали три княжества, которые Рюрик, по смерти своих братьев, соединил в одно и перенес столицу свою в Новгород. Таким образом положено здесь основание самодержавному владению. Преемники Рюрика распространили его от Балтийского до Черного
Было: основала
и Азовского моря, от Волги почти до Вислы и Йемена. В начале X века все народы, составлявшие эту державу, стали называться руссами, а земля их Русью или Россиею.
В конце X века Великий Князь Владимир принял христианскую веру и объявил ее господствующею в России; вместе с нею россияне получили от греков письмена и начали знакомиться с науками и художествами.
Но разделение государства, сделанного Владимиром и Ярославом в XI веке, подало повод к междоусобиям князей; чрез это самое Россия приходила — время от времени— в бессилие и наконец подверглась около половины XIII столетия игу татар, которые владычествовали над нею до исхода XV века. В продолжение этого бедственного времени ливонские рыцари, Литва и поляки завладели некоторыми ее областями; но в конце XV столетия, в государствование Иоанна Васильевича, россияне свергли с себя иго татар и даже их подвергли своей власти. Во второй половине XVI столетия, при Иоанне Васильевиче Грозном, они покорили царства Казанское и Астраханское и положили начало своей власти в Сибири. В начале XVII столетия Россия находилась в смутном состоянии от самозванцед, от2 нападения поляков, шведов и других соседственных народов, однако — к ее славе — она превозмогла врагов своих беспримерными подвигами гражданина Минина*, князя Пожарского и других верных сынов отечества. Со времени же возведения на престол фамилии Романовых, от которой происходит благополучно-царствующий ныне Императорский российский дом, слава, величие и могущество России возрастало беспрерывно. Царь Алексей Михайлович возвратил от Польши похищенные ею Малороссийские провинции. Петр Великий победил шведов и положил
1 В автографе: самозванцов
2 Далее было: над
3 Далее было: и
счастливое начало преобразованию России, возведенной им на степень империи. С этого времени россияне начали восходить на степень просвещения; связи и сношения с европейскими державами быстрыми шагами довели ее до совершенства как в военном искусстве, так <и> в науках и художествах. В XVIII столетии, в царствование Екатерины Великой, россияне совершенно восторжествовали над турками, поляками, шведами и персами и приобрели от них, а в особенности от поляков, многие земли. Начало XIX1 столетия, обещавшее железный век почти всем европейским державам, вознесло Россию, после минувшего ее страдания от нашествия галлов и с ними двадесяти язык, на верх благоденствия и славы. Император Александр Iй освободил Европу от ига французского деспота — Наполеона и даровал мир миру, который укрепил Священным Союзом со знатнейшими европейскими державами.
Славяне земли немецкой с осьмого столетия были непрестанно утесняемы германскими народами, наконец в XII ст<олетии> покорены ими совершенно и приведены в христианство. Да и прочие2 славяне, основавшие независимые владения, из которых немногие существуют еще и <до> этих пор (Царство Польское присоединено к России по Парижскому миру в 1815 году), скоро обращены были в эту же веру. Славяне и по это время составляют многочисленный народ в Европе.
Вскоре потом два азийские народа потрясли кровопролитными войнами как свое отечество, так и самую Европу. Оба они происходили от татарского поколения, которое у древних неопределенно называлось скифским и часть которого, под именем гуннов, еще в IV и V столетиях, пришед в Европу, распространили там опасное для римлян свое могущество. Венгры, их однородцы, покорили в IX веке часть Паннонии.
В автографе ошибочно: XVIII Далее было: их множес<тва>
Монголы | Турки того же татарского племени, вышед из-за Каспийского мира, основали в X веке некоторые знатные государства в Азии, в странах, отторгнутых ими от аравитян и Греческой империи. Но ни одно из них, кроме османского, существующего1 с начала XIV столетия, не устояло. Оно разрушило Греческую империю, распространило свое владычество и магометанскую веру в трех частях света, и было бы для Европы еще ужаснее, если бы венгры, персы и россияне не положили пределов их завоеваниям. Монголы, или моголы, другой народ татарского происхождения, свирепыми своими нашествиями угрожал Азии и Европе новым всеобщим порабощением. В начале XIII столетия, под предводительством Чингис-Хана и его преемников, завоевали они Китай, Тибет, царство аравитян, многие другие азийские и европейские земли и Россию, которою владели около двух с половиною веков. Огромное государство их вскоре было разделено и ослаблено. В конце XIV столетия Тамерлан, или Тимур, восстановил было его обширными своими завоеваниями; но после него опять оно пало, и самая Империя Великого Могола в Ост-Индии в новейшие времена раздробилась. Китай же — древнейшее2 государство из всех существующих доныне, обитаемый во многих отношениях достопримечательным народом, который, впрочем, был с древнею исто- риею мира почти без всякой связи, подпал в XVII столетии власти другого татарского народа — манжуров. Вот народы и царства, которые во всеобщей истории представляются господствующими или заслуживающими более внимания, нежели другие. Впрочем3, другие народы, хотя также произвели некоторые достопримечательные перемены в состоянии рода человеческого, но <так как> они или происходили от этих, или были ими побеждены, то история их удобно может |
1 Было: существовавшего
2 В автографе: Китай же: древнейшее
3 Далее было: и
быть соединена с исгориею первых. Таким образом всемирная история заимствует свои эпохи и периоды не от одного или немногих, но сколько возможно от всех этих народов, и чрез это достигает своей цели — представить в совокупной связи и порядке как великие в мире происшествия, так и мужей, достойных должного всеобщего внимания.
Теперь увидим, что следующее разделение истории рода человеческого основывается на главных его переменах и достопримечательных происшествиях.
Историю разделяют на древнюю, среднюю и новую.
Древняя история разделяется на семь периодов. Обозрение периодов1
Первый период начинается от Сотворения мира и оканчивается Потопом, случившимся за 3246 (3249 ?) до Р. X. Он заключает в себе око<ло> 22<-х> с половиною веков и примечателен по событиям Священным: содержит в себе историю еврейского народа, которая в последующих периодах, — даже до последнего ужасного рассеяния иудеев при Адриане (137 по Р. X.), тем более замечательна и важна для историка, что в ней все происшествия сохранены в непрерывном, последовательном порядке, и сверх того объясняют даже темные события других народов.
Второй периодах Потопа до Моисея, от 3246 до 1500 до Р. X. — В этот период оставшиеся от Потопа 8 человек вновь размножились и перешли из Азии в Африку и Европу, — от умножения и дальнейшего их распространения произошли народы. Искусство письма, как полагают, изобретено было Таутом.
В Халдее, Вавилоне, Финикии и особенно в Египте восприняли начало многие науки и художества. Там же возникло идолослужение, и во всех этих — и других странах — весьма распространилось. Прежде прочих сделались известными царства: Вавилонское, Ассирийское и Египетское, которых основателями были Немврод, Ассур и Менее. Финикияне начали уже производить значительную торговлю сухим путем и морем. В Греции положено было основание некоторым государствам, но народ был еще без всякого образования. При всеобщем повреждении веры в эти времена Бог избрал Авраама, чтобы чрез него сохранить в людях истинное благочестие, определив ему быть праотцем многочисленного народа, который должен был удерживать это же преимущество последственно. Потомки его, израильтяне, в исходе этого периода находились в Египте.
Третий период начинается от Моисея и продолжается до основания Рима — от 1500 до 753 г. до Р. X. 3 й период содержит почти семь с половиной столетий. Древние заключают им баснословные времена истории, так как они продолжают времена неизвестные до конца предыдущего периода. В это время израильтяне получили через Моисея лучшее устройство, в рассуждении веры, законов и нравов. Они завоевали землю Ханаанскую; избрали себе царей, из которых Давид и Соломон наиболее славны и замечательны; разделились от несогласия на царства — Иудейское и Израильское; но сохранили прежнее откровение истинной веры, от которой нередко обращались к идолопоклонству; и как по причине этих, так и других достоверных древнейших повествований остались доныне достопамятным, хотя и не повсюду известным народом. Ассирияне сделались могущественным народом чрез завоевания; но при Сарданапале могущественное царство их пало. Сезострис, возвеличив Египет, привел его в цветущее
состояние, в каком он, несмотря на многие перемены, оставался долгое время. Морские путешествия[47] далеко распространивших свою торговлю финикиян[48], которые имели славного историка и философа Санхо- ниатона, подали случаи к завершению разных поселений, из которых знатнейшим был Карфаген. В это время и греки, наученные иностранцами, мало-помалу начали отличаться от прочих народов превосходсг- во<м> душевных дарований. Кекропс основал Афины; последний царь Афинский, — Кодр, умер за свое отечество. Спарте дал законы Ликург, а Криту — Миной. Орфей водворил в Греции кроткие нравы, понятие о вере, стихотворство и другие художества. Вскоре после него явился у греков— в Малой Азии — великий стихотворец Омир. Он воспел героев войны, разрушившей Троянское царство. История этой войны положила первое начало верному летосчислению. Но оно стало еще правильнее, когда при конце этого периода началось счисление по Олимпиадам (с которого древние начинают историческое время), а в начале следующего— от построения Рима и царствования в Вавилоне Набонассара.
Четвертый период начинается от Ромула, или от основания Рима, и продолжается до Кира, или до основания Персидской монархии. Он содержит не более двух веков — от 753 до 550. —
Жители новопостроенного города Рима получили от Нумы обряды богослужения и законы; под предводительством других царей они распространили свои владения покорением соседственных народов. Из развалин прежней Ассирийской монархии произошли три новые: новое Ассирийское при Фуле, новое Вавилонское при Набонассаре, и Мидийское, начавшееся
Дейоком,— преемники его покорили Ассирийское царство[49]. — Салманассар, царь Ассирийский, разрушил Израильское, а Навуходоноссор, царь Вавилонский, Иудейское царство. В эти времена израильтяне имели Исаию и других пророков. Хотя история Египта со времени Псамметиха становится связнее, однако это цветущее государство, от внутренних смятений и внешних браней, пришло наконец в упадок. В этом же периоде скифы в Азии и целъты, или киммерияне, в Европе делали частые нашествия, которые были бедственны для прочих народов; впрочем, при всем варварстве и дикости скифов, у них был Анахаренс: любитель наук и основатель веры и законов. Дракон и славный Солон были законодателями <для> возникшей Афинской республики, а Ликург — для Спартанской. Залевкдзл законы Локрам. Коринфяне основали Сиракузы. — В это время греки вообще отличались остроумием, ученосгию, торговлею и кораблеплаванием и завели многие колонии и селения. Фалес, один из 7<-ми> их мудрецов, основал первую философскую секту в Малой Азии. — Там же родился Езоп, славный нравоучительный баснописец.
Пятый периодах Кира до Александра В<елико- го>, или до основания Македонской монархии — от 550 до 330 до Р. X.
Этот период продолжается также 200 лет. В начале его Кир, овладевший Мидийеко-Ассирийским и Лидийским царствами, покорил также и Вавилонское и сделал свою Персидскую державу могущественнейшею в Азии. Преемники его завоевали сверх того Египет, — часто, но тщетно свергающий иго персидское, — и еще Македонию и часть Индии; скифы же, а более греки, обратили в ничто все эти завоевания. — Греки не только отразили Ксеркса и других персидских царей, вторгнувшихся
в их отечество, но перенесли свое оружие и в Азию. С этих пор греки являются в величайшем блеске. Они одержали знаменитые победы под предводительством Милътиада, Фемистокла и других великих своих полководцев. Перикл покровительствовал изящным художествам. Пифагор был основателем италийской философской школы. Мудрый Сократ преподавал1 чистейшее понятие о вере и нравственности. Ученик2 его Платон возвел ум на высшую степень деятельности. ИроЗот сделался отцом3 истории, а Иппократ — врачебной науки. Стихотворство доведено Софоклом и другими до величайшего совершенства. Но эти же греки вскоре ослабили сами себя междоусобиями и внешними войнами до того, что Филипп, царь македонский, без труда мог лишить их независимости. Между тем ^шоя/^уничтожили у себя монархическое правление и верховную, — впрочем, весьма ограниченную — власть вручили консулам и другим начальственным лицам.