Развитие русской картографии в XVIII—XIX вв.
В начале XVIII в. русская картография стала по инициативе Петра I на путь энергичного научного развития в связи с большими государственными преобразованиями, мерами по расширению промышленности и торговли, изучением внутренних районов и расширением территории страны. Осуществление всех этих и других мероприятий вызывало острую потребность в подробных и точных картах.
Решение задачи необходимо было начинать с серьезной подготовки кадров.
По указу Петра I в Москве (1701 г.) была впервые открыта специальная школа,которая стала готовить русских геодезистов (съемщиков); затем их стали готовить в Морской академии в Петербурге.
С 1715 г. силами подготовленных геодезистов начались полевые съемочные работы, охватившие обширные территории страны. Съемки выполнялись по уездам. От центра уезда во все стороны до его границ прокладывались съемочные ходы, в которых длины сторон измерялись мерной цепью, а углы поворотов — угломерным прибором с диоптрами. При этом определялись широты центра уезда и конечных точек ходов на его границах.
В результате были созданы карты («ландкарты») уездов в разных масштабах: от 1:21000 до 1:84 000 (в европейской части страны) и еще мельче (в Сибири)1. При Петре I вместо употребляемого ранее для карты слова «чертеж» был введен термин «ландкарта» (распространенный к тому времени в странах Западной Европы).
Полученные карты уездов сосредоточивались затем в правительствующем Сенате,где они сводились в общую Генеральную карту страны. В
Всей работой по картографированию страны в то время руководил выдающийся русский картограф и географ XVIII в. Иван Кириллович Кирилов (1695—1737). На основании всех имеющихся материалов он стремился не только создать сводную карту России, но и подготовить обширный атлас, на картах которого была бы отражена во всем богатстве и полноте его страна, искажаемая и обедняемая на издаваемых за рубежом картах.
В 1734 г. И. К. Кирилов опубликовал «Атлас Всероссийской империи», включающий Генеральную карту страны и 14 картотдельных ее частей. Все карты атласа отличались подробностью содержания и хорошим оформлением, особенно Генеральная карта, отразившая быстрый рост географической изученности страны.
После смерти Кирилова картографические работы в стране перешли в ведение Географического департамента Академии наук (которая была создана в 1725 г.).
В 1745 г. вышел в свет «Атлас Российской Академии наук», который содержал, наряду с Генеральной картой, 13 карт Европейской России и (6 карт Азиатской России. Все карты атласа были построены на математической основе, по материалам новых съемок страны и географических описаний.
Большое влияние на развитие картографии оказал гениальный русский ученый М. В. Ломоносов (1711 —1765), который возглавлял Географический департамент Академии наук с 1757 г.
Находясь на этом посту, он много сделал для улучшения подготовки кадров геодезистов и картографов, для повышения точности съемочных и картографических работ, организовал сбор различных, в том числе экономических, сведений на местах, что считал важным для своевременного обновления и совершенствования карт.
Гений Ломоносова не обошел стороной географическую и картографическую науку. При этом уже тогда им ставилась задача не только простой зарисовки местности при ее съемках, но и выявления ее экономической, географической и иной характеристик.
Интересно отметить, что, например, термин "экономическая география" введен в обиход Ломоносовым.
Он разработал специальную инструкцию для производства полевых работ и в связи с этим составил особую анкету, на вопросы которой должны были ответить местные власти. Наличие такого материала давало возможность ставить на новую научную основу комплексное картографирование в России.
М.В.Ломоносов сделал многие величайшие открытия в разных областях науки. Недаром его считают основоположником научной географии в России. Он занимался физической и математической географией, геофизикой, метеорологией, климатологией, гидрологией, астрономией, электротехникой и другими науками. Организованные им экспедиции дали богатейший географический и картографический материал.
Большое значение имел труд Ломоносова "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию".
После смерти М. В. Ломоносова Географический департамент продолжал намеченные им картографические работы. Академии наук удалось организовать и провести свои знаменитые комплексные экспедиции 1768—1774 гг., во многом подготовленные М. В. Ломоносовым. Эти экспедиции внесли Значительный вклад в развитие картографии в России. Всего до конца XVIII в., когда Географический департамент прекратил свое существование, им было опубликовано свыше 250 карт, обобщивших результаты государственных съемок, академических экспедиций, морских плаваний и других исследований.
Экспедиции Академии наук 1768—1774 гг.
П.С.Паллас изучал район от Петербурга до Забайкалья,
И.И.Лепехин - Поволжье, Урал, Север европейской части России, И.И.Георги — оз. Байкал.
Ценный материал дали и многие другие академические экспедиции.
Из морских путешествий наиболее выдающимися были
плавания вдоль северных берегов России, в результате которых были открыты Ляховские, Новосибирские и другие острова, изучены и нанесены ни карту значительные участки побережья Северного Ледовитого океана.
И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский в 1803-1806 гг. совершили первое кругосветное путешествие, в результате которого были получены богатейшие новые материалы.
Ф.П.Литке в 1821—1824 гг. руководил исследованиями Новой Земли,Баренцева и Белого морей, во время путешествия в 1826-1829 гг. составил характеристику Берингова моря.
Г.И.Невельской в 1848-1849 и в 1850-1855 гг. исследовал Сахалин, окончательно доказав, что он является островом (до него многие полагали, что Сахалин соединен с материком).
В 1819—1821 гг. была совершена первая русская антарктическая экспедиция под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена. В экспедиции участвовал М.П.Лазарев, который до этого совершил три кругосветных плавания. Во время экспедиции были открыты Антарктический материк и ряд островов в Атлантическом и Тихом океанах. Все эти открытия были описаны и нанесены на карту. Экспедиция Беллинсгаузена вписала новую страницу в книгу великих географических открытий, сделанных русскими.
Огромную роль в развитии географии и картографии в России сыграли работы созданного в 1845 г. Русского географического общества. Организованные обществом экспедиции собрали большой материал и создали карты на огромные пространства Азии.
Значительные открытия в этот период связаны в первую очередь с именем П.П.Семенова-Тян-Шанского, исследовавшего в 1856-1857 гг. Тянь-Шань, Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль, Джунгарский Алатау, Тарбагатай.
Одна за другой снаряжались экспедиции И.В.Мушкетова, Н.А.Северцова, Н.М.Пржевальского, Г.Н.Потанина, М.В.Певцова, В.Л.Комарова, П.К.Козлова, В.А.Обручева и других ученых.
Эти и многие другие экспедиции дали обширный материал для обновления, уточнения и создания новых карт на большие территории. После экспедиций Русского географического общества с географической карты мира исчезли многие белые пятна.
Во второй половине XVIII в. проводилось так называемое генеральное межевание, цель которого состояла в том, чтобы упорядочить и закрепить фактические границы землевладений, деревень, уездов и губерний.
Оно охватило подавляющую часть Европейской России и продолжалось вплоть до середины XIX в. Само межевание осуществлялось посредством угломерной съемки (астролябией) с измерением длин мерной цепью. На все обмежеванные земли составлялись планы в масштабе 1:8400, которые затем сводились в планы уездов.
Отсутствие опорной сети и схематизм в передаче объектов местности были, конечно, недостатком планов межевания, но благодаря довольно крупному масштабу на целые уезды и губернии они представляли ценный материал для картографирования в более мелком масштабе.
Так, по этим материалам в конце XVIII в. были составлены и изданы атласы отдельных губерний и затем сводный атлас 42 губерний с генеральной картой России. В начале XIX в. материалы межевания были использованы для составления первой государственной многолистной карты России в масштабе 1 : 840 000. И в настоящее время эти материалы имеют большой исторический интерес.
Как и в странах Западной Европы, в России к концу XVIII в. Все большее значение стала приобретать карта и для нужд армии. Усложнялось вооружение, совершенствовалась тактика боя. Петр I, а позже А.В.Суворов разработали новую самостоятельную русскую стратегию и тактику ведения войны. Созданные ранее карты уже не могли отвечать новым требованиям.
Резко возросла потребность в подробных и точных крупномасштабных картах для военных целей. Увеличение объема и темпов работ по созданию таких карт вызвало необходимость в организации при Военном министерстве специального учреждения — Депо карт (с 1812 г. Военно-топографическое депо). С 1816 г. начались работы по проложению триангуляции, а в 1819 г. уже приступили к крупномасштабным съемкам на полученной геодезической основе обширных территорий России главным образом пограничных пространств.
Среди новых топографических картвысокого уровня, составленных на геодезической основе, выдающееся место занимает трехверстная карта (1:126 000) Европейской России, издание которой было начато в середине XIX в. Для этой карты была разработана особая шкала штрихов с целью более объективной передачи равнинного рельефа.
Также примером новых карт может служить составленная в 1801-1804 гг. Депо карт по съемочным материалам подробная карта Российском империи и близлежащих заграничных владений в масштабе 20 верст в дюйме (1:840 000), известная под названием "Столистовая карта".
В 1821—1839 гг. также на основе съемок местности было создано новое большое картографическое произведение — "Десятиверстная специальная карта Западной части России" (1:420 000). Карта была издана на 60 листах.
К 1863 г. было издано 435 листов другой карты — "Трехверстной военно-топографической карты Западной России" (1 : 126 000).
В 1865—1871 гг. была создана новая карта — "Специальная десятиверстная карта Европейской России".Эта карта, хотя и создавалась как стратегическая, но имела также и большое общекультурное значение. Она отличалась хорошим содержанием, тщательностью выполнения, поэтому не теряла практической ценности до 20-х годов XX в.
В конце века военная картография России окончательно определилась как своеобразная и отличная от картографии других стран, впоследствии намного их опередившая.
В конце XIX в. техника топографической съемки стала более совершенной. На смену компасу в виде буссоли или подобных инструментов пришли новые инструменты — мензула и кипрегель, были отработаны методы изображения не только всех контуров, видимых на местности, но и рельефа. Таким образом, появилась возможность создания карты, являющейся точным чертежом местности.
Вместе с тем во второй половине XIX в. на топографических картах (1:21000, 1:42 000, 1:84 000) для передачи рельефа вместо штрихов начали применять горизонтали, тогда как на подобных картах западноевропейских государств переход от штрихов к горизонталям был в основном начат лишь после первой мировой войны.
В России, как и в странах Запада, в XIX в. стало приобретать все большее значение тематическое картографирование. Были созданы тематические карты по самым различным отраслям естественно-географических знаний. Большое практическое и теоретическое значение имели работы В. В. Докучаева по почвенному картографированию на основе разработанной им генетической классификации почв.
Крупным событием явилась созданная выдающимся картографом XIX в. Алексеем Андреевичем Тилло гипсометрическая карта Европейской России, которая обеспечила правильное представление о строении рельефа этой обширной территории.
Много сделал для составления и издания карт экономики и населения России выдающийся географ XIX в. П. П. Семенов-Тян-Шанский.
Значительный рост спроса в XIX в. на карты и атласы общего пользования привел к тому, что выпуск карт и атласов, в том числе учебных, приобрел коммерческий характер, стал очень выгодным для частного предпринимательства. Наряду с небольшими картоиздательствами создавались крупные специализированные картоиздательские фирмы.
В России единственным специализированным предприятием этого рода было картографическое издательство А. Ильина в Петербурге (с 1859 г.), которое, в частности, сыграло положительную роль в обеспечении народного образования страны учебными картами и атласами.
КАРТОГРАФИЯ В БЕЛАРУСИ
Достоверные сведения о проведении топографо-геодезических работ на территории Беларуси относятся к XVI в., когда она являлась основой Великого княжества Литовского.
С середины XVI в. до середины XVIII в. большой объем геодезических работ выполнен при землеустройстве во время проведения «Валочнай памеры» для достоверного учета земель. Работы выполнялись на основе специальных инструкций -«Уставов», в которых содержались рекомендации мерщикам с примерами расчетов согласно разработанным схемам.
О достаточно высоком уровне развития топографии геодезии и картографии в то время свидетельствует карта Великого княжества Литовского (масштаб 1:1 260 000), составленная под руководством Н. Радзивилла в 1613 г.
Картометрические измерения показали, что при ее составлении использовались достаточно точные карты и планы более крупных масштабов.
Позже, в 1655 г. была издана карта Виленского и Трокского воеводств.
Начало научно обоснованных топографо-геодезических работ на территории Беларуси можно отнести к 1753 г., когда была создана Виленская астрономическая обсерватория. Именно с созданием первых триангуляционных сетей на территории Виленской губернии в 1816-1821 гг. началось картографирование западной части Российской империи.
Для этого на территории Гродненскойи Минской губерний были построены ряды триангуляции (часть дуги Струве). Значительный вклад в создание триангуляции внесли белорусы И. Ходько и Н. Глушневич.
Результатом проведенных топографических съемок на новой геодезической основе явилось создание на всю территорию Беларуси карт масштабов 1:420 000 (десятиверстка) и 1:126 000 (трехверстка), а на значительную площадь -карт масштабов 1:84 000 (двухверстка) и 1:42 000 (одноверстка).
В 1863-1873 гг. на территории Беларуси проводилось градусное измерение длины дуги параллели 52° северной широты под руководством И. И. Жилинского.
В 1913-1916 гг. по линии Петербург — Витебск - Могилев - Гомель - Киев - Одесса был проложен нивелирный ходвысокой точности с целью определения разности высот уровней Балтийского и Черного морей.
15 марта 1919 г. был подписан декрет о создании Государственной картографо-геодезической службы - Высшего геодезического управления, реорганизованного впоследствии в Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при СМ СССР.
КАРТОГРАФИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КАРТОГРАФИИ
Перед советской картографией были поставлены задачи, включавшие обеспечение картами строительства народного хозяйства, культурно-просветительной работы, нужд обороны страны. Еще в тяжелые годы гражданской войны по инициативе В. И. Ленина был подготовлен и принят декрет (15 марта 1919 г.) об учреждении Высшего геодезического управления, преобразованного в дальнейшем в Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР. Этот декрет предусматривал в первую очередь объединение и согласование картографо-геодезической деятельности всех учреждений республики; изготовление топографических и других карт, необходимых для народного хозяйства.
Топографическая изученность дореволюционной России была недостаточной и неравномерной. Подробные и достаточно точные карты имелись лишь на пограничные районы, обширные внутренние районы страны были покрыты мелко- и среднемасштабными и к тому же устаревшими к этому времени картами. Поэтому перед советской картографо-топографической службой ставилась сложнейшая задача по съемке и составлению топографических карт на современном уровне на всю территорию страны, что было остро необходимо для разностороннего исследования и использования природных ресурсов, размещения производства и обороноспособности страны.