Методика проведения экскурсий, практических работ на местности.

Школьная экскурсия - форма учебно-воспит работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Проведение экскурсии.

Каждая экскурсия должна быть глубоко продумана, чётко целенаправленна и строго согласована со всей системой школьной работы.

Экскурсия делится на три части: 1) подготовку к экскурсии;

2) проведение её;

3) обработку материала экскурсии и учебно-воспитательное использование её результатов.

Подготовка учителя к проведению экскурсии включает:1Формулировку цели задачи экскурсии, ознакомление с научной и методической литературой, разработка структуры экскурсии 2.Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, на производстве 3.Определение содержания и методов работы с уч-ся на каждой остановке 4.определение формы отчетности уч-ся5.Составление плана проведения экскурсии 6.Подготовку достаточного количества инструктивных и определительных карточек, оборудования.7.Определение характера подготовки уч-ся к экскурсии8.Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках и во внеклассной работе.

Подготовка уч-ся к учебной экскурсии проводится на уроке.. Школьники должны подготовится теоретически, практически и организационно. Теоретическая подготовка – повторение понятий, которые они должны применить на экскурсии. Практическая подготовка- обучение школьников тем приемам работы, которыми не могут быть задания, предусмотренные содержанием экскурсии. Организационная подготовка – накануне следует договориться с классом по организационным вопросам: выделить командиров, договориться о способах оповещения и т.д. Учитель сообщает цель, тему и план экскурсии, разбивает класс на группы 6-7 человек, назначает и инструктирует руководителей групп.

Проведение экскурсии. Порядок работы на каждой экскурсии такой: Вводная беседа учителя 1.Выполнение уч-ся заданий 2.заключительная беседа. Вводная беседа проводиться обычно в классе, основная часть экскурсии - работа на месте изучения – может проводиться в двух формах: иллюстративно и по заданию в виде самостоятельной работы. При иллюстрированной экскурсии знакомство ведется фронтально, под руководством учителя. При самостоятельной работе ученики сами собирают материал и предварительно его изучают. Учитель ведет наблюдение за работой, контролирует выполнение каждым уч-ся и оказывает помощь отстающим. Когда все задания выполнены, учитель заслушивает краткие отчеты о полученных результатов. В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает уч-ся вопросы, проверяет правильность выполнения и дает задания на дом – оформить результаты наблюдений и зарисовок в тетради. Правила проведения экскурсии:1.Помните, что экскурсия это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. 2.Определите тему, и цель экскурсии, изучите место, куда поведете экскурсантов, составьте план и маршрут.3.Выдерживайте тему экскурсии 4.Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.5.Не утомляйте, излишне экскурсантов 6. Не объясняйте на ходу7.Требуйте записи основных сведений 8.Закрепите экскурсию в памяти учеников.

Занятия на местности развивают у детей навыки политехнического характера, связывают теоретические знания с применением их на практике, развивают пространственные представления. Уроки измерительных работ в классе и на местности, имея много общего, в то же время существенно различаются размером объектов работы, что требует применения разных инструментов и приспособлений. Использование разных приборов и инструментов влечет за собой введение новых методов работы и особой организации занятий. На уроках практических работ необходимо следить за тем, чтобы каждый из учеников выполнил намеченные работы, а не оставался бы только пассивным наблюдателем. Часто для выполнения работы учеников распределяют по звеньям. В таком случае необходимо четко ставить задание перед звеном с таким расчетом, чтобы каждый член звена активно участвовал в работе.

Необходимо стремиться к тому, чтобы работы, выполняемые учащимися, имели практическую ценность. Например, чтобы провешивание отрезков прямых и деление их на равные части было связано с благоустройством школьной или другой территории, с подготовкой к весенним работам на участке, с устройством физкультурной площадки и т. д.

Прежде чем выходить на местность, полезно объяснить предстоящую работу в классе с использованием так называемого настольного полигона.

Успех практической работы на местности зависит от подготовки к ней учащихся, от хорошего оборудования, четкой организации и активного участия детей в выполнении задания.

Приведем примерную структуру такого урока:

-Сообщение цели урока.

-Организованный выход к месту работы.

-Повторение объяснения, которое давалось в классе на настольном полигоне с использованием нового оборудования. Знакомство с правилами и способами выполнения предстоящей работы.

-Выполнение учениками задания, составляющего основное содержание урока.

-Беседа о качестве выполненной работы, о возможной рационализации и улучшении ее, а также о том, в каких жизненных случаях приходится выполнять аналогичную работу.

Анализ уроков географии.

Общ сведения: Дата Класс Кол-во учащихся в классе Тема урока

Показатели:

1. Дидактический анализ

а) тема урока и ее соответствие программе;

б) дидактическая цель урока, ее определённость;

в) тип урока (овладение новыми знаниями; формирование и усвоение умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение и закрепление ЗУН; контрольно- проверочный; комбинированный);

г) основные структурные компоненты урока, его этапы;

д) задачи каждого этапа урока и их решение в ходе урока;

е) методы обучения, применение их на каждом этапе урока, их эффективность и разнообразие;

ж) средства обучения, применяемые на уроке, их уместность и технологичность;

з) результаты урока, их соответствие поставленным целям (образовательной, воспитательной и развивающей).

2. Содержательный анализ

а) соответствие содержания урока учебной программе;

б) оптимальность объема содержания урока;

в) единицы содержания урока (представления или понятия), их системность и последовательность (индукция и дедукция);

г) доступность содержания урока для учащихся;

д) способы представления содержания урока, их адекватность;

е) наглядность содержания, его связь с жизнью учащихся;

ж) актуальность содержания урока в обучении и повседневной жизни учащихся;

з) степень усвоения содержания урока учащимися, наличие обратной связи на уроке.

3. Психологический анализ

а) педагогический стиль работы учителя (авторитарный, либерально- демократический, гуманный);

б) общая психологическая атмосфера на уроке, интенсивность и темп урока (комфортная, удовлетворительная, дискомфортная);

в) использование приемов активизации познавательной активности учащихся;

г) использование приемов релаксации;

д) наличие интриги, коллизии, проблемы урока;

е) возможности диалогического и полилогического общения на уроке;

ж) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;

з) педагогический такт, «вес», мобилизация и «пристройка» учителя;

и) соответствие атмосферы урока его целям и задачам.

После открытого урока учитель проводит его самоанализ, в котором освещает правильность выбора целей урока, типа урока, его структуры, содержание, формы, приемы и ме­тоды на каждом этапе урока, итоги урока и оценку результативности урока.

Наши рекомендации