Упражнение 3: Упрощение вопроса.
Вы делаете расклад Таро по заказу бесплатного Интернет-сайта. Вопрос выглядит так: «Я хочу знать, получу ли я работу, на которую я проходил собеседование во вторник? Еще я хочу знать, встречу ли я вскоре кого-нибудь достаточно хорошего, и что это будет за человек? А еще – сможем ли мы с сестрой наконец-то договориться относительно продажи кое-какой семейной собственности?» предполагалось, что клиент может задать только один вопрос, а у вас есть только одна карта для работы. Вытащите «карту вопроса», чтобы решить, на что нужно отвечать прежде всего, и объясните, как она помогла вам принять это решение. Толкуйте карту в обычном порядке.
Упражнение 4: Разделение вопроса на части.
Теперь представьте себе, что вы получили по сети тот же самый вопрос, но теперь у вас есть возможность работать с тремя картами. Сделайте расклад, используя по одной карте для каждого вопроса. Как, по вашему мнению, это сработало? Станете ли вы использовать этот подход в будущем и почему?
*
Перефразирование вопросов.
Всех изучающих Таро учат перефразировать неудачно сформулированные вопросы. Это очень полезный прием, который помогает тарологу научиться самому устанавливать этические ограничения и определять стиль гадания и границы своих полномочий. Встречаются ситуации, когда на вопрос нельзя или не следует отвечать в том виде, в котором он задан, но их сравнительно немного, и они, как правило, связаны с вопросами этики (их мы обсудим в следующей главе). В остальных случаях гадатель может решить, что работа будет более эффективной, точной и правильной, если вопрос по-другому сформулировать.
Однако есть ряд факторов, которые со временем заставили меня пересмотреть свое отношение к перефразированию:
1. Перефразирование вопроса может восприниматься как отношение свысока; клиент может решить, что вы его недостаточно уважаете или не понимаете его проблему. Я не думаю, что клиент неспособен задать вопрос, который он действительно хочет задать. Тот факт, что мы, тарологи, можем чувствовать, что в случае другой формулировки вопрос работал бы более эффективно, никак не умаляет заинтересованности клиента в первоначальном вопросе. Очень часто клиент не понимает, что мы руководствуемся его же интересами, и может решить, что мы его просто не слушаем.
2. Есть давно известная психотерапевтическая техника, когда специалист повторяет вопросы или проблемы клиента, используя точно те же слова, в которых ему о них рассказывали. Это убеждает клиента в том, что его действительно услышали. Когда вы перефразируете вопрос, это читается клиентом как то, что его вопрос по какой-либо причине неправилен или неадекватен, и что вы лучше го знаете, что ему надо было спросить. Даже если вы правы, клиенту от этого лучше не станет; напротив, он дистанцируется от вас как раз в то время, когда вы хотите, чтобы он был максимально открыт и восприимчив.
3. Даже после перефразирования в раскладе все равно всплывает ответ на первоначальный вопрос – либо в самих картах, либо в интерпретации таролога. Энергия вопроса работает сама по себе и никуда не девается, если мы пытаемся задать его по-другому. Перефразирование может просто не сработать. Помните, что в процесс гадания вовлечены как ваше сознание, так и подсознание и высшее Я, и общая ментальная картина вопроса на самом деле гораздо важнее той словесной формы, которую придает ей разум. Другие части вашей личности могут оперировать образами или абстрактными концепциями и просто не принять новой формулировки.
4. Когда я опрашивала клиентов на эту тему, большинство ответило, что им не нравится, когда гадатель перефразирует вопрос, и они чувствуют себя обиженными (если вы в этом не уверены, попробуйте задать им такой вопрос сами). Они могут просто отказаться воспринимать результаты гадания, если не будут чувствовать, что получают ответ именно на свой вопрос.
5. Если не действовать очень осторожно, перефразирование может выглядеть довольно неуклюже и непрофессионально, а это, в свою очередь, задаст сеансу гадания неверный тон. Есть другие способы работать с плохо сформулированными вопросами – более тонкие, дружелюбные и эффективные, чем простой отказ рассматривать формулировку клиента и внедрение вместо нее своей собственной (и здесь не играет роли, насколько любезно и мило вы пытаетесь это делать). А не очень опытные тарологи, как правило, делают это не лучшим образом.