Методика проведения экскурсий, практических работ на местности.
Школьная экскурсия - форма учебно-воспит работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.
Проведение экскурсии.
Каждая экскурсия должна быть глубоко продумана, чётко целенаправленна и строго согласована со всей системой школьной работы.
Экскурсия делится на три части: 1) подготовку к экскурсии;
2) проведение её;
3) обработку материала экскурсии и учебно-воспитательное использование её результатов.
Подготовка учителя к проведению экскурсии включает:1Формулировку цели задачи экскурсии, ознакомление с научной и методической литературой, разработка структуры экскурсии 2.Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, на производстве 3.Определение содержания и методов работы с уч-ся на каждой остановке 4.определение формы отчетности уч-ся5.Составление плана проведения экскурсии 6.Подготовку достаточного количества инструктивных и определительных карточек, оборудования.7.Определение характера подготовки уч-ся к экскурсии8.Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках и во внеклассной работе.
Подготовка уч-ся к учебной экскурсии проводится на уроке.. Школьники должны подготовится теоретически, практически и организационно. Теоретическая подготовка – повторение понятий, которые они должны применить на экскурсии. Практическая подготовка- обучение школьников тем приемам работы, которыми не могут быть задания, предусмотренные содержанием экскурсии. Организационная подготовка – накануне следует договориться с классом по организационным вопросам: выделить командиров, договориться о способах оповещения и т.д. Учитель сообщает цель, тему и план экскурсии, разбивает класс на группы 6-7 человек, назначает и инструктирует руководителей групп.
Проведение экскурсии. Порядок работы на каждой экскурсии такой: Вводная беседа учителя 1.Выполнение уч-ся заданий 2.заключительная беседа. Вводная беседа проводиться обычно в классе, основная часть экскурсии - работа на месте изучения – может проводиться в двух формах: иллюстративно и по заданию в виде самостоятельной работы. При иллюстрированной экскурсии знакомство ведется фронтально, под руководством учителя. При самостоятельной работе ученики сами собирают материал и предварительно его изучают. Учитель ведет наблюдение за работой, контролирует выполнение каждым уч-ся и оказывает помощь отстающим. Когда все задания выполнены, учитель заслушивает краткие отчеты о полученных результатов. В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает уч-ся вопросы, проверяет правильность выполнения и дает задания на дом – оформить результаты наблюдений и зарисовок в тетради. Правила проведения экскурсии:1.Помните, что экскурсия это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. 2.Определите тему, и цель экскурсии, изучите место, куда поведете экскурсантов, составьте план и маршрут.3.Выдерживайте тему экскурсии 4.Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.5.Не утомляйте, излишне экскурсантов 6. Не объясняйте на ходу7.Требуйте записи основных сведений 8.Закрепите экскурсию в памяти учеников.
Занятия на местности развивают у детей навыки политехнического характера, связывают теоретические знания с применением их на практике, развивают пространственные представления. Уроки измерительных работ в классе и на местности, имея много общего, в то же время существенно различаются размером объектов работы, что требует применения разных инструментов и приспособлений. Использование разных приборов и инструментов влечет за собой введение новых методов работы и особой организации занятий. На уроках практических работ необходимо следить за тем, чтобы каждый из учеников выполнил намеченные работы, а не оставался бы только пассивным наблюдателем. Часто для выполнения работы учеников распределяют по звеньям. В таком случае необходимо четко ставить задание перед звеном с таким расчетом, чтобы каждый член звена активно участвовал в работе.
Необходимо стремиться к тому, чтобы работы, выполняемые учащимися, имели практическую ценность. Например, чтобы провешивание отрезков прямых и деление их на равные части было связано с благоустройством школьной или другой территории, с подготовкой к весенним работам на участке, с устройством физкультурной площадки и т. д.
Прежде чем выходить на местность, полезно объяснить предстоящую работу в классе с использованием так называемого настольного полигона.
Успех практической работы на местности зависит от подготовки к ней учащихся, от хорошего оборудования, четкой организации и активного участия детей в выполнении задания.
Приведем примерную структуру такого урока:
-Сообщение цели урока.
-Организованный выход к месту работы.
-Повторение объяснения, которое давалось в классе на настольном полигоне с использованием нового оборудования. Знакомство с правилами и способами выполнения предстоящей работы.
-Выполнение учениками задания, составляющего основное содержание урока.
-Беседа о качестве выполненной работы, о возможной рационализации и улучшении ее, а также о том, в каких жизненных случаях приходится выполнять аналогичную работу.
Анализ уроков географии.
Общ сведения: Дата Класс Кол-во учащихся в классе Тема урока
Показатели:
1. Дидактический анализ
а) тема урока и ее соответствие программе;
б) дидактическая цель урока, ее определённость;
в) тип урока (овладение новыми знаниями; формирование и усвоение умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение и закрепление ЗУН; контрольно- проверочный; комбинированный);
г) основные структурные компоненты урока, его этапы;
д) задачи каждого этапа урока и их решение в ходе урока;
е) методы обучения, применение их на каждом этапе урока, их эффективность и разнообразие;
ж) средства обучения, применяемые на уроке, их уместность и технологичность;
з) результаты урока, их соответствие поставленным целям (образовательной, воспитательной и развивающей).
2. Содержательный анализ
а) соответствие содержания урока учебной программе;
б) оптимальность объема содержания урока;
в) единицы содержания урока (представления или понятия), их системность и последовательность (индукция и дедукция);
г) доступность содержания урока для учащихся;
д) способы представления содержания урока, их адекватность;
е) наглядность содержания, его связь с жизнью учащихся;
ж) актуальность содержания урока в обучении и повседневной жизни учащихся;
з) степень усвоения содержания урока учащимися, наличие обратной связи на уроке.
3. Психологический анализ
а) педагогический стиль работы учителя (авторитарный, либерально- демократический, гуманный);
б) общая психологическая атмосфера на уроке, интенсивность и темп урока (комфортная, удовлетворительная, дискомфортная);
в) использование приемов активизации познавательной активности учащихся;
г) использование приемов релаксации;
д) наличие интриги, коллизии, проблемы урока;
е) возможности диалогического и полилогического общения на уроке;
ж) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;
з) педагогический такт, «вес», мобилизация и «пристройка» учителя;
и) соответствие атмосферы урока его целям и задачам.
После открытого урока учитель проводит его самоанализ, в котором освещает правильность выбора целей урока, типа урока, его структуры, содержание, формы, приемы и методы на каждом этапе урока, итоги урока и оценку результативности урока.