Квалификационных работ по географии

Курсовая работа

Курсовая работа представляет собой вид научно-исследовательской работы студента, выполняемой ежегодно с целью становления его как молодого специалиста-географа и отражающей основные результаты его научно-исследовательской деятельности. Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее написания студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания через отбор и анализ дополнительных источников географической информации. Кроме этого, курсовая работа способствует мотивации инициативной работы студента, формированию навыков самостоятельной, творческой исследовательской деятельности.

К курсовой работе как к первому самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

– в своей основе она должна иметь актуальную проблему, которая решается с помощью теоретико-методологического арсенала общественной географии;

– должна быть выполнена на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением широкого перечня литературных, картографических, статистических и других материалов;

– должна быть грамотной, написана научным языком, логично структурирована и правильно оформлена;

– должна быть создана самим студентом под руководством его научного руководителя;

– не должна быть пересказом уже изученного ранее материала или простой компиляцией[1];

– должна содержать элементы творческого подхода к решению научной проблемы.

Работа над курсовыми работами предшествует выполнению выпускных квалификационных работ. В связи с этим каждая курсовая работа является самостоятельным исследованием, но может быть и составной частью будущей квалификационной работы.

Выполнение курсовых проектов начинается с выбора темы, обоснования ее актуальности, отбора литературных источников, составления библиографических списков. Важным источником информации для написания курсовой работы на старших курсах могут быть материалы, собранные при прохождении производственных практик. По мере углубления работы над курсовым проектом, проявления при этом научного поиска студенты пытаются формулировать основную проблему их исследования. Это очень важный этап на пути к окончательному утверждению темы. От четкого формулирования проблемы в значительной мере зависят правильная постановка цели исследования, определение комплекса решаемых задач, а также объектно-предметной сущности работы, выбор методов и подходов исследований, структурное построение и логика работы, набор используемой географической информации и, в конечном счете, – результат исследования.

Курсовая работа отличается от всех других научно-исследовательских работ как по содержанию, так и по объему. В связи с этим следует отметить специфику курсовых проектов на младших и старших курсах.

Курсовая работа на 2-м году обучения[2], как правило, носит в большей степени сравнительно-описательный (реферативный) и учебный характер.

Выполнение курсовой работы студентами кафедры социально-экономической географии на 2-м курсе должно соответствовать процессу формирования общепрофессиональной компетенции по ФГОС – ПКВ.23: «уметь применять знания о территориальных социально-экономических системах в научных исследованиях».

Рассмотрение базовых основ общественной географии студенты должны начинать с закрепления первичных знаний об основных понятиях и категориях, основных учениях социально-экономической географии, ее структуре и отдельных направлениях, а также навыков по их применению в исследовательской работе. В качестве одного из таких понятий используется категория «территориальная социально-экономическая система» (ТСЭС), под которой понимается территориальная ячейка жизни общества, в которой взаимообусловленно протекает множество процессов, возникают и развиваются явления социально-экономического характера. В качестве обязательного полигона исследований в курсовой работе студенты вместе со своим научным руководителем должны выбрать ТСЭС микро- (уровня муниципальных образований), мезо- (уровня субъекта федерации), макроуровня (уровня крупной части страны или страны в целом). Категория ТСЭС является базовой, так как имеет свойство развития в более сложном территориальном явлении – территориальной общественной системе, речь о которой пойдет на старших курсах.

Рассматривая на 2-м курсе данное понятие, его можно увязать с другими категориями общественной географии: «экономико-географическое положение», «территориальная структура», «территориальный потенциал», «функции местности», «факторы и закономерности размещения производства и населения», являющимися предметом рассмотрения различных лекционных курсов: «Введение в социально-экономическую географию», «Технолого-экономические основы производства», «Основы учения о территориальных социально-экономических системах». Работая над курсовым проектом, можно применять различные методы исследований, о которых шла речь в курсе «Методы экономико-географических исследований». Тем самым создается база для активизации научно-исследовательской работы на 3-м и 4-м курсах.

Рекомендуемый объем работы – не менее 25 страниц компьютерного текста формата А4. Необходимое количество источников для написания – не менее 15.

В ходе работы над курсовыми сочинениями на старших курсах – 3-м (на очном, заочном отделениях), 4-м и 5-м (на очно-заочном отделении) – студенты формируют следующие компетенции:

– ПК.10: «применять теоретические знания на практике»;

– ПК.18: «владеть и уметь применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основных географических закономерностей, факторов размещения и развития».

Формирование этих компетенций предполагает, что курсовые проекты на старших курсах приобретают в большей степени научно-исследовательский и прикладной характер. Выбор темы курсовой работы на 3-4-м курсах обусловлен собственными интересами студента в общественной географии. В ходе работы над инициативным исследованием студент проводит углубленный анализ информационных источников, создает авторскую методику или модернизирует уже разработанные методики общественно-географических изысканий, систематизирует / обобщает геоинформацию, проводит территориальный анализ, выявляет причинно-следственные связи между географическими объектами, явлениями и процессами социально-эколого-экономического развития территориальных общественных систем (ТОС), предлагает варианты их перспективного функционирования. Обязательными элементами курсового проекта на старших курсах являются авторская позиция относительно объекта исследования, самостоятельность выводов, обоснованность рекомендаций.

Выбор темы для инициативного исследования на старших курсах лежит в рамках следующих учебных дисциплин: «География населения и геоурбанистика», «Экономическая и социальная география России и мира», «Экономическая, социальная и политическая география», «География и экономика видов деятельности» и др. Рекомендуемое количество страниц курсового проекта – 30–50. Для выполнения работы желательно проанализировать не менее 20 литературных источников.

Выпускная работа бакалавра

Выпускная работа бакалавра – вид выпускной квалификационной работы, выполняемой выпускником вуза при условии завершения образования по программе бакалавра. Срок выполнения работы – конец 8-го семестра обучения. Выпускная работа является итоговым аттестационным испытанием и имеет целью формирование навыков исследовательской работы, закрепление уровня профессиональной подготовленности выпускников, полученного в период обучения и необходимого для самостоятельной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по направлению подготовки «География». Согласно ФГОС основными видами деятельности выпускников-бакалавров географии являются:

1) научно-исследовательская (в т.ч. проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; оценка природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения; анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов; изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества и др.);

2) проектно-производственная (в т.ч. проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного уровня иерархии; оценивание воздействий на окружающую среду и др.);

3) педагогическая (в т.ч. учебно-вспомогательная работа в вузах, учебная и воспитательная работа в общеобразовательных школах).

Общий порядок выполнения выпускных квалификационных работ по географии, в том числе работ бакалавра, указан в п. 2.1. данного пособия.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ (выпускной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации) определяются учебным планом, графиком учебного процесса и ФГОС высшего профессионального образования. Особенно это касается требований к итоговой государственной аттестации выпускников.

Выпускная работа бакалавра представляет собой вид учебно-исследовательской работы, основанной на обобщении материала выполнявшихся курсовых работ с предложением вариантов решения выявленных проблем функционирования ТОС или ее компонентов на разных территориальных уровнях. Она состоит из двух частей: реферативной, в которой отражаются теоретико-методологические наработки иных специалистов по избранной теме, и исследовательской части, в которой отражены авторские умозаключения и выводы. По завершении работы будущий выпускник представляет окончательный вариант решения инициативной теоретико-прикладной или прикладной задачи.

В ходе создания и защиты выпускного проекта студент формирует и закрепляет следующие компетенции:

– ОК.1: «способен к обобщению, анализу, восприятию информации»;

– ПК.1: «владение математическим аппаратом для обработки информации и анализа географических данных»;

– ОК.2, ОКВ.1: «владение навыками публичной и научной речи»;

– ОК.5: «способность анализировать социально значимые проблемы и процессы»;

– ОК.10: «владение навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач»;

– ПК.10: «готов использовать теоретические знания на практике».

Данные компетенции реализуются в процессе следующих учебных и научно-исследовательских работ:

– использование подходов и методов общественно-географических исследований, в частности, картографического, системно-структурного, проблемного и др. (ОК.1);

– применение математического аппарата, чтение, обработка и анализ статистической информации (ОК.2);

– обобщение, систематизация и анализ географической информации (ОК.10);

– формулирование проблем развития территорий, создания прогнозов их дальнейшего развития (ОК.5; ПК.10);

– определение причинно-следственных связей между явлениями и процессами (ОК.10);

– проявление самостоятельности, инициативы и творческих подходов к исследованию;

– формулирование выводов и предоставление рекомендаций по результатам работы (ПК.10).

Руководство выпускной работой бакалавра осуществляют преподаватели кафедры социально-экономической географии, назначенные и утвержденные на заседании кафедры и совета факультета. Допускается привлечение к руководству выпускной работой бакалавра в качестве консультантов специалистов смежных специальностей (профессоров и доцентов вузов и академических учреждений, сотрудников НИИ, практических работников, экспертов и иных лиц, имеющих соответствующую квалификацию).

Общий объем выпускной работы бакалавра должен составлять не менее 40 страниц компьютерного текста формата А4. При этом устанавливается также количественный предел использования литературных источников, необходимых для выполнения работы, – 20–30 наименований.

1.3. Дипломная работа специалиста[3]

Дипломная работа специалиста представляет собой вид выпускной квалификационной работы. Выполнение дипломного проекта является элементом итоговых аттестационных испытаний и завершает процесс обучения в высшем учебном заведении. Цель выполнения дипломной работы – закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков в области экономической, социальной и политической географии, определяемых Государственным образовательным стандартом ВПО 2-го поколения по специальности «География». Основные задачи, необходимые для реализации поставленной цели:

– решение актуальной теоретической или практической проблемы в области общественной географии;

– систематизация теоретических знаний по выбранной инициативной теме исследования;

– развитие профессиональных навыков и умений, необходимых для решения практических задач регионального развития;

– выявление способности специалиста на основе полученных знаний решать конкретные практические задачи по направлениям деятельности, определяемым Государственным образовательным стандартом по специальности «География».

Основными видами профессиональной деятельности выпускников в ГОС названы:

1) научно-исследовательская (в т.ч. проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества; выявление и диагностика проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием и др.);

2) проектно-производственная (в т.ч. проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного уровня иерархии; разработка географических аспектов маркетинговой и управленческой деятельности отдельных предприятий и фирм; обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности и др.);

3) контрольно-экспертная (в т.ч. проведение географической и экологической экспертизы различных видов проектного анализа и др.);

4) педагогическая (в т.ч. учебная и воспитательная работа в общеобразовательных школах, сузах и вузах).

Дипломная работа специалиста должна соответствовать следующим требованиям:

во-первых, она должна носить исследовательский и/или инициативный характер, что выражается в актуальности и новизне изысканий, логичности построения работы, ее комплексности, конструктивности, анализе новой литературы, во внесении элемента дискуссионности;

во-вторых, она должна являться продуктом самостоятельной деятельности студента (не Интернет, не компиляция) при консультационной и ориентирующей работе научного руководителя, в котором наряду с раскрытием теоретической основы инициативного исследования большая часть работы посвящена решению практической проблемы;

в-третьих, дипломная работа должна отличаться полнотой исследования, т.к. кроме материалов литературных источников в ней должны присутствовать выводы, умозаключения, конкретные рекомендации, мероприятия по улучшению ситуации (практическая направленность). Все это обусловливает увеличение объема дипломной работы по сравнению с курсовой и выпускной работой бакалавра. Ее общий объем должен составлять не менее 50 страниц компьютерного набора формата А4. При этом необходимо проанализировать не менее 30 литературных источников как отечественных, так и зарубежных авторов.

Кроме вышеуказанных, к основным требованиям дипломной работы относятся:

– научное изложение, грамотная обоснованность и доказательность выводов;

– современный теоретический и методический уровень выполнения;

– полнота раскрытия темы;

– конструктивность исследования;

– наличие картографических, графических, табличных материалов в приложении;

– хорошее техническое оформление работы.

Процедура выполнения дипломного проекта в основном соответствует алгоритму, указанному в п. 2.1. данного пособия, и включает выбор темы, получение заданий от научного руководителя, определение структуры работы, выбор и анализ геоинформации, изложение текста работы, формулирование основных положений, рекомендаций и предложений, доработка рабочего варианта с учетом замечаний руководителя, оформление чистового варианта работы.

В дипломной работе и иных научно-исследовательских работах разработанная географическая теория, изложенная в первой главе, в дальнейшем должна апробироваться на материалах конкретного региона, в качестве которого выступают ТОС различного уровня иерархии. В основу дипломной работы могут быть положены выводы предыдущих курсовых работ, материалы, собранные в результате прохождения производственных практик, иные материалы, в т.ч. фондовые материалы кафедры.

Руководство дипломной работой осуществляют преподаватели кафедры социально-экономической географии, назначенные и утвержденные на заседаниях кафедры и совета факультета. Допускается привлекать к руководству дипломными проектами в качестве консультантов по отдельным темам, инициативно разрабатываемым в рамках тематики кафедры, двух преподавателей кафедры или иных сотрудников факультета, вуза, практических работников, экспертов и иных лиц, имеющих необходимую квалификацию.

Магистерская диссертация

Магистерская диссертация (диссертация на присуждение ученой степени магистра географии) представляет собой вид выпускной квалификационной работы, выполняемой магистрантом в конце второго года обучения в университете. Магистерская диссертация – это законченная научно-исследовательская работа, отличающаяся логично выдержанной структурой, содержащая выводы и результаты инициативного поиска магистранта, проводимого им в течение периода обучения.

В отличие от других видов квалификационных работ магистерская дис­сертация характеризуется наибольшей полнотой исследований и теоретической направленностью, ярко выраженным проблемным изложением и более глубо­ким раскрытием теоретико-методологической основы. В ней в полной мере должны быть отражены теоретические и узкоспециальные знания ма­гистранта в рамках направления обучения «География (экономическая и соци­альная география)», его способность правильно формулировать теоретические положения, использовать аналитические способности, проводить сравнение, давать объяснение изучаемым процессам и явлениям. Важной составляющей магистерской диссертации является разработка, обоснование и представление методики исследовательского проекта, построенной исходя из цели и задач инициативного исследования. В методические разработки авторов, как правило, включаются методы камеральных исследований, связанные с обработкой гео­графической информации с помощью электронно-вычислительной техники. При этом важно отметить, что определенное значение имеет процесс овладения навыками экспериментальных исследований, в том числе проведения научных опытов, организации натурных исследований, участия в научно-исследователь­ских экспедициях, проведения социологических опросов и др.

Все эти и другие виды работ, выполняемых магистрантами в ходе написания работы, способствуют формированию и закреплению следующих общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС:

– ОК.5: «проявлять готовность к самостоятельному применению новых методов исследований»;

– ПК.4: «использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований»;

– ПК.11: «самостоятельно и в коллективе разрабатывать практические рекомендации по региональному социально-экономическому развитию»;

– ПК.13: «проектировать социально-экономическую и хозяйственную деятельность в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах, проводить мониторинг социально-экономических, в том числе демографических, миграционных, этнокультурных и других процессов»;

– ПК.30: «обладать навыками экономико-географической экспертизы».

Магистерская диссертация является инициативным исследованием, поэтому должна соответствовать научным интересам и предпочтениям магистранта. Выбор тематики исследования осуществляется им самостоятельно. Формулирование конкретной темы должно происходить в ходе работы над диссертацией, при обработке собранных материалов и представлении результатов исследования магистрантом совместно с его научным руководителем.

В большинстве случаев выбор темы магистерской диссертации основан на необходимости решения каких-либо актуальных научных или научно-практических задач, имеющих большое значение в рамках определенной отрасли общественной географии или в одном из прикладных направлений будущей деятельности выпускника.

Отдельная глава диссертации должна быть посвящена апробации теоретико-методологических умозаключений и положений на примере конкретной ТОС (возможно, разных уровней иерархии), а также представлению рекомендаций, плана мероприятий и/или алгоритма по их реализации в процессе территориального управления и планирования.

Среди основных требований к магистерской диссертации следует назвать:

– оригинальность научно-исследовательской работы автора, обусловленная важностью (приоритетностью) и недостаточной изученностью определенной теоретико-методологической или практической проблемы общественной географии. Содержание магистерских диссертаций должно соответствовать требованиям, изложенным в ФГОС ВПО по направлению подготовки «География» (магистратура);

– актуальность представленной работы, доказанная в ходе ее написания;

– раскрытие объекта и предмета работы, четкое формулирование цели и задач исследования;

– привлечение и обзор значительного списка научной литературы по выбранной теме исследования (более 50–60 источников). В магистерской диссертации рекомендуется использование отечественных и зарубежных текстов, в т.ч. изданных на языке авторов;

– логичность структурирования научно-исследовательской работы, последовательное раскрытие проблемы и способов ее разрешения, отражающее внутреннее единство диссертации;

– достижение цели посредством последовательного решения задач;

– самостоятельность инициативного исследования (без копирования работы из Интернета, без компиляционных решений);

– использование разнообразных методов сбора и анализа информации, в т.ч. описательно-объяснительный, системно-структурный, статистический, картографический и др.;

– конструктивность, наличие конкретных результатов исследования;

– правильное оформление работы и соблюдение требований по структуре и содержанию диссертации, указанных в настоящем пособии.

Общий объем диссертационного исследования (без приложений) – около 60 страниц компьютерного текста формата А4.

Алгоритм выполнения магистерской диссертации в общих чертах соответствует алгоритму, представленному в п. 1.2, и включает выбор темы работы, определение объектно-предметной сущности, выбор или разработку методики исследования проблемы, выявление ее проработанности в научной литературе, обработку имеющихся источников геоинформации, оформление картографического и графического материалов, написание текста работы (теоретической главы и ее дальнейшую апробацию на конкретных примерах), его доработку с учетом замечаний научного руководителя и/или консультантов.

Тема магистерской диссертации и научный руководитель, осуществляющий подготовку магистранта к написанию данной квалификационной работы, утверждаются на заседаниях кафедры и совета факультета. В качестве консультантов при выполнении диссертации могут привлекаться ученые иных специальностей (направлений обучения), ведущие специалисты соответствующих НИИ, государственные чиновники, эксперты в области территориального управления и планирования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И НАПИСАНИЮ

Наши рекомендации