Методика проведения экскурсий с детьми

Подготовка занятия   Начало занятия   Основная часть   Завершение экскурсии  
- ознакомление воспитателя с объектом наблюдения - определение места наблюдения - обдумывание маршрута, расположения детей на месте экскурсии - работа с родителями (накануне предупреждаются об экскурсии, ее теме и цели - беседа с ведущим экскурсии   - заинтересовать детей - подготовить к восприятию - сообщение цели - методические приемы: загадка, стихотворение, показ предметов, обращение к личному опыту, вопрос к детям     - выделение микротем наблюдаемого - вопросы к детям – главный методический прием - сочетание всех приемов словарной работы - включение детей в активную деятельность     - закрепление полученных знаний - методические приемы: пение песни, вопросы к детям, игровой, практическая деятельность детей    

методика проведения занятий

по рассматриванию картин в разных

возрастных группах

группа вторая младшая группа средняя группа старшая, подготовительная к школе группы
1 2 3 4
используемые картины - «Картины по развитию речи и расширению представлений» (авторы-Радина Е.И., Езикеева В.А.) - «Наша Таня» (автор-Соловьева О.И.) - «Мы играем» (автор-Батурина Е.Г.) - Некоторые из серии «Домашние животные» автор-Веретенникова С.А.) - «Наша Таня» (автор-Соловьева О.И.) - «Мы играем» (автор-Батурина Е.Г.) - Некоторые из серии «Домашние животные» автор-Веретенникова С.А.) - «Наши маленькие друзья» (автор- Езикеева В.А.) - «Дикие животные» (автор- Веретенникова С.А.) - «Кем быть» «Времена года»  
проведение занятия Рассматривание картины проводится как целое занятие Рассматривание картины проводится как целое занятие или как часть занятия (сначала картина используется для рассматривания, а впоследствии для ее описания) Используется как часть занятия

начало занятия - картина вносится закрытой - главная цель: заинтересовать детей, подготовить к восприятию картины - возможные методические приемы: вопрос, рассказ воспитателя, загадка, стихотворение, песня, обращение к личному опыту детей, игровой - сразу предлагается рассмотреть картину - рассматривание картины часто идет после чтения художественных текстов - возможные методические приемы: напоминание, художественное слово, обращение к личному опыту детей
ведущие приемы 1. вопросы к детям 2. объяснение этимологии слова 3. толкование слова 4. называние слова 5. повторение слова 6. включение слова в предложение   1 вопросы к детям 2 объяснение этимологии слова 3 толкование слова 4 называние слова 5 повторение слова 6 включение слова в предложение   1. вопросы к детям 2. объяснение этимологии слова 3. толкование слова 4. называние слова 5. повторение слова 6. включение слова в предложение  

виды вопросов 1. для выяснения общего смысла картины 2. для описания предметов 3. для установления связей между частями картины 4. вопросы о личном опыте детей 1. для выяснения общего смысла картины 2. для описания предметов 3. для установления связей между частями картины 4. вопросы о личном опыте детей 1. для выяснения общего смысла картины 2. для описания предметов 3. для установления связей между частями картины 4. для перехода за пределы изображенного 5. вопросы о личном опыте детей 6.вопросы для подбора синонимов        
рассказ воспитателя Вводится после рассматривания картины (в конце занятия. Требования: 1. небольшой по объему 2. должен иметь завязку, в которой содержится главная мысль картины 3. о главном и существенном 4. эмоциональный (включать прямую речь, восклицания, междометия)) В дальнейшем рассказ используется как образец при обучении рассказыванию по картине. Образец не всегда обязателен, если дети активны. Рассказ воспитателя используется полностью или целесообразно давать описание самого трудного фрагмента картины        

Наши рекомендации