Дыдреышх Обозрение всеобщей истории

времен

Род человеческий обитал в пфвые времена в Азии. Тогда не было еще никаких гражданских обществ, ко­торые бы отделялись друг от друга особенными языка­ми, пределами[32] владений и политическим устройством. Люди жили еще друг с другом во всеобщей связи, поло­жили начало некоторым необходимым художествам, которые могли удовлетворять их нуждам, сообразно их роду жизни. Они не умели писать; не имели ника­кого понятия о науках; но имели познание о Существе Высочайшем, и отправляли некоторое служение Ему. Наконец, за развращенные нравы, были все, исключая одно семейство Ноево, истреблены всемирным пото­пом — за 3246 до Р. X. (по 70 толковн<икам>).

От семейства Ноева, по причине долголетия[33] лю­ди опять размножились и разделились на целые наро­ды, которые перешли из Азии в другие части света.

АссириянеОколо 2000 лет до Р. X. в Азии первые являются ассирияне. Они основали государство, господствующее над большею часгию полуденной Азии, некоторое вре­мя над Египтом, часгию и Эфиопии. Основанное Нев­родом и Ассуром, распространенное Нином и Семи­рамидою, это Вавилонско-Ассирийское государство несколько веков сряду было страшно соседсгвенным народам; но потом разделилось снова на три народа и царства, на главнейшие, из которых оно было состав­лено, т. е. на Ассирийское, Вавилонское и Мидийское; а наконец, между 550 - и 600 -годами до Р. X., подпало совершенно владычеству персидского царя Кира.

В первые времена господствовало там идолослу- жение, и положено начало астрономии^ потом процве­тало зодчество и много других художеств, но происше­ствия военные более всего наполняют историю этого народа, исчезнувшего наконец с лица земли.

ЕгиптянеВ одно время с ассириянами славились в Афри­

ке египтяне. Менеса, жившего спустя 900 лет после Потопа, почитают первым царем их. Долгое время находились они под властию многих малых и частию иноземных владетелей; но с царствования Седостри- са государство Египетское на долгое время сделалось могущественным и цветущим. Достоверная же их история начинается от Псаммитиха. Они мало имели завоевателей, но тем более благодетельных государей, законодателей и образователей своему государству. Мудрые законы, многие науки и художества обязаны им своим происхождением и перешли от них к прочим народам. Остатки колоссальных памятников в Фивах и Мемфисе еще до этих пор возбуждают любопытство и заставляют изумляться над их развалинами; царство <Египетское> существовало более 16 столетий; нако­нец и египтяне подпали под иго персов, и от этого вре­мени непрерывно подвергались различной иноземной власти. Остаток этого народа теперь известен под име­нем коптов.

Евреи На пространстве между этими двумя царства­

ми являются евреи, или израильтяне. Родоначальник их Авраам вел пастушескую жизнь, со всем своим семейством, в Ханаане; по преселении их в Египет они размножились так, что стали их притеснять, но Боговдохновенный муж Моисей избавил их от рабст­ва Египетского. Этот избавитель их, вождь, законода­тель и учитель, был вместе и древнейший бытописа­тель мира: без него мы ничего не знали бы о первых народах. Образованный им народ овладел Ханаанскою землею; избирал себе царей, из которых славнейшие были: Давид и Соломон; потом они разделились на два

царства и напоследок увлечены были из своего оте­чества ассириянами и вавилонянами. Возвратясь по 70-<легне>м пдеиеиии частию в свое отечество, они нахо­дились под чуждою верховною властью[34], а некоторое время под влиянием собственных своих государей, как наконец, спустя 70 лет по Р. X, рассеяны были[35] по лицу земли, не оставляя, однако ж, никогда законов своих и нравов. Этот народ до самого воплощения Спасите­ля удостаивался получать свыше откровение в своей вере, и резко отличался пред другими народами поста­новлениями, гражданским и церковным. Кроме ско­товодства и земледелия, он упражнялся в некоторых Художествах, а особливо в поэзии духовной. Но вели­чайшая его заслуга состоит в сохранении для потомков и других народов — древнейших, но верных известий и наставительных понятий о многих предметах, кото­рые достойны были изучения и принесли величайшую пользу человечеству.

Финикия- С израильтянами, около времен Авраамовых, гра-

™ ничили вдоль Средиземного моря финикияне, народ

столь же достопримечательный во всеобщей всемир­ной истории. Обширною своею торговлею и морепла­ванием они рано и надолго приобрели преимущест­во почти пред всеми другими народами; в торговых делах они имели связи с образованными народами, через что заимствовали понятие о науках и художе­ствах, но самый их род жизни заставляет думать, что они ревностно занимались и сами науками: по необхо­димости или случайно ими были открыты[36] для науки и общежития следующие[37] изобретения: письма бук­венного (таутом— мудрость), считания (т. е. ариф- мет<ики>), клеймения метал<л>ов, ткания и окраши­вания пурпуром материи, и эту самую краску, стекла, и проч. Мореплавание их сделало землю известнее: они

распространили по ней разные познания, произведения торговли и предметы роскоши. Около трехсот лет до Р. X. персы и македоняне ускорили падение этого народа.

От финикиян произошли карфагеняне, которые за 888 лет до Р. X. основали в Африке[38] государство, которое своею торговлею и морскою силою пришло в весьма цветущее состояние и владычествовало в Ис­пании и других странах Европы, пока завидовавшие его могуществу римляне, за 150 лет до Р. X., не раз­рушили[39] Карфагена и не уничтожили самого имени этого народа.

Между тем греки уже долгое время обращали на себя внимание света. Древнейшие жилища их были в Малой Азии, откуда с давних времен они перешли в Европу и первые даровали этой части света преиму­щества пред Азиею. Они основали в собственной Гре­ции и в соседственных с нею землях многие малые госу­дарства, и заняв просвещение от египтян и финикиян, сами просветили прочую Европу, в которой, так, как и в других частях света, завели многие селения. Ника­кой другой народ в древности не оказал столько блиста­тельных успехов во всех науках и изящных искусствах, законодательстве и утонченности нравов, как гре­ки, — они опередили своих учителей! Любовь греков к независимости и отечеству часто являла дела непо­стижимо великие! Учение чувственной веры своей обра­зовали они в духе стихотворческом и философском; языках был обработан счастливее, нежели какой-либо другой у древних; за 1000 лет до Р. X. они имели уже Омира, стихотворца, достойного удивления. Великих мужей во всех городах было у них более, нежели у всех вместе исчисленных народов. Хотя они разделялись на многие державы, но общественным, политическим направлением мыслей чрез долгое время составляли один сильный народ; — пред всеобщею опасностью,

от внешнего врага, соединялись всеми силами в одно целое и противусгояли всем усилиям; они уничтожи­ли царство Троянское, мужественно отразили страш­ное нападение персов; но мало-помалу между <н>ими вкралось несогласие, и это междоусобие[40] ослабило их, и наконец, в течение двух последних веков пред Р. X. <они> лишены были римлянами свободы!

Македоняне, народ греческого происхождения, еще задолго до этого времени похитили эту свободу у прочих греков, которые никуда не могли выйти из- под влияния их. Те же македоняне, соединясь с афи­нянами и спартанцами, возвели греков на высокую степень славы. Их царь Александр Великий, почти за 350 лет до Р. X., разрушил могущественное Персид­ское царство; чрез свои завоевания сделал Азию более известною и распространил во многих странах грече­ский язык, веру и ученость. По смерти Александра его монархия разделилась на многие государства.

Римляне занимают в истории место столь же важное. За 750 лет до Р. X. был построен главный их город Рим. В течение 250 лет они управлялись царями (Ке§е$); но после образ правления своего превратили в республику (народом правимую державу), которая при многих переменах существовала около 500 лет, пока наконец за 30 лет до Р. X. совершенно не подпала владычеству Октавия Августа, В продолжение этого времени римляне сперва покорили всех своих соседей в Италии, потом карфагенян, греков и македонян, со многими другими народами; завоевали прекрасней­шую и большую часть известного тогда света; навели на всех ужас и удивление[41]; но наконец внутренними войнами и стечением других причин так себя ослаби­ли, что около времен Р<ождесгва> Христова уже поло­жено было основание их падению. В течение первых пяти столетий они были только воины и завоеватели,

но не без мудрого государственного устройства, законов, нравов и добродетелей. Победив греков, познакомились они с науками и художествами, и соделались весьма счастливыми их подражателями во многих творениях разума и воображения. Грекам же обязаны они образо­ванием своей религии. Победы в Азии познакомили их с роскошью, а она открыла свободный путь порокам; любовь к отечеству и независимости погасла; свиреп­ствуя друг против друга, они ускорили падение госу­дарства, которого — может быть — никогда бы не воз­можно было ниспровергнуть!

Персы были также одним из могущественнейших народов древности. По прошествии многих столе­тий, в которые были они не так замечательны и час­тию состояли под властию других азийских народов, Кир, за 560 лет до Р. Х>, сделался основателем могу­щественной их державы. При нем и его преемниках[42] завоевали они большую часть Азии, покорили Египет, Македонию и другие земли; но нашествие их на греков ослабило собственные их силы, и Александр В<ели- кий> совершенно уничтожил их государство. Склон­ность их к войне укрощена была строгими законами и простою чувственною— естественною— верою и некоторыми упражнениями в науках; но потом мало-помалу эта склонность превратилась в роскошь, ослабила их воинственный дух и сделала неспособны­ми к перенесению военных трудностей. За 250 лет до Р. X. некоторым образом заступили место их парфяне, и почти одни со счастливым успехом противились могуществу римлян.

Между тем как римляне и парфяне приметным образом оспаривали друг у друга владычество над известным тогда миром, в Вифлееме родился Иисус Христос, Сын Божий, от Марии из Назарета, и при наместнике Понтии Пилате начал проповедовать Свое святое учение. Это случилось от Сотворения мира

в лето 5508. Христианское учение и вера во Искупите­ля мира, Иисуса Христа, распространилась столь быст­ро и столько имела последователей, исповедующих ее, что ни одна из бывших прежде вер не имела такого успеха. Она произвела важнейшие перемены в образе мыслей, в нравах, законах и государственном устройст­ве, в науках и вообще в образе жизни у многих народов. Невозможно с точносгию определить, что произвела христианская вера. Страны малоизвестные сделались с точносгию определенными, Европа получила но­вый вид и взошла в непрерывно-взаимную связь сама с собою, а1 напоследок и с другими частями света. Бес­численные последствия этой перемены продолжаются еще и до этих пор! Около этого времени, т. е. рождения христианской религии, в истории рода человеческого исчезла большая часть знаменитых народов древно­сти, или <они> так изменились, что уже не походили сами на себя. И с этого времени новые народы, или изменившиеся, вступают на поприще политической жизни, основывают новые государства, которые суще­ствуют еще и до нашего времени.

Знаменитые народы с Рождества Хрис<това>

Римляне В эти времена существовала огромная всемирная

монархия римлян, но они изменились и уже не походи­ли нисколько на первобытных римлян. Хотя Рим гос­подствовал над светом, но римляне уже повиновались императорам таким, которые по большей части недос­тойны были престола; были жертвою необузданности собственных войск, истребляли друг друга на службе у своих тиранов, и постепенно все более теряли досто­инства своих предков. Одну славу учености, искусств и витийства они умели сохранить еще долгое время. Спустя 300 лет после Р. X вера христианская сдела­лась у них господствующею, и в2 Константинополь была перенесена столица государства. Но внутренняя

1 а вписано.

2 в вписано.

слабость обнаруживалась. Воинственные народы с не­которого времени начали приближаться к пределам римским; мало-помалу принимали их внутрь госу­дарства и употребляли на службу. Когда же Феодосий (около 400 лет по Р. X.) разделил Римскую империю на Восточную и Западную, тогда эти народы ворва­лись в Зап<адную> импер<ию> и овладели ею почти без сопротивления (падение Запад<ной> Р<имской> имп<ерии> 476 год по Р. X.). Другие римляне, будучи еще презрительнее прежних, тысячью лет долее дер­жались в Константинополе, главном городе своей Вос­точно-Римской, или Греческой империи. Недостойные императоры, внутренние возмущения, суеверие, бого­словские распри, употребляемая во зло власть духо­венства, аравитяне, турки и Крестовые походы, — все это собственно приготовляло разрушение государства. Впрочем, падение его в пятнадцатом веке имело те счастливые последствия, что эти римские греки,— подданные тех, которые оказали малую услугу вере и наукам, — просветили ими прочую Европу, до этого погруженную в варварстве.

Между тем возник странный род римлян, кото­рых можно назвать папскими. Незначущий сначала учитель христианского общества в Риме сделался вско­ре Епископом и Патриархом; в VII столетии сделался светским князем древнего Рима и, по прошествии еще около 400 лет, подчинил этот город совершенно своей власти; а наконец в исходе XI столетия, со времен Гри­гория VII, явился уже светским и духовным владыкою Европы и всех ее государей, исключая римско-грече­ских и российских. Посредством злоупотребления религии, суеверия, невежества и легковерия европей­цев, щедрости королей французских, внутренних смя­тений Германии, бесчисленных хитростей и насильсгв, а также помощию великого множества католического духовенства римские епископы, или папы, основали и устроили это могущественное1 духовное государство,

могущественное вписано.

имеющее такое влияние на политические дела Евро­пы. Если оно и принесло для Европы случайные выго­ды, то несравненно более принесло и вред во многих отношениях к христианам. В XIV и XV столетиях, а еще более в начале XVI - это государство потрясено было Лютером и Реформациею, и владычество его во многих странах совершенно ниспровергнуто.

Немцы Место древних римлян, когда они уже недостой­

ны были своего имени, мало-помалу заступали другие народы одного с ними происхождения, т. е. немцы, или германцы. За столетие до Р. X. они уже обратили на себя внимание истории. Победы над ними римлян были незначительны в последствиях, и эти храбрые народы, любящие вольность, распространившись в половине 11- столетия от Рейна и Дуная до тех стран, где Европа отделяется от Азии, сами непре­станно нападали на ослабленную Римскую империю, и некоторые из них заняли в ней[43] целые области для поселения. Но в начале V- столетия они вторгнулись в нее[44] [45] со всех сторон беспрепятственно. И под име­нем готов, вандалов, франков, бургундов, свевов, саксов, герулов, лонгобардовк других разрушали Западно-Рим­ское государство, и на развалинах его основали новые державы, которые частию сохранились до наших времен, как то: государство немецкое*, или Германию, Англию, Францию, Испанию и Португалию.

Эти племена германские, бывшие большею час­тию язычниками, но все народом воинственным и невежественным, хотя производили сначала вели­чайшие опустошения, но по принятии от побежден­ных народов веры, художеств, наук и проч., они сами собою не распространили бы варварства и суеверия, ознаменовавших последующие столетия, когда бы хри­стианские римляне не положили уже тому основания.

Сильнейшее и долговременнейшее из новых не­мецких государств было Франконское, которого сущест­вование начинается в конце V- столетия. — Оно далеко распространилось по обеим сторонам Рейна и достигло высочайшей славы в начале IX века, при Карле Вели­ком. Плодом завоеваний этого государя было основа­ние новой империи, которой столицею снова сделался Рим. Эта могущественная монархия вскоре по смерти его разделилась на три державы: Италию с достоинст­вом империи, Немецкую землю и Францию. Собственное Немецкое государство, утвердившее теперь свое владе­ние преимущественно по эту сторону Рейна, хотя снова в X- столет<ии> приобрело Италию и степень Импе­рии, но в последующие времена лишилось большей части италиянских[46] своих владений, а наконец отложи­лись от него Швейцария и Соединенные Нидерланды.

Потом сделалось оно державою изобретатель­ною, и напоследок таким политическим телом, кото­рое составлено было из многих отдельных владений; беспрерывно находилось в смятениях до XVI сг<оле- тия>, не имело почти законов для своего устройства, и еще позже достигло цветущего состояния. Немцы, со времен франков, большею часгию обратили или при­нудили к христианству прочую Европу. Многие евро­пейские народы и государства происходят от них, гово­рят их языком или наречиями, и часгию управляются немецкими государями. Немцы были всегда ревните­ли вольности, воинственны, трудолюбивы и постоянны. Им приписывают некоторые важнейшие изобретения. Они первые свергли с себя иго духовного римского влады­чества и тем оказали важнейшую услугу просвещению <в> Европе; чрез то умягчились и самые их нравы; но, от излишней склонности к подражанию другим наро­дам, мало-помалу испортились. Вообще они редко познавали собственные свои силы, и уже в позднейшие времена начали в полной мере пользоваться ими.

Арави- Вскоре после того, как немцы раздробили Запад-

тяне п

ную Римскую империю, аравитяне привели на край погибели Восточную. Этот кочующий и до VII столе­тия ничтожный народ имел тогда в Магомете основа­теля новой веры, которая, после христианской, нашла множество ревностных последователей и жестоко при­теснила идолослужение. Магомет в то же время сде­лался завоевателем и воспламенил аравитян к войнам. Но уже преемники1 его стали нападать на соседствен- ные государства; они покорили царство Персидское, заступившее место Парфянского; отторгли у грече­ских императоров некоторые прекраснейшие владения в Азии и Африке; даже Испания, Португалия, многие острова Средиземного моря и часть Индии подпали их власти. Народ, который сначала отличался только уди­вительною храбростию, вскоре присвоил себе остатки греческой учености и предался наукам так пламенно и успешно, что самые европейские христиане2 частию у него учились. Но это великое Аравийское государст­во, называемое еще Калифатством, сильно потрясено было внутренними раздорами и разделениями, недос­тойными государями, нападениями татар и турок, и наконец совершенно разрушилось в XIII сгол<етии>. В Испании существование его продолжалось двумя столетиями долее. Впрочем вера магометанских ара­витян3 сохранилась до наших времен, и некоторые из <их> африканских владений процветают поныне при берегах Средиземного моря.

Нор- Между тем в северной Европе, с IX столетия,

ман<н>ы. появились норманны, воинственный народ немецко­го происхождения. Разбойнические их флоты вскоре сделались страшными почти всем берегам Европы, а частию и внутренним странам. Они сделали некото­рые завоевания во Франции, Англии, Неаполе и Сици­лии, и скоро приняли от других немцев христианскую

1 В автографе: приемники

2 Вместо: Европейские Христиане — было: Европейцы

3 Вместо: Магометанских Аравитян — было: Магометанская

религию и искусство письма. Множество малых вла­дений, откуда производили они свои нападения, обра­зовали впоследствии три большие державы: Данию, Швецию и Норвегию, из которых в конце XIV столетия составилось одно государство; но Швеция, часто пре­рывавшая это соединение, в начале XVI века отдели­лась навсегда от обеих прочих. Общее имя норманнов исчезло, но шведым датчане сделались славными.

Норманны и славяне сделали известным <мир> Сев<ерной> Европы. Славяне издревле занимали ту часть Европы, которою не владели ни римляне, ни германцы. По удалении немцев к западу славяне рас­пространились до рек Эльбы и Саалы, потом простер­лись далее на юг, содействовали к ослаблению Римской империи, и сами, разделясь на многие племена, осно­вали многие новые владения. В VII столетии произош­ли от них королевства: Кроация, Далмация, Славония, Босния и Сербия. Богемцы с VIII века имели уже сво­их герцогов. Другие славяне в IX столетии положили основание государствам: Польскому, Велико-Моравско­му и Российскому. Славяне, поселившиеся по обеим сто­ронам Днепра и далее к северу до Ладожского озера, основали1 около половины V века города Киев и Нов­город. Хотя новгородские славяне, соединясь с чудью и другими соседственными народами, свергли с себя иго варягов (норман<н>ов?), но, усматривая возрастаю­щее со дня на день безначалие и пагубные следствия, решились призвать к себе князей из варягов — россов. По этому приглашению прибыли к ним, в последней половине ЕХ столетия, три брата: Рюрик, Синеус и Тру­вор со множеством своих единоплеменников. Они основали три княжества, которые Рюрик, по смерти своих братьев, соединил в одно и перенес столицу свою в Новгород. Таким образом положено здесь основа­ние самодержавному владению. Преемники Рюри­ка распространили его от Балтийского до Черного

Было: основала

и Азовского моря, от Волги почти до Вислы и Йеме­на. В начале X века все народы, составлявшие эту дер­жаву, стали называться руссами, а земля их Русью или Россиею.

В конце X века Великий Князь Владимир при­нял христианскую веру и объявил ее господствующею в России; вместе с нею россияне получили от греков письмена и начали знакомиться с науками и художест­вами.

Но разделение государства, сделанного Владими­ром и Ярославом в XI веке, подало повод к междоусо­биям князей; чрез это самое Россия приходила — вре­мя от времени— в бессилие и наконец подверглась около половины XIII столетия игу татар, которые вла­дычествовали над нею до исхода XV века. В продол­жение этого бедственного времени ливонские рыцари, Литва и поляки завладели некоторыми ее областями; но в конце XV столетия, в государствование Иоан­на Васильевича, россияне свергли с себя иго татар и даже их подвергли своей власти. Во второй полови­не XVI столетия, при Иоанне Васильевиче Грозном, они покорили царства Казанское и Астраханское и поло­жили начало своей власти в Сибири. В начале XVII столетия Россия находилась в смутном состоянии от самозванцед, от2 нападения поляков, шведов и других соседственных народов, однако — к ее славе — она превозмогла врагов своих беспримерными подвига­ми гражданина Минина*, князя Пожарского и других верных сынов отечества. Со времени же возведения на престол фамилии Романовых, от которой происходит благополучно-царствующий ныне Императорский российский дом, слава, величие и могущество России возрастало беспрерывно. Царь Алексей Михайлович воз­вратил от Польши похищенные ею Малороссийские провинции. Петр Великий победил шведов и положил

1 В автографе: самозванцов

2 Далее было: над

3 Далее было: и

счастливое начало преобразованию России, возведен­ной им на степень империи. С этого времени россия­не начали восходить на степень просвещения; связи и сношения с европейскими державами быстрыми ша­гами довели ее до совершенства как в военном искус­стве, так <и> в науках и художествах. В XVIII столетии, в царствование Екатерины Великой, россияне совер­шенно восторжествовали над турками, поляками, шве­дами и персами и приобрели от них, а в особенности от поляков, многие земли. Начало XIX1 столетия, обе­щавшее железный век почти всем европейским держа­вам, вознесло Россию, после минувшего ее страдания от нашествия галлов и с ними двадесяти язык, на верх благоденствия и славы. Император Александр Iй осво­бодил Европу от ига французского деспота — Наполео­на и даровал мир миру, который укрепил Священным Союзом со знатнейшими европейскими державами.

Славяне земли немецкой с осьмого столетия бы­ли непрестанно утесняемы германскими народами, наконец в XII ст<олетии> покорены ими совершенно и приведены в христианство. Да и прочие2 славяне, основавшие независимые владения, из которых немно­гие существуют еще и <до> этих пор (Царство Поль­ское присоединено к России по Парижскому миру в 1815 году), скоро обращены были в эту же веру. Славяне и по это время составляют многочисленный народ в Европе.

Вскоре потом два азийские народа потрясли кро­вопролитными войнами как свое отечество, так и са­мую Европу. Оба они происходили от татарского поко­ления, которое у древних неопределенно называлось скифским и часть которого, под именем гуннов, еще в IV и V столетиях, пришед в Европу, распространи­ли там опасное для римлян свое могущество. Венгры, их однородцы, покорили в IX веке часть Паннонии.

В автографе ошибочно: XVIII Далее было: их множес<тва>

Монголы Турки того же татарского племени, вышед из-за Кас­пийского мира, основали в X веке некоторые знатные государства в Азии, в странах, отторгнутых ими от ара­витян и Греческой империи. Но ни одно из них, кроме османского, существующего1 с начала XIV столетия, не устояло. Оно разрушило Греческую империю, рас­пространило свое владычество и магометанскую веру в трех частях света, и было бы для Европы еще ужас­нее, если бы венгры, персы и россияне не положили пределов их завоеваниям. Монголы, или моголы, другой народ татарского происхождения, свирепыми своими нашествиями угрожал Азии и Европе новым всеобщим порабоще­нием. В начале XIII столетия, под предводительством Чингис-Хана и его преемников, завоевали они Китай, Тибет, царство аравитян, многие другие азийские и европейские земли и Россию, которою владели око­ло двух с половиною веков. Огромное государство их вскоре было разделено и ослаблено. В конце XIV столе­тия Тамерлан, или Тимур, восстановил было его обшир­ными своими завоеваниями; но после него опять оно пало, и самая Империя Великого Могола в Ост-Индии в новейшие времена раздробилась. Китай же — древ­нейшее2 государство из всех существующих доныне, обитаемый во многих отношениях достопримечатель­ным народом, который, впрочем, был с древнею исто- риею мира почти без всякой связи, подпал в XVII сто­летии власти другого татарского народа — манжуров. Вот народы и царства, которые во всеобщей исто­рии представляются господствующими или заслужи­вающими более внимания, нежели другие. Впрочем3, другие народы, хотя также произвели некоторые дос­топримечательные перемены в состоянии рода чело­веческого, но <так как> они или происходили от этих, или были ими побеждены, то история их удобно может

1 Было: существовавшего

2 В автографе: Китай же: древнейшее

3 Далее было: и

быть соединена с исгориею первых. Таким образом всемирная история заимствует свои эпохи и периоды не от одного или немногих, но сколько возможно от всех этих народов, и чрез это достигает своей цели — представить в совокупной связи и порядке как великие в мире происшествия, так и мужей, достойных долж­ного всеобщего внимания.

Теперь увидим, что следующее разделение исто­рии рода человеческого основывается на главных его переменах и достопримечательных происшествиях.

Историю разделяют на древнюю, среднюю и новую.

Древняя история разделяется на семь периодов. Обозрение периодов1

Первый период начинается от Сотворения мира и оканчивается Потопом, случившимся за 3246 (3249 ?) до Р. X. Он заключает в себе око<ло> 22<-х> с полови­ною веков и примечателен по событиям Священным: содержит в себе историю еврейского народа, которая в последующих периодах, — даже до последнего ужас­ного рассеяния иудеев при Адриане (137 по Р. X.), тем более замечательна и важна для историка, что в ней все происшествия сохранены в непрерывном, последова­тельном порядке, и сверх того объясняют даже темные события других народов.

Второй периодах Потопа до Моисея, от 3246 до 1500 до Р. X. — В этот период оставшиеся от Потопа 8 человек вновь размножились и перешли из Азии в Африку и Европу, — от умножения и дальнейше­го их распространения произошли народы. Искус­ство письма, как полагают, изобретено было Таутом.

 
 

В Халдее, Вавилоне, Финикии и особенно в Египте восприняли начало многие науки и художества. Там же возникло идолослужение, и во всех этих — и дру­гих странах — весьма распространилось. Прежде прочих сделались известными царства: Вавилонское, Ассирийское и Египетское, которых основателями были Немврод, Ассур и Менее. Финикияне начали уже произ­водить значительную торговлю сухим путем и морем. В Греции положено было основание некоторым госу­дарствам, но народ был еще без всякого образования. При всеобщем повреждении веры в эти времена Бог избрал Авраама, чтобы чрез него сохранить в людях истинное благочестие, определив ему быть праотцем многочисленного народа, который должен был удер­живать это же преимущество последственно. Потомки его, израильтяне, в исходе этого периода находились в Египте.

Третий период начинается от Моисея и продол­жается до основания Рима — от 1500 до 753 г. до Р. X. 3 й период содержит почти семь с половиной столетий. Древние заключают им баснословные времена истории, так как они продолжают времена неизвестные до конца предыдущего периода. В это время израильтяне полу­чили через Моисея лучшее устройство, в рассуждении веры, законов и нравов. Они завоевали землю Ханаан­скую; избрали себе царей, из которых Давид и Соло­мон наиболее славны и замечательны; разделились от несогласия на царства — Иудейское и Израильское; но сохранили прежнее откровение истинной веры, от которой нередко обращались к идолопоклонству; и как по причине этих, так и других достоверных древ­нейших повествований остались доныне достопамят­ным, хотя и не повсюду известным народом. Ассирияне сделались могущественным народом чрез завоевания; но при Сарданапале могущественное царство их пало. Сезострис, возвеличив Египет, привел его в цветущее

состояние, в каком он, несмотря на многие переме­ны, оставался долгое время. Морские путешествия[47] далеко распространивших свою торговлю финикиян[48], которые имели славного историка и философа Санхо- ниатона, подали случаи к завершению разных посе­лений, из которых знатнейшим был Карфаген. В это время и греки, наученные иностранцами, мало-пома­лу начали отличаться от прочих народов превосходсг- во<м> душевных дарований. Кекропс основал Афины; последний царь Афинский, — Кодр, умер за свое оте­чество. Спарте дал законы Ликург, а Криту — Миной. Орфей водворил в Греции кроткие нравы, понятие о вере, стихотворство и другие художества. Вскоре после него явился у греков— в Малой Азии — вели­кий стихотворец Омир. Он воспел героев войны, раз­рушившей Троянское царство. История этой войны положила первое начало верному летосчислению. Но оно стало еще правильнее, когда при конце этого периода началось счисление по Олимпиадам (с кото­рого древние начинают историческое время), а в начале следующего— от построения Рима и царствования в Вавилоне Набонассара.

Четвертый период начинается от Ромула, или от основания Рима, и продолжается до Кира, или до основания Персидской монархии. Он содержит не более двух веков — от 753 до 550. —

Жители новопостроенного города Рима полу­чили от Нумы обряды богослужения и законы; под предводительством других царей они распространили свои владения покорением соседственных народов. Из развалин прежней Ассирийской монархии про­изошли три новые: новое Ассирийское при Фуле, новое Вавилонское при Набонассаре, и Мидийское, начавшееся

Дейоком,— преемники его покорили Ассирийское царство[49]. — Салманассар, царь Ассирийский, разру­шил Израильское, а Навуходоноссор, царь Вавилонский, Иудейское царство. В эти времена израильтяне имели Исаию и других пророков. Хотя история Египта со вре­мени Псамметиха становится связнее, однако это цве­тущее государство, от внутренних смятений и внешних браней, пришло наконец в упадок. В этом же периоде скифы в Азии и целъты, или киммерияне, в Европе дела­ли частые нашествия, которые были бедственны для прочих народов; впрочем, при всем варварстве и дико­сти скифов, у них был Анахаренс: любитель наук и осно­ватель веры и законов. Дракон и славный Солон были законодателями <для> возникшей Афинской респуб­лики, а Ликург — для Спартанской. Залевкдзл законы Локрам. Коринфяне основали Сиракузы. — В это время греки вообще отличались остроумием, ученосгию, тор­говлею и кораблеплаванием и завели многие колонии и селения. Фалес, один из 7<-ми> их мудрецов, основал первую философскую секту в Малой Азии. — Там же родился Езоп, славный нравоучительный баснописец.

Пятый периодах Кира до Александра В<елико- го>, или до основания Македонской монархии — от 550 до 330 до Р. X.

Этот период продолжается также 200 лет. В начале его Кир, овладевший Мидийеко-Ассирийским и Лидий­ским царствами, покорил также и Вавилонское и сделал свою Персидскую державу могущественнейшею в Азии. Преемники его завоевали сверх того Египет, — часто, но тщетно свергающий иго персидское, — и еще Маке­донию и часть Индии; скифы же, а более греки, обратили в ничто все эти завоевания. — Греки не только отрази­ли Ксеркса и других персидских царей, вторгнувшихся

в их отечество, но перенесли свое оружие и в Азию. С этих пор греки являются в величайшем блеске. Они одержали знаменитые победы под предводительст­вом Милътиада, Фемистокла и других великих своих полководцев. Перикл покровительствовал изящным художествам. Пифагор был основателем италийской философской школы. Мудрый Сократ преподавал1 чистейшее понятие о вере и нравственности. Ученик2 его Платон возвел ум на высшую степень деятельно­сти. ИроЗот сделался отцом3 истории, а Иппократ — врачебной науки. Стихотворство доведено Софоклом и другими до величайшего совершенства. Но эти же греки вскоре ослабили сами себя междоусобиями и внешними войнами до того, что Филипп, царь маке­донский, без труда мог лишить их независимости. Между тем ^шоя/^уничтожили у себя монархическое правление и верховную, — впрочем, весьма ограни­ченную — власть вручили консулам и другим началь­ственным лицам.

Наши рекомендации