Вопрос 4 Характер и структура географических знаний. Основные направления развития научных географических знаний
Зарождение географических знаний начинается с глубокой исторической деятельности. Вероятно, главными вопросами, которые задавали себе первобытные люди, были те, что относились к свойствам окр. их природной среды.
История географических знаний – это летопись человеческих усилий, направленных на получение возможно больших сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару. Плюс попытки объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности и с целью практического использования.
В античные времена происходило описание территорий. За этими сведениями закрепился термин «период», введенный Милетским (6-5 в до н.э.). Большой вклад в развитие научных основ географии внес энциклопедист древности Аристотель (4 в до н.э.) и его последователи. Из них первым употребил понятие «география» Эратосфен (3-2 в до н.э.). Страбон развивал основные положения Эратосфена и закрепил за географией значение самостоятельной науки (1 в до н.э.).
В конце Средневековья началась эпоха великих географических открытий. Поток новых сведений, хлынувших в Европу, оказал стимулирующее влияние на все стороны общественной жизни того времени и породил ход событий, который продолжается поныне.
С накопленной научной информацией произошло «вертикальное» и «горизонтальное» расчленение. Вертикальный уровень стали представлять эмпирические, теоретические и методологические знания. Лидирующее положение здесь заняла теоретическая география, формирующая научные учения, теории, концепции, гипотезы, понятия. Теоретическая география сейчас активно развивается по многим направлениям. Горизонтальная дифференциация привела к делению географии на физическую и социально-экономическую, а также картографию и страноведение. В результате дальнейшего деления этих наук возникло большое количество отраслевых географических дисциплин (климатология, океанология и др.). Плюс комплекс гео наук представляют также пограничные области знаний – историческая, политическая, военная география и др.
В современности высший уровень научного обобщения образует научную картину миру. Вся совокупность постоянно развивающихся знаний о природе и обществе формирует общенаучную картину мира. А также существуют самостоятельные природно-географические и общественно-географические картины мира.
С вопросами структуры географических знаний тесно связано понятие о научных школах как неформальных объединениях людей вокруг талантливого ученого-лидера или какой-либо идеи.
Направления в развитии географических знаний:
Всю географическую науку пронизывают ряд направлений, позволяющие по-новому подойти к вопросу о её единстве, целостности. В основном выделяют четыре важнейших.
Во-первых, это гуманизация, которая связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Это целое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния, рассматривающее жизнь людей и их общественные отношения. Гуманизация должна означать отход от рассмотрения природы, как «вещи в себе» или только как ресурсной базы экономики, а переносить акценты на роль природных объектов, зональности, поясности, стихийных бедствий в формировании общественной мозаики мира. Важным акцентом гуманизации рассматривается внимание к историческим личностям, внесшим вклад в поиск и развитие географического знания. Линия на гуманизацию позволяет подвести обучающих к выводу о том, что главное действующее лицо нашей цивилизации – человек.
С гуманизацией тесно связано и второе направление – социологизация, его суть – повышение внимания к социальным аспектам развития, усиление внимания к личностному фактору. Речь о том, чтобы по дисциплине полнее показать роль человека не только в экономической, но и социальной жизни общества, познакомить обучающихся с некоторыми чертами социального развития, особенно в территориальном разрезе, усилить внимание на такие социальные аспекты, как социальный состав, расовые, национальные, религиозные проблемы занятости, качества и уровня жизни. В современной географии социально – населенческая проблематика довольно последовательно проходит через содержание всех курсов. Как положительный фактор отмечается повышенный интерес к этнографическим сюжетам, что должно способствовать повышению уровня социальной культуры молодёжи. Но социологизация не должна ограничиваться лишь темами о населении.
Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни. Экологизация также характерна для всего междисциплинарного комплекса наук, который исследует взаимодействие общества производства и окружающей среды или «экоразвитие». Поскольку проблемы отношений со средой обитания затрагивают едва ли не весь социальный институт человеческого общества, то естественно произошла значительная экологизация и естественных и общественных наук, что усилило синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. И именно география, имеющая большой опыт такого синтеза, стала одним из главных плацдармов экологизации. Это направление стало главным «дирижирующим».
И четвертое направление – экономизация, характерно для многих наук. Зарождение и развитие экономизации было связано с «количественной революцией», наступившей в эпоху кибернетики и переходом к рыночной экономике. Долгое время география была головным предметом экономического образования обучающихся, воспитание у них навыков экономического мышления, особенно это было в 60-70 годы, но не получали никакого представления о робототехнике, электронике, чистых технологиях и т.п. В наши дни география продолжает уделять внимание экономическим вопросам, но это направление в современной географии, где-то на третьем плане. Это произошло и в результате создания специального курса по экономике, но это не очень оправданно, особенно на фоне происходящих реформ и общего огромного повышения интереса общества ко всему тому, что связано с финансово – экономической сферой деятельности.