Процедуры обслуживания вылетающих ВС
Обслуживание вылетающего ВС начинается диспетчером аэродромно - диспетчерской вышки или руления. До руления к месту взлета экипажу сообщаются:
1. Время взлета (Slot Time).
2. Метеорологические условия - давление (QNH), направление и скорость ветра, температура, точка росы (если необходима).
3. Маршрут руления.
4. Runway In Use - используемая для взлета полоса, то есть полоса, которую диспетчерский пункт считает пригодной для взлета. Если командир ВС признает ВПП непригодной для взлета, он имеет право запросить для взлета другую ВПП (если она имеется).
В процессе руления на борт ВС передается ATC Clearance - разрешение на использование воздушного пространства, в котором указываются:
1. Подтверждение плана полета и изменения в нем.
2. Курс взлета.
3. Маневр после взлета, если не установлен стандартный маневр (SID).
4. Информация по безопасности полетов (может передаваться по ATIS).
Стандартный маневр после взлета и выхода на трассу (SID) может быть изменен диспетчером.
Взлет разрешается только при определенных положениях взлетающих и заходящих на посадку самолетов:
· при выпуске самолетов друг за другом на разные маршруты - с интервалом 1 мин;
· при выпуске самолетов на один маршрут при условии, что скорость первого самолета (V1), больше скорости второго (V2) на 40 узлов - с интервалом 2 мин;
· при выпуске самолетов на один маршрут, в случае когда взлетевший вторым будет пересекать эшелон взлетевшего первым, - при условии обеспечения пятиминутного интервала в момент пересечения;
· при чередовании взлетов и посадок на одной ВПП - до выхода заходящего на посадку самолета на посадочную прямую.
Обслуживание вылетающего ВС заканчивается после достижения рубежа передачи управления диспетчеру района в момент выхода в коридор или на трассу на установленной высоте.
Процедуры обслуживания в диспетчерских районах
Обслуживание в диспетчерских районах начинается с момента передачи согласия диспетчера района на "прием" ВС. Для обеспечения безопасности воздушного движения согласно Приложению 2 к Чикагской Конвенции устанавливаются:
· Визуальные правила полетов - VFR.
· Правила полетов по приборам - IFR.
· Вертикальное эшелонирование.
· Продольное эшелонирование.
· Боковое эшелонирование.
Тяжелые ВС выполняют полеты только по IFR.
Визуальные правила полетов
Полеты по ПВП (VFR) разрешается выполнять:
· При наличии соответствующих метеоусловий - VMC (Visual Meteorological Conditions).
· Только днем (за 30 мин до захода и 30 мин после восхода солнца).
· Только в нижнем воздушном пространстве (ниже FL 290) При этом полеты на высотах 3000 футов (930 м) и более выполняются только на эшелоне. Для полетов по ПВП в верхнем воздушном пространстве требуется специальное разрешение.
· На приборной скорости не более 250 узлов.
При этом VMC считаются условия:
Не выше FL 200 = 6 100м
1. Видимость ³ 5 NM (8 км) на высоте ³ 3050 м (по QNH).
2. Высота нижней кромки облаков ³ 1500 футов (450 м).
Иногда в диспетчерских зонах аэродромов выполнение полетов и заход на посадку допускается при условиях:
1. Видимость ³ 3 NM (5 км).
2. Высота нижней кромки облаков ³ 1000 футов (300 м), но при условии, что удаление воздушного судна от кучевых облаков не менее 1,5 км.
Полеты по VFR запрещаются:
· Ночью.
· Над городами и населенными пунктами.
· Над скоплениями людей на открытой местности на высоте менее 1000 футов (300 м).
· На околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
При полетах по VFR истинная безопасная высота над рельефом местности должна быть не менее 500 футов (150 м), и безопасное удаление по высоте до нижней границе облачности не менее 1000 футов (300 м)
Полеты по VFR могут выполнять все самолеты и вертолеты.
Ответственность за выполнение полета по VFR несет командир воздушного судна.
Для перехода с полета по VFR на полет по IFR экипаж должен запросить разрешение и получить его у диспетчерской службы.
Правила полетов по приборам
Правилам полетов по приборам (IFR) должнны соответствовать сложные метеоусловия - IMC (Instrument Meteorological Conditions). Полеты по IFR выполняются:
1. При отсутствии условий VMC.
2. При полетах в верхнем воздушном пространстве.
3. При полетах ночью.
Для полетов по IFR самолет должен быть оборудован специальным оборудованием. Стандартным оборудованием для полетов по IFR является:
- УКВ - радиосвязь;
- АРК любой модификаци;
- оборудование для полета по VOR;
- оборудование для захода на посадку по ILS.
При полетах по IFR истинная безопасная высота полета над препятствиями в радиусе 5SM (8км) от проекции центра масс самолета на земную поверхность должна быть не менее 1000 футов (300 м) в равнинной местности, и 2000 футов в горной местности, или быть не менее 3000 футов (930 м) над средним уровнем моря.
Все полеты по ППП выполняются на крейсерских эшелонах, установленных государством.
При переходе с полета IFR на полет VFR экипаж ставит об этом диспетчерскую службу в известность. Разрешения не требуется.
Особенности:
A | Только ППП, все ВС – субъекты УВД и эшелонируются друг относительно друга |
B | ППП и ПВП, все ВС – субъекты УВД и эшелонируются друг относительно друга |
C | ППП и ПВП, все ВС – субъекты УВД, ППП эшелонированы относительно ППП и ПВП, ПВП эшелонированны относительно ППП, передача информации о воздушном движении всем ВС |
D | ППП и ПВП, все ВС – субъекты УВД, ППП эшелонированы относительно ППП и принимают информацию о ПВП, ПВП принимают информацию о воздушном движении других ВС |
E | ППП и ПВП, ППП – субъекты УВД и эшелонирование относительно ППП, все ВС принимают информацию о движении |
F | ППП и ПВП, все ППП принимют информацию о движении, и все ВС получают информацию по запросу |
G | ППП и ПВП, все ВС получают информацию о известном воздушном движении по запросу |