Обслуживание воздушного движения.
В правилах ИКАО предусматривается несколько видов ОВД с различной степенью ответственности за безопасность полетов:
1. Летно - информационное обслуживание.
2. Диспетчерское обслуживание.
3. Консультативное обслуживание.
4. Аварийное обслуживание.
Виды применяемого обслуживания зависят от характера местности, интенсивности воздушного движения, оборудования, метеоусловий и так далее.
ВОЗДУШНЫЕ ТРАССЫ
Воздушные трассы установлены для соединения основных населенных районов с определенными географическими районами и для связи основных городов соседних государств. Минимальная ширина воздушных трасс обычно составляет 18,5 км, нижняя граница их изменяется от 90 мм до эшелона 55 (1650 м), а верхняя граница, за исключением ряда случаев, распространяется до эшелона 245 (7350 м), что является нижней границей верхнего воздушного пространства. Назначением воздушных трасс является обеспечение безопасности движения ВС, совершающих полеты по маршруту между установленными на них контрольными пунктами.
ВЕРХНЕЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Воздушное пространство выше эшелона 245 (7350 м) или другого уровня отдельного государства, распространяющееся до эшелона 660 (19 800 м), определяется как зона специальных правил.
В пределах этой зоны установлены воздушные трассы верхнего воздушного пространства. Большинство этих трасс соприкасаются с сетью воздушных трасс ниже этого уровня. Назначением трасс, расположенных в верхнем воздушном пространстве, является обеспечение безопасности движения ВС, совершающих полеты не только в сети воздушных трасс, но также в любой части верхнего воздушного пространства. В общем случае большинство ВС, как гражданских, так и военных, выполняющих полеты в соответствии с гражданскими процедурами, используют сеть воздушных трасс. При этом нижняя граница воздушного пространства, также как и процедурные правила, могут быть различными в отдельных государствах.
Принятый международный термин для данного типа воздушного пространства, внутри которого существуют воздушные трассы верхнего воздушного пространства и воздушного пространства со специальными правилами,— район полетной информации верхнего воздушного пространства (LJIR главный район диспетчерской службы). Районы полетной информации. Воздушное пространство за пределами диспетчерских зон, аэродромных зон, воздушных трасс и зон со специальными правилами, но в пределах которого эти зоны располагаются, определяется как район полетной информации (FIR). Он представляет собой неконтролируемое воздушное пространство, и ВС могут совершать полеты, не подвергаясь процедурам контроля, при условии, что они подчиняются своду простых правил для полетов в условиях правил полетов по приборам и избегают зоны воздушного движения аэродромов, которые являются контролируемыми. Может показаться странным, что книга, посвященная управлению воздушным движением, утверждает, что большая часть мирового воздушного пространства, занятая районами полетной информации, является неконтролируемой. Однако имеются веские причины для того, чтобы на данном этапе развития авиации не применять процедуры управления к тем воздушным судам, которые предпочитают совершать полеты в зонах за пределами контролируемого воздушного пространства или воздушного пространства со специальными правилами. Для лучшего понимания в книгу включен материал, касающийся обслуживания полетной информацией в районах полетной информации. Воздушное пространство со специальными правилами. В пределах районов полетной информации имеется ряд зон, к которым применяются специальные правила: зоны для военных тренировочных полетов, относительно загруженные аэродромные зоны, опасные зоны и т. д. Правила, которые применяются к ним, разработаны для обеспечения безопасности полетов ВС в пределах этих зон, а также для использования воздушного пространства в соответствии с этими специальными правилами. Сами эти правила в значительной степени различаются, однако пилоты, планирующие полеты в районе полетной информации, должны обратиться к сборникам аэронавигационной информации (AIP) рассматриваемого государства, в которых вся эта информация должна быть подробно изложена. Для лучшего понимания организации воздушного
Стандартная поляра воздушного пространства, обслуживаемого РНС
Схема вертикального деления воздушного пространства: 1 — контролируемое воздушное пространство, зона аэродрома; 2—нижнее воздушное пространство; 3—среднее воздушное пространство; 4 — верхнее воздушное пространство.