Упражнение 104. Король джунглей
Группа сидит в полукруге. “Король джунглей” (обычно слон) сидит с одного конца полукруга. Этот человек делает какой-то знак, показывающий, что он сидит на месте слона. В другом конце полукруга сидит мартышка, и игрок на этом месте делает соответствующий знак. Все места между ними принадлежат разным животным: львам, змеям, рыбам и др., которых участники определяют разными знаками. Когда все показали свои знаки, игра начинается. Слон делает свой знак и, затем, знак другого животного. Это животное повторяет свой знак и, затем, знак другого животного. Этот зверь делает свой знак и далее еще чей-нибудь и так далее. Если кто-нибудь ошибается или не замечает свой знак, они меняются местами с сидящим рядом, продвигаясь к мартышке. Они перенимают знаки своих новых мест. Цель игры – проделать весь путь к месту короля джунглей.
Примечание:Данное задание хорошо использовать для переключения внимания, как средство преодоления спада энергии. В ходе ролевой игры у детей повышается эмоциональный настрой. Лучше проводить данное упражнение в конце занятия.
Упражнение 105. “Хвост дракона”
Попросите группу разделиться на две. Две группы формируют дракона, держа друг друга за талии. Последний человек в цепочке, прицепляет к своему ремню или брюкам ярко раскрашенный шарф, драконий хвост. Группа должна поймать хвост другой, не потеряв своего хвоста.
Примечание:Данное упражнение следует проводить в конце занятия, так как оно направлено на усиление физической активности в игровой деятельности и взаимодействия участников.
Упражнение способствует разрядке, сплочению группы, для него необходимо достаточно большое безопасное помещение (лучше на улице).
Упражнение (вариант) “Хвост дракона”
Участники делятся на тройки, становятся в колонну по одному – это драконы. Впередистоящий – голова дракона, стоящий сзади – его хвост. По команде ведущего голова пытается пой-
мать хвост. Затем тройки объединяются в шестерки и т.д. до тех пор, пока не получится один
большой дракон.
Упражнение (вариант) “Дракон”
Все участники встают в цепочку. Первый – “голова дракона”, последний – “хвост”. “Голова”
должна поймать “хвост”.
Упражнение 106. “Головы на животы”
Люди ложатся на пол в цепочку так, чтобы голова каждого покоилась на животе другого. Кто-нибудь начинает смеяться. Слыша чужой смех через живот, следующий человек начинает хохотать и так по цепочке.
Примечание:Данное упражнение установлению доверия через тактильный контакт, для его проведения необходимы подходящие условия в комнате: наличие свободного места и ковра. Это задание задает позитивный настрой, объединяет их эмоционально. Лучше проводить, когда группа сплочена, и уровень доверия высокий.
Упражнение 107. “Мячики под подбородком”
Сделайте несколько маленьких мячиков из любого подручного материала, например смятой бумаги. Участники разбиваются на команды, и каждая становится в линию. Каждая команда по цепочке передает мячик подбородками. Если он падает, что все начинается сначала. Игра продолжается, пока одна из команд не закончит передавать мяч по линии.
Примечание:Данное упражнение имеет в себе игровые элементы, активизирует ребят в вы-
полнении совместной деятельности. Проводить лучше, когда группа сплочена.
Упражнение 108. “Узелки”
Участники встают в круг и берутся за руки. Держась за руки, они передвигаются, как хотят, поворачиваясь, запутывая узел. Потом они должны этот узел распутать, не расцепляя рук.
Примечание:Упражнение способствует укреплению доверия, заботы друг о друге, сплоченности. Это задание можно использовать в начале занятия, для оптимизации последующей работы, также и в конце занятия – для поддержания эмоционально позитивного настроя в группе.
Упражнение 109. “Футбольные болельщики”
Группа представляет, что они находятся на футбольном матче. Ведущий раздает особые слова различным секциям круга, например, “пас”, “бросок” и др. Когда ведущий указывает на секцию, она начинает кричать свое слово. Когда ведущий поднимает руки, все кричат ГОЛ!”
Примечание:Это упражнение очень нравится ребятам, они активно вовлекаются в игру, сти-
мулируя свою речевую деятельность. Данное задание лучше применять в конце занятия, так как в ходе него может нарастать возбуждение и активность участников.
Упражнение 110. “Оркестр без инструментов”
Объясните группе, что они собираются создать оркестр без инструментов. Оркестр будут использовать только звуки, которые может издавать человеческое тело. Игроки могут пользоваться руками, ногами, свистеть, вздыхать, топать ногами и так далее, но не говорить. Выберите хорошо известную мелодию и попросите сыграть ее, используя выбранный “инструмент”. Еще можно не давать какой-то определенный мотив, а разрешить группе создать удивительный, неповторимый звук.
Примечание:Упражнение способствует развитию воображения, самовыражения, группо-
вой сплоченности, снятию напряжения.
Упражнение 111. “Группа А”
Участники становятся в круг. Ведущий просит ребят обнять друг друга сзади за талию. Затем – наклониться назад и произнести звук “А” сначала тихо, потом все громче и громче. Повторить несколько раз.
Примечание:Данное упражнение вовлекает в групповую деятельность, заряжает энергети-
чески.
Упражнение 112. “Автомойка”
Группа делится на 2 части и организует “автомойку”: 2 группы стоят в 2 ряда лицом друг к другу. Два игрока становятся автомобилем, их будут мыть друг за другом. Лидер делит автомойку на отдельные секторы (каждая пара, стоящая лицом друг к другу), ответственных за разные функции: например, в одном чистят щетками, в другом струей воды, потом сушка и т.д. Последняя пара занимается полировкой машины. После пробного прогона каждая пара начинает изображать жестами, желательно одновременно, отведенную ей функцию. После того как будут вымыты 2 машины, они формируют пару автомоечную, а первая пара разбивается и становится машинами. После того как будут вымыты все машина, проводится пост-анализ как обычно.
Примечание:Данное упражнение направлено на развитие тактильного восприятия, развития доверия. Задание восстанавливает способность концентрировать внимание.
Упражнение 113. “Путаница”
Участники становятся в круг лицом друг к другу, закрывают глаза. Ведущий остается за кругом. Участники протягивают правую руку вперед и стараются схватить чью-либо руку, кроме соседей. Затем то же левой рукой. Задача ведущего – помочь участникам распутать этот клубок. Главное условие для участников – не расцеплять руки.
Примечание:Упражнение способствует снятию напряжения, сплочению и бережному отношению друг к другу, осознанию ценности каждого.
Упражнение 114. “Гриша-ша”
Участники становятся в круг. Ведущий говорит: “Ладони вместе”, все соединяют ладони и на мотив рождественской песенник “Джингл беллз” поют:
“Гриша-ша-ша,
Гриша-ша-ша,
Гриша-ша-ша-ша-ша”
Затем ведущий командует: “Ладони вместе, локти вместе”.
“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе”.
“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе”.
“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед”.
“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед, спину на-
зад”.
“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед, спину на-
зад, голову вверх”.
“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед, спину на-
зад, голову вверх, язык наружу”. Все это сопровождается песенкой.
Примечание:Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.
Упражнение 115. “Бахчисарай”
Все участники становятся в круг и повторяют за ведущим слова и движения, постепенно повышая громкость голоса и размах движений.
“О, Бахчисарай, Бахчисарай, (руками изображаем дом)
Ворона (машем крыльями)
Каркнула (пальцами изображаем раскрытый клюв)
И села на сарай” (приседаем).
После того, как участники достигли максимально возможной громкости, начинается уменьшение громкости голоса и размаха движений.
Примечание:Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.
Упражнение 116. “Если весело живется”
Участники в кругу, ведущий в центре, он показывает движения и поет песенку, все повторяют за ним.
“Если весело живется, делай так, (2 хлопка)
Если весело живется, делай так, (2 хлопка)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, – делай так”, (2 хлопка).
Затем песня продолжается с другими движениями:
2 раза щелкнуть пальцами,
2 хлопка по коленям,
2 притопа.
В конце поем: “Если весело живется, делай все” и повторяем все движения по очереди.
Примечание:Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.
Упражнение 117. “Зайцы”
Все участники становятся в круг, и повторяют за ведущим движения. Он говорит:
“Зайцы побежали, (хлопки в ладоши)
Кочка слева, (хлопки в левую сторону, кричим у-у-у)
Кочка справа, (хлопки в левую сторону, кричим у-у-у)
Побежали по песочку, (трем ладошки друг о друга)
Прибежали на болото, (хлопки по щекам)
Бегут, бегут – кочка, (1 хлопок)
Бегут, бегут – 3 кочки” (3 хлопка).
Примечание:Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.
Упражнение 118. “Ипподром”
Участники становятся в круг, ведущий объявляет:
“Сейчас мы поиграем в ипподром. Подняли правую руку. Это наше правое копыто. Подняли
левую руку. Это наше левое копыто. Теперь немного присели и положили свои “копыта” на колени – это наш ипподром.
Вот так мы бежим по песочку (потереть ладони друг о друга).
Вот так мы бежим по камешкам (потереть кулаками друг о друга).
Вот так мы бежим по водичке (слегка бить кулаками по надутым щекам).
У нас есть барьеры (показать руками, как будто прыгаем через барьер).
Есть повороты вправо и влево (“бег“ с наклоном корпуса вправо или влево).
У нас есть зрители слева и справа (хлопки слева или справа).
Игра началась”.
Ведущий может произвольно менять действия.
Игру можно завершить так: “Подняли правое копыто. Утерли лоб. Подняли левое копыто. Сделали то же самое. А теперь поднимаем с земли большой лавровый венок и вешаем его... на соседа справа”.
Примечание:Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.
Упражнение 119. “Телескопики”
Ведущий говорит и показывает движения, участники повторяют за ним. Игра идет с нарастанием темпа.
“Выезжают телескопики (кисти и локти вместе поднимаются снизу вверх со звуками, имитирующими движение машины)
Открываются телескопики (руки разводятся в стороны со скрипом)
Прочищаем телескопики (движения ладонями, как будто моем стекла)
Настраиваем телескопики (двигаем руками перед глазами, как будто смотрим в подзорную трубу)
Увидели звезду (пальцы одной руки, собранные в щепотку, резко раскрываются со звуком “чпок”)
Увидели много звезд. (“чпок”, “чпок”, “чпок”)
Увидели планету (кулак вверх, резко выбрасываются пальцы со звуком “Ах!”)
Увидели много планет.
Появилась летающая тарелка (качаемся из стороны в сторону)
Из нее вывалился инопланетянин (голова к плечу, щелкаем языком)
Мы ему – привет! (протягиваем руку)
А он нам – здрасте! (пожимаем свои руки) А теперь еще раз”.
Примечание:Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы и веселого настроения, увеличению двигательной активности, быстроты реакции.
Упражнение 120. “Зоопарк”
Участники становятся в круг, держа друг друга под руки.
1 этап: Ведущий подходит к каждому из участников и шепотом на ухо говорит название какого-либо животного. Затем называет по одному животному вслух. Тот, чье животное названо, должен присесть; задача остальных – угадать, кого назвали и удержать.
2 этап: Все то же, но ведущий называет всем одно и то же животное.
Примечание:Упражнение способствует разрядке, созданию веселого настроения, увеличению двигательной активности, противодействию группе.
Упражнение 121. “Хрю”
Участники становятся в круг как можно ближе друг к другу. Затем каждый из участников “хрюкает” на ухо своему соседу. Звук передается по кругу все быстрее и быстрее, пока не получится единое “хрю”.
Примечание:Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы.
Упражнение 123. “Ха-ха”
Участники стоят в кругу, повторяют за ведущим.
Со звуками “ха” делаются 5 движений вверх правой рукой, сжатой в кулак, затем то же со звуком “хи” левой рукой вверх, правой рукой вниз со звуком “ха”, левой рукой вниз со звуком “хи”.
Затем наклон вперед 5 раз со звуком “ха”, наклон 5 раз назад со звуком “хи”. Затем количество движений уменьшается на один и делается в каждую сторону по 4 движения со звуками, затем – по три и так до одного. Игра идет с нарастанием темпа.
Примечание:Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.
Упражнение 124. “Одноглазые догонялки”
Участники делятся по парам. В каждой паре один из игроков закрывает левый глаз ладонью, а к правому приставляет другую руку, изображая бинокль, и считает до 5. В это время другой участник отходит на некоторое расстояние. По сигналу ведущего “одноглазый” догоняет “зрячего”. Затем участники меняются ролями. Через некоторое время можно объединить пары в группы по 4 человека, двое закрывают глаза, двое убегают, держась за руки и т.д.
Примечание:Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности. В этой игре нельзя бегать, можно только ходить быстрым шагом на ограниченной территории. Ведущий должен следить за безопасностью участников.
Упражнение 125. “Апчхи!”
Участники разбиваются на 4 команды. Каждая команда получает задание громко и быстро произносить одно из слов: “ящики”, “хрящики”, “спички”, “очки”. По команде ведущего каждая команда произносит свое слово по очереди, увеличивая громкость. Затем, когда громкость будет максимальной, все группы кричат свое слово одновременно. На что ведущий им отвечает:
“Будьте здоровы!”
Примечание:Упражнение способствует разрядке, созданию веселого настроения, развитию взаимодействия в группе.
Упражнение 126. “Зеркало”
Участники объединяются в пары и становятся лицом друг к другу. Один из них выполняет роль зеркала и отражает все движения, жесты и мимику своего партнера. Другой строит гримасы и кривляется, изображая утренний туалет. Если “зеркало” рассмеялось, игроки меняются местами, и игра продолжается.
Примечание:Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности, невербальной коммуникации.
Упражнение 127. “Театр Кабуки”
Участники делятся на две команды. Ведущий объясняет правила игры:
“В театре Кабуки есть 3 персонажа:
Дракон, (руки вверх, шипит)
Принцесса, (держится за юбочку, поет ля-ля-ля)
Самурай (с криком выхватывает меч)
Самурай побеждает дракона, дракон побеждает принцессу, принцесса побеждает самурая”.
Команды, договорившись, по команде ведущего показывают одного из персонажей. Игра
идет либо на очки, либо выигравшая команда догоняет противников, и пойманные переходят в другую команду.
Могут быть варианты: Карлики, Великаны, Волшебники; Красная Шапочка, Охотник, Волк.
Примечание:Упражнение способствует развитию взаимодействия в команде, снятию напряжения.