Особенности изучения курса «Экономическая и социальная геогр. мира» (10 класс).

Страноведение с общей ЭГ. Новое – усиление геогр, экол и соц. Начала в содерж. Курса, стремление к форм. Образа тер-ий.

Выделют структуру: 1. Общая хар-ка мира(полит. Карта мира, население, хоз-во мира) 2. Региональный (СА, Япония, ФРГ, Франция и т.д.), Глобальные проблемы человечества. В 1- кл. десятичная иерархия зн. Научн.: закон и закономерн., теория, парадигма, концепция, гипотеза, общие понятия, единичные понятия, термин, факт, представление. Единица научн. зн – общие научн. Понятия, они форм. яро научн. зн. У Максаковского их 8: Геогр. Среда, ресурсооб-ть, воспр-во насел, урбанизация, НТР, мир. хоз-во, междун. разд. труда., зелёная революция. Это осн. Понятия курса. Понятия о загр.окр.ср., о демаграфии, междун.экон.интеграции, агробизнесе, о монокультуре.

При изуч регион. обз. рассм. ? охр.окр.ср. и экол проблем в Заруб. Европе, Азии и т.д. с метод. т.з. Методы: – объяснительно – иллюстративный (полит. Карта мира), - репродуктивный (изуч. Канады), - частично – поисковый (Япония), исследовательский (Австралия), лекция (общая хар-ка хоз-ва Европы, НТР). Применимы нетрадиц. Уроки: Урок – суд (Разлив нефти), урок – игра (Путешествие по США),. Техн.и: проектная, модульная, компьютерная, игровая, выполнение программных пр.р. С.Р. должны иметь усложняющийся характер.

54. Работа со статистико-экономическим материалом в обучении геогр..Исп. Стат. мат-ов развивает познав. активность уч-ся, самост. в оценке геогр.фактов и явлений, знакомит с приемами научного позн. - наблюдением, анализом, обобщением, вооружая научн. принципами изуч. естественных и общественных явлений, являясь в то же время опорой для обоснованных выводов и умозаключений.

Статистические показатели предлагаются не для заучивания. Методику работы впервые разработал Н.Н.Баранский. Её порядок: 1. прочесть заголовок, 2. прочесть единицу измерения, 3. прочесть заголовки строчек и граф, 4. читать по строчкам и графам с округлением цифр, 5. сделать вывод о том, что узнаешь. Формы работы со статистическими материалами:

- сбор необходимых статистических показателей; - сравнение статистических характеристик;

- определение обобщающих статистических показателей;

- анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;

- построение графиков, диаграмм, составление таблиц.

Работа со стат. мат-ми в курсах физ. геогр. эффектней при условиях:

а) систематической работе с учебником;

6)актуализации межпредметных связей с математикой;

в)наличии красочных, наглядных описаний климатических погодных явлений;

г)тесной увязке наблюдений за погодой с понятиями «погода и «климат»;

д)проведении сравнения погоды и климата различных участков Земли и своей местности.

В курсах эконом.геогр.наиб. распр. получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Уч-ся впервые знакомятся со стат. таблицами. Данные таблиц являются основным источником статистической информации.

Требования программы предусматривают не только анализ статистических материалов, но и их построение. Наибольшее распространение в курсах экономической геогр. имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба.

55. Анализ учебников по курсу «Геогр.: природа России» (8 класс) и приемы работы с ним.Издательство «Дрофа» .Дронов, Ром Учебник для 8 кл (14-15 лет). Альтерн. Уч.Домогацких, Алексеевский. Учебник соотв. Целям обр-ия (ЗУН по курсу ФГР.). Учит анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы и т.д. Формир мировоззрение, труд. воспит, эколог. Воспит, воспит.патриотизма и тд. Принципы: эколог., межпредм. св., научности, доступности, историзма. Развив.познав. интерес.

Учебник – комплексный источник знаний. Вкл.текст. и внетекст. компоненты, они взаимосвязаны и дополняют др.др. Это - аппарат организации ЗУН, - аппарат ориентировки (значки), - иллюстративный аппарат (табл, карты, рис и тд).Имеется основной(теория, основные закономерности. отвечает на вопрос почему? Историч., картографич. методология), пояснительный (яркий образный рассказ об объекте, термины, объяснения и замечания) и дополнительный текст (приложение, доп мат-л, примечание, заметка к тексту, рекомендации, вопросы для самопроверки, практикум, и тд. В основном в конце учебника). Оглавление=содержание курса.Содерж.:1 часть. Особенности природы и природные рес-сы России. 2 часть. Прир. рес-сы России 3 часть.Человек и природа./име-ся осн. И доп. Текст. Различия в шрифте, доп. Текст в конце §. Содерж-ая часть логично связана, исп-ся дедуктив. Метод, Понятия раскрыты в полной мере/В нач.§ вопросы на воспроизведение ЗУН, В в тексте и после даны вопросы на закрепл. Получ. Знаний. Содержание вопросов различно, они охватывают все компоненты геогр. Знаний и умений/ много рисунков и карт, помогающий усв. Мат-ла.Словарь есть с раскрытием смысла./ориентировка – значки, но нет их расшифровки./ Текст изложен на дост. Ур-не, опирается на научность./Соотв. Осн. Станд. И является комплексным д/изуч. Этого предм. В 8 классе рассматривается географическое положение, природа, население и отрасли хозяйства, ориентированные на природные ресурсы.(У Домогацких, Алексеевского есть тоже учебник за 8 класс, там еще больше картинок, тесты для самопроверки, различные интересные задания, но очень просто изложен мат-л). Приёмы работы: работа с текстом, с форзацем, с терминами, с ФГ картами, с таблицами, схемами, рисунками, планами, вопросами и тд.



Наши рекомендации