Особенности содержания и применения специальных школьных карт

Контурные карты — это одноцветные изображения кар­тографической сетки и элементов общегеографической карты — бе­реговой линии морей и озер, рек, населенных пунктов, политико-ад­министративных границ и иногда — отдельных элементов темати­ческих карт.

Они предназначаются для нанесения знаков и надпи­сей названий изучаемых географических объектов с целью закреп­ления в памяти учащихся размещения, очертаний и площадей этих объектов и создания на их основе рукописных тематических карто­схем.

Сами контурные карты в основном выпускаются в виде сбро­шюрованных наборов применительно к школьным курсам геогра­фии по классам.

При этом карты в наборах согласуются по масшта­бу, проекции и густоте сетки с одноименными по территории картами атласов.

Существующие школьные программы предусматривают посте­пенное усложнение работ с контурными картами от младших клас­сов к старшим.

В младших классах работа с ними, как правило, состоит в том, что учащиеся, ориентируясь по настольным картам, находят на этих картах местоположение изу­чаемых объектов, отличают их и надписывают.

Если намеченные объекты уже обо­значены на контурной карте (границы государств, пунсоны столиц и т. п.), то от уча­щихся требуется лишь правильно найти, обвести и подписать нужные контуры и пункты.

Если же необходимые объекты не обозначены на карте, то вначале опреде­ляют их местоположение по имеющимся на ней ориентирам (линии сетки, характер­ные очертания рек и т. п.). Большое внимание следует обращать на правильное раз­мещение подписей названий объектов. (С помощью трафаретов и шаблонов)

В связи с тем что все знаки полезных ископаемых по внешним контурам легко свести к нескольким простейшим фигурам, возможно применить для вычерчивания их контуров трафареты — в виде прорезей на плотной бумаге

В старших классах акцент делается на функцию контурных карт — служить основой для состав­ления картосхем. Тематическое содержание таких картосхем может быть различно в зависимости от задач изучаемого материала. Основная их цель — показать взаимосвязи и факторы изучаемых явлений и процессов.

Независимо от применяемого шрифта подписи на картосхемах должны быть четкими и одинаковыми по высоте для данной категории объектов, что в первую очередь важно для строчных подпи­сей, в которых буквы располагаются вплотную и неточности в их размерах бросаются в глаза.

Индукцион­ные карты .Помимо контурных карт, используемых учащимися, существуют еще стенные контурные карты, называемые индукцион­ными.

Обычно такие карты создаются по инициативе учителя. Они представляют собой участки классной доски, покрытые темным ли­нолеумом, с контурами, нанесенными светлой несмывающейся крас­кой; чаще всего это контурные карты СССР и полушарий.

На них, как на классной доске, можно рисовать мелом.

Такие карты исполь­зуются учителем при объяснении нового материала, а также для разъяснения заданий по настольным контурным картам.

Эскизные картосхемы представляют собой картогра­фические рисунки, которые выполняются учителем на классной дос­ке по ходу изложения материала. Они выполняются на глаз, без точ­ного соблюдения масштаба. На них обычно показываются лишь те объекты и процессы, на которых в данный момент надо сконцент­рировать внимание.

Учитель по ходу изложения материала постепенно создает на доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемому матери­алу, показывая при этом динамику рассматриваемого явления. Черчение на доске подобных рисунков одновременно с изложением материала заставляет учащихся внимательно всматриваться в соз­даваемое на их глазах изображение, что в итоге облегчает усвоение этого материала.

Составление эскизных картосхем, разумеется, не подменяет со­бой использование основных карт. Вычерчивая такие рисунки, учи­тель обязательно показывает на стенной карте все то, что наносит на них, а учащиеся находят отмечаемые объекты на своих настоль­ных картах.

Вполне понятно, что картосхемы, выполняемые на доске, будут различны по сложности рисунка. Наиболее простыми считаются картосхемы, на которых не требуется давать контуры очертаний ма­териков, границ стран и т. п. К таковым, например, относятся схе­мы грузопотоков между отдельными пунктами, схемы дорог тран­спортного узла и пр.

Труднее выполнить картосхему, в которой имеются достаточно сложные конту­ры границ государств, областей и других территорий.

**Их вычерчивание облегчают заранее подготовленные трафареты (шаблоны) или вырезные контуры (из карто­на, фанеры). Трафарет прикладывают к доске и обводят его по краям. Аналогично об­водят края вырезного контура на приложенном к доске материале с этим контуром.

**Требуемые контуры можно получить и при помощи кодоскопа, для чего достаточно нанести на пленку соответствующие контуры, скопированные с карт учебника или ат­ласа. При состав. картосхем на доске можно пользоваться цветными мелками. Умение уверенно и быстро набрасывать на доске картосхемы, в том числе самые простейшие, не приходит само собой. Оно усваи­вается в результате неоднократных упражнений.

Мысленная карта — вид карт, сравнительно редко используемый в обучении. Мысленную карту рисуют на чистом листе бумаги. Она отражает образ явления или территории, сло­жившийся у обучающегося. Такие карты не обладают геометри­ческой точностью, но позволяют установить предпочтения, отда­ваемые тому или иному объекту или территории.

Немая карта — разновидность контурной карты, на которой полностью отсутствуют вспомогательные подписи и контуры, а также любые названия географических объектов. Немые карты широко использовались раньше для выполнения контрольных функций. Иногда для контроля в смягченной форме применя­лись полунемые карты, на которых указывались заглавные бук­вы наносимых географических объектов.

Наши рекомендации