Состояние школьной географии и развитие методической мысли в xix в
Вопрос 1 Предмет и задачи методики обучения географии
Методика преподавания географии – одна из педагогических наук, частная дидактика, исследующая особенности процесса обучения географии в общеобразовательной школе. Наиболее тесные связи имеет с дидактикой, которая рассматривает общие закономерности образования и воспитания.
Предмет изучения– процесс обучения основам географии с элементами других наук.
К изучаемым проблемам относятся:
· содержание школьной географии,
· обучающая деятельность учителя,
· процесс учения ученика,
· образовательно-воспитательные задачи географии в школе,
· воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии.
Методика обучения географии:
- Проводит отбор знаний о естественнонаучных основах рационального природопользования и охраны окружающей среды,
- Разрабатывает приёмы формирования этих знаний,
- Определяет систему картографических знаний и умений,
- Создаёт систему картографических пособий и разрабатывает приёмы их использования в процессе обучения географии.
Методика обучения географии отвечает на вопросы:
Для чего учить? (ЦЕЛИ).
Чему учить? (СОДЕРЖАНИЕ).
Как учить? (МЕТОДЫ).
С помощью чего учить? (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ).
Подход к решению этих проблем определяется современной образовательной целью - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности.
Вопрос 2 Этапы развития методики обучения географии
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
География как наука зародилась в глубокой древности и к настоящему времени история ее развития насчитывает не одно тысячелетие. Однако предметом школьного изучения география становится сравнительно поздно. Сначала, только во второй половине XVII века, она появилась в школах Западной Европы, а позднее - в начале XVIII - и в школах России. Однако некоторые сведения географического характера изучались в школе и ранее, но они были отрывочными, несистематизированными и рассматривались вместе со знаниями по другим предметам.
Вначале в школах России использовались переводные географические руководства. В 1710 г. была издана книга неизвестного европейского автора «География или краткое земного круга описание». Одним из первых был переведен труд крупного голландского ученого того времени Бернхарда Варения «География генеральная» (1718 г.), который имел довольно сложное содержание и большой объем.
Значительное влияние на развитие отечественной науки, изучение природы и хозяйства своей страны оказал М.В.Ломоносов (1711-1765), который придавал исключительное значение географическому изучению территории Российского государства, составлению различных карт. Фактически под его руководством были изданы первый атлас России и две генеральные карты страны.
В 1786 г. был принят «Устав народных училищ в Российской империи», который предписывал учредить народные училища (школы) двух типов: «малые» – с двухгодичным обучением и «главные», в которых было четыре класса, но с пятилетним сроком обучения (в четвертом классе учились два года). В «главных» школах географию изучали в течение трех последних лет (т.е. в третьем и четвертом классах), по два-три урока в неделю. Вначале рассматривали введение в географию Европы, затем географию России и всеобщую географию.
СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX в.
Развитие географического образования привело к тому, что в начале XIX в. география преподавалась во всех средних учебных заведениях Российского государства. В гимназиях ее изучали с III по VIII класс (всего – 14 часов в неделю). Вначале рассматривались сложные и трудные для детей вопросы математической и всеобщей географии. Здесь сообщались общие сведения о Земле, давалось описание отдельных стран мира. Затем учащиеся переходили к изучению отечественной географии, завершая рассмотрение предмета курсами всеобщей и российской статистики.
Однако период подъема географического образования в стране оказался непродолжительным. Во второй половине XIX века, т.е. в годы николаевской реакции, положение географии в школе значительно ухудшилось. В эти годы в школах было введено изучение классических языков, в результате чего изучение географии было передвинуто в I класс, а курс статистики был вообще изъят из школьного плана. Объем учебного материала по географии в целом оказался заметно сокращенным. Более того, этот материал приобрел перечислительный, описательный и фактологический характер, усвоение которого требовало не столько понимания, сколько запоминания и зубрежки. По оценкам специалистов, география становится предметов скучным, трудным и непривлекательным для детей. Такое состояние школьной географии сохранялось довольно продолжительное время, до конца XIX в.
Значительное влияние на развитие методики преподавания географии оказал К.Д.Ушинский (1824-1871 гг.). Он выдвинул ряд важных методических принципов преподавания географии, не потерявших свою значимость и до настоящего времени. Среди них - принцип изучения географии от известного к неизвестному.