Зоны с особым режимом полетов
На двухцветных картах наносятся зеленым цветом, на картах "НI" - синим цветом, на <Approach charts> - черным. Каждой зоне присваивается порядковый номер в государстве, нижняя и верхняя граница зоны по часам, дням, неделям, месяцам года. За попадание в зоны служба УВД ответственности не несет, если эта зона обозначена на карте и характеристики действительны.
Если на карте не обозначены границы действия зоны по высоте, то необходимо смотреть на рабочей или справочной панели указанную информацию под шифром государства и номера зоны.
(R) - характеристика зоны
- символ, показывающий что в зоне активная деятельность круглосуточно
1 - порядковый номер в государстве
А, В - сектор зоны с разными характеристиками
ET - принадлежность к региону, государству - шифр на справочной панели карты
----- юридическая граница зоны
ED(TRA)-204
- верхняя граница зоны
- нижняя граница зоны
SR-SS - время действия зоны
Буквенные индексы для обозначения зон, границ района и FIR т.д.
A | Австралия | G | Западная Африка | H | Центр. и Ю.В. Африка | ||
B | Гренландия | S | Южная Америка | D | Алжир и Восточная Африка | ||
C | Канада | L | Южная Европа | E | З. Европа, Англия, Скандинавия | ||
U | СНГ | O | Ближний Восток | N | Ю. полушарие Тихого океана | ||
V | Индия | Z | Китай, Монголия | P | С. полушарие Тихого океана | ||
K | США | F | Юго-Западная Африка | W | острова Тихого океана | ||
R | Япония | M | Куба и Ц. Америка |
Буквенные индексы для обозначения характеристик зон
A | Alept | требует особого внимания | W | Warning | опасная для международных полетов | |
C | Coupion | требует внимания | TRA | Temporary Reserved Airspace | временно зарезервированное воздушное пространство | |
D | Danger | опасная для полетов | ||||
P | Prohibited | запретная | MOA | Military Operation Area | зона полетов для военной авиации | |
T | Training | тренировочная | IMTA | Intensive Military Training Area | район интенсивных военных полетов | |
R | Restricted | ограничительная |
Условия тревожных зон, выраженных посредством суффиксов:
А)акробатическая Н)воздухоплавания
Р)выброски парашютистов Т)тренировочная S)планирования
Время действия зоны
09.00-17.00 LT работает по местному времени с 900 до 1700
09.00-17.00 - время работы (скоординированное)
09.00-17.00 UTC - время работы (скоординированное)
09.00-17.00 Z - время работы (скоординированное)
MON - SAT с понедельника по субботу,
EXC HOL исключая праздники
NOTAM по изменениям САИ
SR – SS от восхода до захода
DAY TIME в дневное время
NIGHT TIME в ночное время
IRR TIMES не регулярно
PRIOR AUTH по предварительному разрешению
BY ACC ¦ по указанию или письменному
NOTAM ACC ¦ уведомлению службы УВД
IMC в сложных условиях
VMC визуально
PROH TO CIV запрещено для гражданских
Сноска показывает, что несколько зон под одним номером с
разными секторами работают по идентичному времени
Воздушное движение в районе этих зон осуществляется до верхней границы нижнего воздушного пространства
Вертолетная зона с военным аэродромом, буровые могут обслуживаться, как военными, так и гражданскими
HPZ - helicopter protected zone - Безопасная зона для полетов вертолетов
HTZ - helicopter traffic zone
Зона движения вертолетов
ATZ - aerodrome traffic zone
Зона аэродромного движения
TIZ - Traffic Information Zone - зона информации о воздушном движении до 14 500 футов.
CTR - Control Area - диспетчерский район до 7 000 футов.
Перед входом в район диспетчерского пункта установить двухстороннюю связь и получить условия пролета зоны.
Классы пространства А) – наивысший контроль, B), C), D), E), F),
G) – неконтролируемый
Классы контролируемого воздушного пространства (кроме перечисленных):
1. UTA – Upper Control Area – контролируемая зона верхнего воздушного пространства
2. TMA – Terminal Control Area – зона контроля в районе аэродрома
3. OCTA – Oceanic Control Area – зона УВД над океаном
В скобках – класс воздушного пространства
| |||
QNE QNE QNE
QNE QNH Mean Sea Level (средний уровень моря)
Unlimited - не лимитировано QNE
Ground - от земли QNH
Above Ground Level(над уровнем земли)
QNH
ЛИНИИ НА КАРТАХ
Гос.граница
Граница FIR
Гос.граница совпадает с границей FIR
ADIZ(Air Defence Identification Zone) - Зона опознавания ПВО
Граница зон с различной установкой давления
6° W ( - ) Изогоны только на картах HIGH, H/L 7° E ( + )
Границы зон с особыми правилами полетов, которые оговариваются на картах
Границы секторов разделения частот радиосвязи
Граница часовых поясов
Радиограница контролируемого пространства
АREA CHARTS
Их наличие можно определить на картах LOW и H/L на титульном листе и рабочих линиях. Представляет собой участок карты более крупного масштаба.
Дополнительная информация на них следующая:
Маршруты входа
Маршруты выхода
Транзитные маршруты
ooooooooooooooooooo Вход в зону без связи
Рельеф дается отмывкой, горизонталями или точками высот. Для горных районов дается АМА, которая обозначается зеленым цветом в сотнях футов.
Зоны ожидания над VOR и Зоны ожидания над NDB
соответственно
3000’ – Нмин пол в зоне
В белом прямоугольнике, обычно вверху карты укладываются частоты связи
App(R) Twr Gnd | |
Beirut 120,30 118,90 127,50 |
Rdo – частота связной радиостанции
A/G – связь воздух – земля на КВ частоте
SSB not avbe – однополосная модуляция не используется
App – частота подхода (R) – совмещен с РЛС
Dep– частота убытия
Twr – частота АДП
Gnd – частота руления
AFIS – центр информации в аэропорту
ATIS – автоматическая метеоинформация
ACC – центр управления района полетной информации
Если перед сокращением стоит * - работает непостоянно
Если за частотой стоит Т – только на передачу
G – только на прием
Х – по запросу
С – частота, выдающая разрешение
S – частота селективного (выборочного) вызова
R - радар
В белом прямоугольнике, обычно внизу карты, указывается ограничения по скорости
IAS SPEED CONTROL PROCEDURES MAX IAS
250 kt below 10000` and within 35 - 15 DME/DAC
Если на аэродроме установлены VOR/DME то наносятся радиалы через 30° и круги дальности кратные 10мм.
В необходимых случаях указывается порядок работы с бортовыми ответчиками "Transponder Procedures"
Спец карты
Стандартные карты
КАРТЫ SID & STAR
Это карты инструментального выхода(SID) и входа(STAR)
Для безопасного полета на карту наносится исскуственные сооружения, топография, мин. абсолютные высоты района, магнитное склонение, пеленги, линии пути и радиалы, зоны ограничения полетов, запретные и опасные зоны.
Наносятся зоны системы ОВД:
· Графическое описание каждого маршрута
· Индексы маршрутов
· Опорные точки маршрутов
· Линии пути или радиалы
· Мин абсолютные высоты
· Ограничения по высоте и скорости
· РНС и их место установки
· Правила р/связи, использование приемоответчика
· Правила использования радиолокационного обеспечения
На каждой странице указывается название города, обслуживаемого данным а/др., наименование а/др., обозначение ВПП, индексы маршрутов STAR.
На картах (дополнительно) обозначены:
- Minimum Climb Gradient (мин. градиент набора) - указывается в таблице (при необходимости)
Gnd speed - kts | 75 100 150 200 250 300 | GS knots |
230`per nm | 288 384 576 768 960 1152 | Vy ft/min |
- NOT TO SCALE - не в масштабе
- Speed Limit Point
Точка ограничения скорости
- Точка замера шума
<<<<<<<<<<<<<< - Маршрут векторения
- Эшелон и высота перехода
- При необходимости указывается ограничение скорости
Все схемы выполнены в масштабе, рамки сориентированы по истинному меридиану, углы совпадают, расстояние пропорциональны. Каждый маршрут выхода и входа закодирован алфавитным и цифровым индексом, который передается на частоте ATIS или диспетчерской службой при первой связи. На схемах указаны предписания по снижению шумов с рекомендациями по набору высоты (снижения). Для крупных аэродромов с базированием вертолетов разрабатываются Copter SID, Copter STAR.
На схемах SID, STAR, при полетах по VFR(ПВП) обеспечивается пролет препятствий на высоте 500ф. в равниной и 1000ф. в горной местности в радиусе 0,6 sm от препятствия. При пролетах по IFR(ППП) - соответственно в равниной местности - 1000ф., в горной - 2000ф. в радиусе 5 sm. Для аэродромов, на которых нет ATIS или разрешенных стандартных маршрутов входа и выхода, разрешаются схемы DEPARTURE, ARRIVAL. Маневр выхода выполняется по указанию диспетчерской службы с подтверждением контрольных пунктов пролета.
APPROACH CHARTS
Разработаны для всех аэродромов, наименования которых на картах Jeppesen опубликованы ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Карты издаются в масштабах 2,5; 5; 7,5; 10 nm/inch. Масштаб указан в виде линейной шкалы на левом обрезе карты. Координаты (широта и долгота) опубликованы по левому меридиану и южной параллели через 10`. Карта состоит из 5 полей.
В верхней части указаны:
Юридическая дата ввода карты в действие, дата сбора информации, в овале индекс карты в соответствии с важностью посадочной системы.
Цифра 1 – Важность аэропорта
Цифра 2 – система посадки
1 - карта для захода на посадку с использованием ILS(1кат)
1А – с использованием ILS(2,3кат) для ааэропортов, допущенных к полетам на сертифицированных ВС
2 - карта для захода на посадку с использованием PAR, SPAR - РЛС
3 - карта для захода на посадку с использованием VOR
4 - карта для захода на посадку с использованием систем длинноволнового диапазона
6 - карта для захода на посадку с использованием NDB
7 - карта для захода на посадку с использованием DME, DF
8 - карта для захода на посадку с использованием SRE, ASR, SRA- обзорный радиолокатор
9 - карта для захода на посадку визуально
Цифра 3 - порядковый номер карты в подборке карты аэропорта
Например: карта для захода на посадку по ILS (кат. 2 и 3) для аэропортов, допущенных к полетам на сертифицированных ВС.
В центре первого поля нанесен условный круг R=25nm с центром установки маяка VOR, NDB, DF, PAR и т.д. или from APT (относительно КТА).
В круге обозначена MSA (minimum safe altitudes) - высота, гарантирующая пролет над препятствием на высоте не менее 1000` над наивысшей точкой рельефа местности и препятствия с округлением в большую сторону.
В правой верхней части указано наименование крупного города, в районе которого расположен аэродром, государство и уточненное название населенного пункта (аэропорта), наименование системы захода, частоты и позывные РНС, используемого для захода на посадку, превышение КТА. Главная навигационная система, используемая для захода на карте в плане выделена рамочкой (для ILS - вытянутым овалом) с указанием частоты и позывного. В рамочке во 2поле указаны радиочастоты для связи с диспетчерами службами аэропорта. Для некоторых аэродромов Африки указывается КВ частоты.
Под данными радиочастот опубликована информация по установки высотомеров. В этой же рамке - превышение аэродрома, выраженное в единицах атмосферного давления в соответствии с барометрической ступенью.
Пример: Alt Set: hpa 11м=1мм.рт.ст.
Rwy Elev: :hpa 8,25м=1мб
Если на аэродроме передают QNH, то QFE будет равно QNH - Rwy Elev.
Справа от радио данных указана MSA – МБВ (Нбез ист = 300м) по секторам в R=25м.м. от средства обеспечивающего посадку.
ARL VOR – позывной и средство от которого рассчитана МБВ.
Зона ожидания методом ипподрома с указанием круга полетов и минимальные высоты в зоне ожидания. Если зона ожидания(ЗО) установлена над РНТ, которая находится за пределами карты, то она опубликована на врезке. На карте указаны аэродромы гражданские, военные, запретные зоны. Водные пространства оттенены серым цветом. Обозначен контрольный круг, с центром в КТА R=5 sm.
ПРЕПЯТСТВИЯ
Внутри контрольного круга не наносятся препятствия высотой менее 50 ф. , а за пределами круга препятствия менее 100 ф. Препятствия указаны символами, напоминающие их структуру, их высота относительно MSL.
368’ - церкви, мечети | препятствие неопределенной конфигурации, как правило площадные |
1346’ - холм, возвышенность | 248’ - трубы |
690’ - небоскребы | - препятствия неизвестной структуры |
722’ водонапорные башни склады ГСМ | 567’ телевышка, радиомачта антенная система |
1354’ отметка самых высоких препятствий | 657' - какие-то препятствия, маркированные огнем |
900’ превышение рельефа местности | 120’ культовые сооружения |
T T T T - ЛЭП низкой высоты T T T T - ЛЭП средней высоты Осветительная линия T T T T - ЛЭП высокой высоты | |
- железная дорога - автобан ´´´´´´´´´´´´´ - закрытые РД | Рельеф местности горного аэродрома |
Посадочное “Т” и Ветроуказатель | - деревья |
ВПП с тормозным устройством (ловушкой), со смещенным порогом ВПП и системой огней подхода (слева направо) - строящееся ВПП |
Для горных аэродромов рельеф обозначен методом горизонталей.
Если на аэродроме используется система ILS, то на карте в плане и в профиле указана стрела.
На профильной части карты опубликованы:
маневр снижения на конечном этапе в соответствии с применяемой системой.
При использовании ILS - прямая наклонная линия, по другим системам - ломанная линия с площадками на снижении.
На карте даны высоты пролета фиксированных точек:
маркеры VOR DF
LOW ASR
NDB locator
OM
MM
TM
Ниже уровня ВПП указаны расстояния от фиксированных точек до торца ВПП, а расстояние между фиксированными точками - над линией ВПП.
БЕЗОПАСНЫЕ ВЫСОТЫ
На профильной части указаны безопасные высоты по категориям ВС в зависимости от применяемой системы:
· CH - Critical Height - критическая высота (минимальная высота над аэродромом), наименьшая установленная для данного аэродрома высота, ниже которой не может быть выполнен безопасный заход на посадку или уход на второй круг (по приборам), дается по QFE или QNH.
· OCA (H) - obstacle clearance altitude - по QNH - абсолютная высота пролета препятствий, наименьшая абсолютная высота над соответствующим порогом ВПП.
· OCH - obstacle clearance hight - по QFE - относительная безопасная высота пролета препятствий.
· OCL - obstacle clearance limit - минимальная безопасная высота пролета над препятствием по QFE (QNH), ниже которой не обеспечивается необходимый вертикальный зазор между ВС и препятствиями при заходе на посадку и уходе на второй круг.
· TCH - высота пролета торца ВПП при точных заходах
· DA – decision altitude - ВПР, горизонтальный полет на указанной высоте запрещен. DA (H) à по QNH
· DH - Decision Height - высота принятия решения (применяется при заходе на посадку по ILS и GCA), высота по QFE, на которой должно быть принять решение на производство посадки или уход на второй круг.
· MDA (H) - minimum descent altitude (hight) - минимальная абсолютная (относительная) высота снижения - указывается для случая отказа точных систем захода. На ней возможен горизонтальный полет до установления визуального контакта с ВПП или принимается решение на уход на 2круг
· HAA - hight above airoport - высота над уровнем аэропорта
· HAT - hight above touchdown - высота над зоной приземления
· RA - radio altimeter - показатель точек пролета по РВ
На схеме указана процедура ухода на 2-ой круг, которая подлежит строгому выполнению. На карте она показана пунктирной линией.
На высоте МDА(Н) экипаж принимает решение об уходе - начальный этап.
На втором промежуточном этапе продолжается набор высоты до 50м. (164ф.) для пролета препятствий.
Далее процесс набора продолжается до точки, в которой возможно выполнение разворота.
Контрольные точки Заход Снижение при неработающей
схемы захода по ILS глиссаде
Маневр захода на посадку также включает 3 этапа. Этапы на картах отмечены надписями.
· IAF- Initial Approach Fix – аэронавигационная контрольная точка начального этапа захода на посадку. Скорость и конфигурация ВС зависят от расстояния до аэродрома и потребного снижения. Зона начального этапа захода может иметь протяженность 15 - 30 морских миль (25 - 50 километров) и ширину не менее 10 морских миль (по 5 миль в каждую сторону от оси маршрута). Обеспечивается безопасная высота пролета над препятствиями 1000 футов (300 метров). Высота полета на начальном участке - не менее высоты входа в глиссаду или начальной высоты выполнения схемы захода на посадку.
· IF - Intermediate Fix - аэронавигационная контрольная точка промежуточного этапа захода на посадку. Точка IF и весь промежуточный участок должны лежать на линии посадочного курса. Если заход на посадку осуществляется по неточным системам, отклонение промежуточного этапа от линии посадочного курса должно быть до 10°.
· FAF - Final Approach Fix - аэронавигационная контрольная точка конечного этапа захода на посадку, USA. На этом этапе производится корректировка конфигурации и скорости полета ВС для подготовки к конечному этапу захода на посадку. На схемах, где указана FAF (указывается знаком ´), промежуточный участок начинается с того момента, когда ВС находится на линии пути приближения стандартного разворота, обратного разворота на посадочный курс или на конечном участке приближения схемы "Ипподром". Там, где не указана точка FAF, линия пути приближения представляет собой конечный участок захода на посадку, а промежуточный этап отсутствует.
· FAP – Final precision approach – аэронавигационная контрольная точка точного захода на посадку, ICAO
· MAP– Missed Approach Procedure – точка ухода на 2круг. Уход на 2круг должен начинаться не ниже DA(H) – в точных системах посадки и MDA(H) – в неточных схемах. Точка МАР в схеме может быть обозначена
1. Точка пересечения луча глиссады с DA(H)
2. Навигационным средством (внутренним маркером)
3. Контрольной точкой (S до средства)
4. Расстоянием от точки FAF (по времени)
· THR – порог ВПП
· ТDZ– точка приземления
Пролет над фиксированными точками обязательный. При отклонении от маневра захода безопасность не гарантирована.
V – Visual Descent Point
M – Messed Approach Point
На виде сбоку даны:
· Утолщенными линиями - установленный маневр захода на посадку (основной)
· Промежуточный или запасной - линиями средней толщины
· Вспомогательные линии пути (пеленги) - тонкими линиями
· Тут же даны минимальные высоты пролета препятствий OCA (относительно уровня моря - QNH) и OCH (относительно аэродрома - QFЕ) для различных категорий ВС
· Так же, 2мя значениями, даны высоты пролета контрольных точек захода.
· Ниже под грифом Missed Approach: - порядок ухода на 2Й круг.
Между планом и профилем дается таблица контроля глиссады (заход по неточной системе).
Под термином STRAIGHT-IN LANDING – заход с прямой, указаны минимумы в зависимости от категории ВС и посадочной системы.
Full – полное оборудование, ALS out – нерабочие огни подхода,
LOC (GS out) – только по КРМ - глиссада не работает,
ММ out – без среднего маркера, NOT AUTH – NA – заход не разрешается.
Видимость дается: RVR - RW Visual Range - видимость по прибору
VIS - Visibiliti - визуальная видимость
Там же DA(H) – ВПР.
Под термином CIRCLE-TO-LEND даются минимумы для повторного захода с круга при неудавшейся попытке посадки. Для некоторых аэродромов при заходе с круга требуется определение нижней безопасной границы облачности, что сопровождается подписью - CEILING REQUIRED.
В нижней части карты опубликованы данные для маневра на конечном этапе.
1. строка Gnd speed-kts - путевая скорость снижения в узлах
2. строка ILS GS 3,00 (Glide Slope) - УНГ и вертикальная скорость снижения в ft/min или м/сек
3. строка LOC or NDB Desc. Grad. 5,2% - рекомендуемый градиент снижения при отказе глиссадного оборудования (заход только по курсовому радиомаяку) в % (в данном случае 5,2% указывает, что нa 100м. пути ВС должно снизиться на 5,2м)
4. строка Lctn to MAP 5,4 (Missed approach point) - расстояние от какой-то фиксированной точки до точки ухода на второй круг
MAP at MM – уход на 2Й круг от среднего маркера.