Развитие русской картографии в XVIII—XIX вв.

В начале XVIII в. русская картография стала по инициативе Петра I на путь энергич­ного научного развития в связи с большими государственными преобразованиями, мерами по расширению промышленности и тор­говли, изучением внутренних районов и расширением территории страны. Осуществление всех этих и других мероприятий вызывало острую потребность в подробных и точных картах.

Решение задачи необходимо было начинать с серьезной под­готовки кадров.

По указу Петра I в Москве (1701 г.) была впервые открыта специальная школа,которая стала готовить русских геодезистов (съемщиков); затем их стали готовить в Морской академии в Петербурге.

С 1715 г. силами подготовленных геодези­стов начались полевые съемочные работы, охватившие обширные территории страны. Съемки выполнялись по уездам. От центра уезда во все стороны до его границ прокладывались съемочные ходы, в которых длины сторон измерялись мерной цепью, а углы поворотов — угломерным прибором с диоптрами. При этом определя­лись широты центра уезда и конечных точек ходов на его границах.

В результате были созданы карты («ландкарты») уездов в раз­ных масштабах: от 1:21000 до 1:84 000 (в европейской части страны) и еще мельче (в Сибири)1. При Петре I вместо употребляемого ранее для карты слова «чертеж» был введен термин «ландкарта» (распространенный к тому времени в странах Западной Европы).

Полученные карты уездов со­средоточивались затем в правительствующем Сенате,где они своди­лись в общую Генеральную карту страны. В

Всей работой по карто­графированию страны в то время руководил выдающийся русский картограф и географ XVIII в. Иван Кириллович Кирилов (1695—1737). На основании всех имеющихся материалов он стремился не только создать сводную карту России, но и подготовить обширный атлас, на картах которого была бы отражена во всем богатстве и полноте его страна, искажаемая и обедняемая на издаваемых за рубежом картах.

В 1734 г. И. К. Кирилов опубликовал «Атлас Всероссийской империи», включающий Генеральную карту страны и 14 картотдель­ных ее частей. Все карты атласа отличались подробностью содер­жания и хорошим оформлением, особенно Генеральная карта, отразившая быстрый рост географической изученности страны.

После смерти Кирилова картографические работы в стране пере­шли в ведение Географического департамента Академии наук (кото­рая была создана в 1725 г.).

В 1745 г. вышел в свет «Атлас Российской Академии наук», который содержал, наряду с Гене­ральной картой, 13 карт Европейской России и (6 карт Азиатской России. Все карты атласа были построены на математи­ческой основе, по материалам новых съемок страны и географиче­ских описаний.

Большое влияние на развитие картографии оказал гениальный русский ученый М. В. Ломоносов (1711 —1765), который возглавлял Географический департамент Академии наук с 1757 г.

Находясь на этом посту, он много сделал для улучшения подготовки кадров геодезистов и картографов, для повышения точности съемочных и картографических работ, организовал сбор различных, в том числе экономических, сведений на местах, что считал важным для свое­временного обновления и совершенствования карт.

Гений Ломоносова не обошел стороной географическую и картографическую науку. При этом уже тогда им ставилась задача не только простой зарисовки местности при ее съемках, но и выявления ее экономической, географической и иной характеристик.

Интерес­но отметить, что, например, термин "экономическая география" введен в обиход Ломоносовым.

Он разработал специальную инст­рукцию для производства полевых работ и в связи с этим соста­вил особую анкету, на вопросы которой должны были ответить местные власти. Наличие такого материала давало возможность ставить на новую научную основу комплексное картографирование в России.

М.В.Ломоносов сделал многие величайшие открытия в раз­ных областях науки. Недаром его считают основоположником научной географии в России. Он занимался физической и мате­матической географией, геофизикой, метеорологией, климатоло­гией, гидрологией, астрономией, электротехникой и другими науками. Организованные им экспедиции дали богатейший гео­графический и картографический материал.

Большое значение имел труд Ломоносова "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию".

После смерти М. В. Ломоносова Географический департамент продолжал намеченные им картографические работы. Академии наук удалось организовать и провести свои знаменитые комплексные экспедиции 1768—1774 гг., во многом подготовленные М. В. Ломо­носовым. Эти экспедиции вне­сли Значительный вклад в развитие картографии в России. Всего до конца XVIII в., когда Географический департа­мент прекратил свое существование, им было опубликовано свыше 250 карт, обобщивших результаты государственных съемок, академи­ческих экспедиций, морских плаваний и других исследований.

Экспедиции Академии наук 1768—1774 гг.

П.С.Паллас изучал район от Петербурга до Забайкалья,

И.И.Лепехин - По­волжье, Урал, Север европейской части России, И.И.Георги — оз. Байкал.

Ценный материал дали и многие другие академические экспедиции.

Из морских путешествий наиболее выдающимися были

пла­вания вдоль северных берегов России, в результате которых были открыты Ляховские, Новосибирские и другие острова, изучены и нанесены ни карту значительные участки побережья Северно­го Ледовитого океана.

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский в 1803-1806 гг. совершили первое кругосветное путешествие, в результате которого были получены богатейшие новые материа­лы.

Ф.П.Литке в 1821—1824 гг. руководил исследованиями Но­вой Земли,Баренцева и Белого морей, во время путешествия в 1826-1829 гг. составил характеристику Берингова моря.

Г.И.Невельской в 1848-1849 и в 1850-1855 гг. исследовал Са­халин, окончательно доказав, что он является островом (до него многие полагали, что Сахалин соединен с материком).

В 1819—1821 гг. была совершена первая русская антарктическая экспедиция под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена. В экспедиции участвовал М.П.Лазарев, который до этого совершил три кругосветных плавания. Во время экспедиции были открыты Антарктический материк и ряд островов в Атлантическом и Тихом океанах. Все эти открытия были описаны и нанесены на карту. Экспедиция Беллинсгаузена вписала новую страницу в книгу великих географических открытий, сделанных русскими.

Огромную роль в развитии географии и картографии в Рос­сии сыграли работы созданного в 1845 г. Русского географичес­кого общества. Организованные обществом экспедиции собрали большой материал и создали карты на огромные пространства Азии.

Значительные открытия в этот период связаны в первую очередь с именем П.П.Семенова-Тян-Шанского, исследовавшего в 1856-1857 гг. Тянь-Шань, Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль, Джунгарский Алатау, Тарбагатай.

Одна за другой снаря­жались экспедиции И.В.Мушкетова, Н.А.Северцова, Н.М.Пржевальского, Г.Н.Потанина, М.В.Певцова, В.Л.Комарова, П.К.Козлова, В.А.Обручева и других ученых.

Эти и многие другие экспедиции дали обширный материал для обновления, уточнения и создания новых карт на большие территории. После экспедиций Русского географического обще­ства с географической карты мира исчезли многие белые пятна.

Во второй половине XVIII в. проводилось так называемое ге­неральное межевание, цель которого состояла в том, чтобы упорядочить и закрепить фактические границы землевладений, деревень, уездов и губерний.

Оно охватило подавляющую часть Европейской России и продолжалось вплоть до середины XIX в. Само межевание осуществлялось посредством угломерной съемки (астролябией) с измерением длин мерной цепью. На все обмеже­ванные земли составлялись планы в масштабе 1:8400, которые затем сводились в планы уездов.

Отсутствие опорной сети и схематизм в передаче объектов мест­ности были, конечно, недостатком планов межевания, но благодаря довольно крупному масштабу на целые уезды и губернии они пред­ставляли ценный материал для картографирования в более мелком масштабе.

Так, по этим материалам в конце XVIII в. были составле­ны и изданы атласы отдельных губерний и затем сводный атлас 42 губерний с генеральной картой России. В начале XIX в. материа­лы межевания были использованы для составления первой государ­ственной многолистной карты России в масштабе 1 : 840 000. И в настоящее время эти материалы имеют большой исторический интерес.

Как и в странах Западной Европы, в России к концу XVIII в. Все большее значение стала приобретать карта и для нужд армии. Усложнялось вооружение, совершенствовалась тактика боя. Петр I, а позже А.В.Суворов разработали новую самостоя­тельную русскую стратегию и тактику ведения войны. Создан­ные ранее карты уже не могли отвечать новым требованиям.

Резко возросла потребность в подробных и точных крупномасштаб­ных картах для военных целей. Увеличение объема и темпов работ по созданию таких карт вызвало необходимость в организации при Военном министерстве специального учреждения — Депо карт (с 1812 г. Военно-топографическое депо). С 1816 г. начались работы по проложению триангуляции, а в 1819 г. уже приступили к крупно­масштабным съемкам на полученной геодезической основе обширных территорий России главным образом пограничных пространств.

Среди новых топографических картвысокого уров­ня, составленных на геодези­ческой основе, выдающееся место занимает трехверстная карта (1:126 000) Европейской России, издание которой было начато в середине XIX в. Для этой карты была разработана особая шкала штрихов с целью более объективной передачи равнинного рельефа.

Также примером новых карт может служить составленная в 1801-1804 гг. Депо карт по съемочным материалам подробная карта Российс­ком империи и близлежащих заграничных владений в масштабе 20 верст в дюйме (1:840 000), известная под названием "Столистовая карта".

В 1821—1839 гг. также на основе съемок местности было со­здано новое большое картографическое произведение — "Десяти­верстная специальная карта Западной части России" (1:420 000). Карта была издана на 60 листах.

К 1863 г. было издано 435 листов другой карты — "Трехверстной военно-топографической карты Западной России" (1 : 126 000).

В 1865—1871 гг. была создана новая карта — "Специальная десятиверстная карта Ев­ропейской России".Эта карта, хотя и создавалась как страте­гическая, но имела также и большое общекультурное значение. Она отличалась хорошим содержанием, тщательностью выпол­нения, поэтому не теряла практической ценности до 20-х годов XX в.

В конце века военная картография России оконча­тельно определилась как своеобразная и отличная от картографии других стран, впоследствии намного их опередившая.

В конце XIX в. техника топографической съемки стала более совершенной. На смену компасу в виде буссоли или подобных инструментов пришли новые инструменты — мензула и кипре­гель, были отработаны методы изображения не только всех кон­туров, видимых на местности, но и рельефа. Таким образом, по­явилась возможность создания карты, являющейся точным чер­тежом местности.

Вместе с тем во второй половине XIX в. на топографических картах (1:21000, 1:42 000, 1:84 000) для передачи рельефа вместо штри­хов начали применять горизонтали, тогда как на подобных картах западноевропейских государств переход от штрихов к горизонталям был в основном начат лишь после первой мировой войны.

В России, как и в странах Запада, в XIX в. стало приобретать все большее значение тематическое картографирование. Были созданы тематические карты по самым различным отраслям естест­венно-географических знаний. Большое практическое и теоретическое значение имели работы В. В. Докучаева по почвенному карто­графированию на основе разработанной им генетической классифи­кации почв.

Крупным событием явилась созданная выдающимся картографом XIX в. Алексеем Андреевичем Тилло гипсометриче­ская карта Европейской России, которая обеспечила правильное представление о строении рельефа этой обширной территории.

Много сделал для составления и издания карт экономики и населе­ния России выдающийся географ XIX в. П. П. Семенов-Тян-Шанский.

Значительный рост спроса в XIX в. на карты и атласы общего пользования привел к тому, что выпуск карт и атласов, в том числе учебных, приобрел коммерческий характер, стал очень вы­годным для частного предпринимательства. Наряду с небольшими картоиздательствами создавались крупные специализированные картоиздательские фирмы.

В России единственным специализиро­ванным предприятием этого рода было картографическое издатель­ство А. Ильина в Петербурге (с 1859 г.), которое, в частности, сыграло положительную роль в обеспечении народного образова­ния страны учебными картами и атласами.

КАРТОГРАФИЯ В БЕЛАРУСИ

Достоверные сведения о проведении топографо-геодезических работ на территории Беларуси относятся к XVI в., когда она являлась основой Великого княжества Литовского.

С середины XVI в. до середины XVIII в. большой объем геодезических работ выполнен при землеуст­ройстве во время проведения «Валочнай памеры» для достоверного уче­та земель. Работы выполнялись на основе специальных инструкций -«Уставов», в которых содержались рекомендации мерщикам с примера­ми расчетов согласно разработанным схемам.

О достаточно высоком уровне развития топографии геодезии и картографии в то время свидетельствует карта Великого княжества Литовского (масштаб 1:1 260 000), составленная под руководством Н. Радзивилла в 1613 г.

Картометрические измерения по­казали, что при ее составлении использовались достаточно точные карты и планы более крупных масштабов.

Позже, в 1655 г. была издана карта Виленского и Трокского воеводств.

Начало научно обоснованных топографо-геодезических работ на тер­ритории Беларуси можно отнести к 1753 г., когда была создана Виленская астрономическая обсерватория. Именно с созданием первых триан­гуляционных сетей на территории Виленской губернии в 1816-1821 гг. началось картографирование западной части Российской империи.

Для этого на территории Гродненскойи Минской губерний были построены ряды триангуляции (часть дуги Струве). Значительный вклад в создание триангуляции внесли белорусы И. Ходько и Н. Глушневич.

Результатом проведенных топографических съемок на новой геодезической основе явилось создание на всю территорию Беларуси карт масштабов 1:420 000 (десятиверстка) и 1:126 000 (трехверстка), а на значительную площадь -карт масштабов 1:84 000 (двухверстка) и 1:42 000 (одноверстка).

В 1863-1873 гг. на территории Беларуси проводилось градусное из­мерение длины дуги параллели 52° северной широты под руководством И. И. Жилинского.

В 1913-1916 гг. по линии Петербург — Витебск - Мо­гилев - Гомель - Киев - Одесса был проложен нивелирный ходвысокой точности с целью определения разности высот уровней Балтийского и Черного морей.

15 марта 1919 г. был подписан декрет о создании Государственной картографо-геодезической службы - Высшего геодезического управле­ния, реорганизованного впоследствии в Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при СМ СССР.

КАРТОГРАФИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КАРТОГРАФИИ

Перед советской картографией были поставлены задачи, вклю­чавшие обеспечение картами строительства народного хозяйства, культурно-просветительной работы, нужд обороны страны. Еще в тяжелые годы гражданской войны по инициативе В. И. Ленина был подготовлен и принят декрет (15 марта 1919 г.) об учреждении Высшего геодезического управления, преобразованного в дальней­шем в Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР. Этот декрет предусматривал в первую очередь объединение и согласование картографо-геодезической деятельности всех учреждений республики; изготовление топографи­ческих и других карт, необходимых для народного хозяйства.

Топографическая изученность дореволюционной России была не­достаточной и неравномерной. Подробные и достаточно точные карты имелись лишь на пограничные районы, обширные внутренние районы страны были покрыты мелко- и среднемасштабными и к тому же устаревшими к этому времени картами. Поэтому перед советской картографо-топографической службой ставилась сложнейшая задача по съемке и составлению топографических карт на современном уровне на всю территорию страны, что было остро необходимо для разносторон­него исследования и использования природных ресурсов, размеще­ния производства и обороноспособности страны.

Наши рекомендации