Особенности содержания и применения специальных школьных карт
Контурные карты — это одноцветные изображения картографической сетки и элементов общегеографической карты — береговой линии морей и озер, рек, населенных пунктов, политико-административных границ и иногда — отдельных элементов тематических карт.
Они предназначаются для нанесения знаков и надписей названий изучаемых географических объектов с целью закрепления в памяти учащихся размещения, очертаний и площадей этих объектов и создания на их основе рукописных тематических картосхем.
Сами контурные карты в основном выпускаются в виде сброшюрованных наборов применительно к школьным курсам географии по классам.
При этом карты в наборах согласуются по масштабу, проекции и густоте сетки с одноименными по территории картами атласов.
Существующие школьные программы предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим.
В младших классах работа с ними, как правило, состоит в том, что учащиеся, ориентируясь по настольным картам, находят на этих картах местоположение изучаемых объектов, отличают их и надписывают.
Если намеченные объекты уже обозначены на контурной карте (границы государств, пунсоны столиц и т. п.), то от учащихся требуется лишь правильно найти, обвести и подписать нужные контуры и пункты.
Если же необходимые объекты не обозначены на карте, то вначале определяют их местоположение по имеющимся на ней ориентирам (линии сетки, характерные очертания рек и т. п.). Большое внимание следует обращать на правильное размещение подписей названий объектов. (С помощью трафаретов и шаблонов)
В связи с тем что все знаки полезных ископаемых по внешним контурам легко свести к нескольким простейшим фигурам, возможно применить для вычерчивания их контуров трафареты — в виде прорезей на плотной бумаге
В старших классах акцент делается на функцию контурных карт — служить основой для составления картосхем. Тематическое содержание таких картосхем может быть различно в зависимости от задач изучаемого материала. Основная их цель — показать взаимосвязи и факторы изучаемых явлений и процессов.
Независимо от применяемого шрифта подписи на картосхемах должны быть четкими и одинаковыми по высоте для данной категории объектов, что в первую очередь важно для строчных подписей, в которых буквы располагаются вплотную и неточности в их размерах бросаются в глаза.
Индукционные карты .Помимо контурных карт, используемых учащимися, существуют еще стенные контурные карты, называемые индукционными.
Обычно такие карты создаются по инициативе учителя. Они представляют собой участки классной доски, покрытые темным линолеумом, с контурами, нанесенными светлой несмывающейся краской; чаще всего это контурные карты СССР и полушарий.
На них, как на классной доске, можно рисовать мелом.
Такие карты используются учителем при объяснении нового материала, а также для разъяснения заданий по настольным контурным картам.
Эскизные картосхемы представляют собой картографические рисунки, которые выполняются учителем на классной доске по ходу изложения материала. Они выполняются на глаз, без точного соблюдения масштаба. На них обычно показываются лишь те объекты и процессы, на которых в данный момент надо сконцентрировать внимание.
Учитель по ходу изложения материала постепенно создает на доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемому материалу, показывая при этом динамику рассматриваемого явления. Черчение на доске подобных рисунков одновременно с изложением материала заставляет учащихся внимательно всматриваться в создаваемое на их глазах изображение, что в итоге облегчает усвоение этого материала.
Составление эскизных картосхем, разумеется, не подменяет собой использование основных карт. Вычерчивая такие рисунки, учитель обязательно показывает на стенной карте все то, что наносит на них, а учащиеся находят отмечаемые объекты на своих настольных картах.
Вполне понятно, что картосхемы, выполняемые на доске, будут различны по сложности рисунка. Наиболее простыми считаются картосхемы, на которых не требуется давать контуры очертаний материков, границ стран и т. п. К таковым, например, относятся схемы грузопотоков между отдельными пунктами, схемы дорог транспортного узла и пр.
Труднее выполнить картосхему, в которой имеются достаточно сложные контуры границ государств, областей и других территорий.
**Их вычерчивание облегчают заранее подготовленные трафареты (шаблоны) или вырезные контуры (из картона, фанеры). Трафарет прикладывают к доске и обводят его по краям. Аналогично обводят края вырезного контура на приложенном к доске материале с этим контуром.
**Требуемые контуры можно получить и при помощи кодоскопа, для чего достаточно нанести на пленку соответствующие контуры, скопированные с карт учебника или атласа. При состав. картосхем на доске можно пользоваться цветными мелками. Умение уверенно и быстро набрасывать на доске картосхемы, в том числе самые простейшие, не приходит само собой. Оно усваивается в результате неоднократных упражнений.
Мысленная карта — вид карт, сравнительно редко используемый в обучении. Мысленную карту рисуют на чистом листе бумаги. Она отражает образ явления или территории, сложившийся у обучающегося. Такие карты не обладают геометрической точностью, но позволяют установить предпочтения, отдаваемые тому или иному объекту или территории.
Немая карта — разновидность контурной карты, на которой полностью отсутствуют вспомогательные подписи и контуры, а также любые названия географических объектов. Немые карты широко использовались раньше для выполнения контрольных функций. Иногда для контроля в смягченной форме применялись полунемые карты, на которых указывались заглавные буквы наносимых географических объектов.