Способы конкретизации слишком сложных вопросов
У некоторых клиентов встречается противоположная проблема – у них есть сразу дюжина разных вопросов о ситуации, и на все они хотят получить ответ. Другой вариант – несколько вопросов, никак не связанных между собой. Очень часто количество интересующих их тем значительно превышает количество имеющихся у вас карт и времени, опущенного на работу с одним клиентом. Вот несколько способов конкретизировать тему, когда вопрос слишком сложен:
· Обобщите вопрос. Обдумайте все заданные клиентом вопросы и решите, нельзя ли свести их все к некой общей ситуации. Если они действительно относятся к одной области, вам, может быть, удастся так обобщить вопрос, чтобы он охватывал ее целиком; например, «Как Джейн может решить свои проблемы на работе и создать условия для благоприятного развития ситуации?» или «Как Джон может направить свою жизнь в более позитивном направлении?» Не надо слишком беспокоиться о конкретной формулировке вопроса. Важно просто держать в голове все, что клиент вам рассказал или спросил о ситуации, и сформировать ее ментальный образ или что-то вроде картинки – а потом просто спросить Таро, что этому человеку нужно с ней делать. Пусть вас не заботит, что вопрос слишком сложен. Помните, что чем больше у вас информации о ситуации, тем более точным и полезным будет гадание.
· Исключите второстепенные аспекты вопроса. Иногда клиент задает вопрос, а потом тут же добавляет к нему еще один, который напрямую вытекает из первого; например, «Уволят ли меня с работы, и если да, то буду ли я счастлив на той, которую найду потом?» или «Выйдет ли Сьюзан за меня замуж, и если да, то сколько у нас будет детей?» Вторая часть вопроса в этих примерах зависит от того, сбудется ли первая. Объясните клиенту, что невозможно ответить на второй вопрос, пока вы не узнаете, что получится с первым. Сделайте расклад на первый вопрос и, в зависимости от его результатов, если время позволяет и это кажется вам необходимым, сделайте еще один для ответа на второй. Обычно второй вопрос относится к такому отдаленному будущему, что гадать на него не имеет смысла – по крайней мере, пока не решится ситуация с первым. Дайте клиенту понять, что он в достаточной степени контролирует свое будущее, и может повлиять на развитие ситуации первого вопроса сам. А вот когда эта ситуация разрешится, можно будет прийти еще раз и сделать расклад на то, что будет дальше.
· Попросите клиента самого рассказать вам, что в этой ситуации самое важное. Если вопросы клиента действительно не связаны один с другим, и вам не удается свести их к одной ситуации, объясните клиенту, что гадание работает лучше всего, если его можно сфокусировать на одном самом важном вопросе, и попросите сосредоточиться на том, что его больше всего интересует именно сейчас. Если есть возможность, дайте ему свои координаты на будущее или переадресуйте на какой-нибудь Интернет-сайт, где можно бесплатно погадать на Таро.[15] Так у него будет уверенность, что и впоследствии он сможет получить ответы на интересующие его вопросы.
· Попросите Таро сказать вам, какой вопрос наиболее важен. Если посоветоваться с клиентом по каким-нибудь причинам неудобно, или если он сам не знает, что ответить, сообщите ему, что вы намерены спросить Таро, о чем ему важнее всего узнать сейчас, а затем сделайте расклад обычным образом. В самом начале вытащите одну дополнительную карту и считайте ее «картой вопроса», как это уже описывалось выше, с той разницей, что ваш выбор в данном случае будет ограничен уже заданными им вопросами. Вопрос, которому больше всего соответствует эта карта, и будет тем, получить ответ на который, по мнению Таро или вселенной, клиенту нужно прямо сейчас. Я неоднократно убеждалась в том, что этот метод отлично работает, и клиенту обычно очень нравится, что высшая сила взяла на себя труд определить, какой вопрос нуждается в ответе.
· Определите расклад при помощи вопросов клиента. Другой подход состоит в том, чтобы соотнести позиции своего расклада с вопросами, заданными клиентом – если он задал три отдельных вопроса, а у вас выпали три карты, можно использовать по одной для ответа на каждый вопрос. Это будет работать, только если вопросов достаточно немного, и у вас на все хватит времени. В таком раскладе нет ничего методологически неправильного – это все равно, что сделать три мини-расклада вместо одного большого. В результате клиент получит более ограниченный ответ на каждый их трех вопросов вместо достаточно подробного – на один. Такой подход работает лучше всего, если все вопросы каким-то образом связаны между собой, например, если они все относятся к браку, к работе или к семье. В таком случае значения карт дополняют друг друга, и в ситуации можно разглядеть некую общую модель.
*