Темы проектов по методике обучения географии
1. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Земля – планета Солнечной системы».
2. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Изображение Земли на глобусе и карте».
3. Особенности организации и проведения уроков по теме: «История открытия и освоения Земли».
4. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Литосфера и Рельеф Земли».
5. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Атмосфера и климаты Земли».
6. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Мировой океан – главная часть гидросферы».
7. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Биосфера Земли».
8. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Строение и свойства географической оболочки».
9. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Географическая характеристика материка (по выбору студента)».
10. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Физико-географическая характеристика Восточно-Европейской равнины».
11. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Физико-географическая характеристика Дальнего Востока».
12. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Внутренние воды России».
13. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Природные зоны России».
14. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Россия на политической карте мира».
15. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Население России».
16. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Машиностроение России».
17. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Уральский экономический район».
18. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Центральный экономический район.
19. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Россия в современном мире».
20. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Современная политическая карта мира».
21. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Топливная промышленность мира».
22. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Экономико-географическая характеристика страны (по выбору студента)».
23. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Глобальные проблемы человечества».
24. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Население мира».
25. Особенности организации и проведения уроков по теме: «Мировое хозяйство и НТР».
Требования к структуре и содержанию проектов по методике обучения географии
Задания выдаются не менее, чем за 3 дня до экзамена. На экзамен студент предоставляет доклад, презентацию и технологическую карту одного урока.
Структура доклада
• Цель изучения темы – достижение результатов: личностных, метапредметных, предметных
• Основное содержание темы с обоснованием
• Метапредметные и межпредметные связи
• Требования к результатам, средства диагностики
• Методы и приемы, которые целесообразно применить при изучении данной темы.
• Особенности организации практических и самостоятельных работ учащихся
Продолжительность доклада – не более 5 мин. Презентация иллюстрирует и дополняет содержание доклада, может содержать иллюстративный материал, схемы, рисунки, таблицы, основные определения и т.д.
Технологическая карта урока оформляется на листах формата А4 в следующем формате:
Разработчик: ФИО, подпись
Класс__________________________________________________________________
Тема программы_________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________
Цели урока______________________________________________________________
Этапы урока Задачи этапа Дидактические средства Межпредметные связи Деятельность учителя Деятельность учащихся
КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ
На государственном экзамене дается оценка сформированности комплекса компетенций, определенных программой экзамена, по уровням: знать, уметь, владеть. Для расчета коэффициента сформированности компетенций используется метод экспертной оценки. Эксперты (председатель, заместитель председателя, члены ГЭК) вносят свои оценки в лист экспертной оценки (Приложение 1). Оценка осуществляется по следующим критериям.
Критерии комплексной оценки сформированности компетенций по уровням
Уровни | Критерии комплексной оценки сформированности компетенций | |
Знать | Обладает системными теоретическими знаниями, необходимыми для решения профессиональных задач | |
Уметь | Обладает умениями, обеспечивающими выполнение профессиональных задач | |
Владеть | Способен адекватно оценивать задачи в профессиональной области и использовать знания, умения и накопленный профессиональный опыт для их решения |
С учетом коэффициента сформированности компетенций каждым членом ГЭК дается общая оценка ответа по следующим критериям:
Примерные критерии оценивания ответа выпускника на государственном экзамене
Критерии1 | Отметка |
- коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1; - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; - показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения; - студент демонстрирует всестороннее систематическое и глубокое знание учебно-программного материала; - в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; - ответ изложен научным, грамотным языком; - на все дополнительные вопросы студент дал четкие, аргументированные ответы - студент умеет объяснять закономерности и иллюстрировать их примерами из жизни, усвоил взаимосвязь основных понятий и их значение для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала | «отлично» |
- коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69; - дан полный, развернутый ответ по предложенной проблеме; - показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; - ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен научным, грамотным языком; - студент умеет объяснять закономерности и применять их, показывает систематический характер знаний, способен к их самостоятельному пополнению и обновлению при дальнейшем обучении и профессиональной деятельности - были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат; - на дополнительные вопросы были даны неполные или недостаточно аргументированные ответы | «хорошо» |
- коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59; - дан неполный ответ по предложенной проблеме; - логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения; - допущены ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; - в ответе не присутствуют доказательные выводы; - на дополнительные вопросы даны неточные или не раскрывающие сути проблемы ответы | «удовлетворительно» |
- продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5; - дан неполный ответ на поставленный вопрос; - логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения; - при изложении теоретического материала допущены существенные ошибки (касающиеся фактов, понятий, персоналий); - в ответе отсутствуют выводы; - речь неграмотная; - студент отказывается отвечать на дополнительные вопросы или дает неверные ответы | «неудовлетворительно» |
По завершении государственного экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает ответ каждого студента или его письменную работу и выставляет каждому студенту согласованную итоговую оценку.