Климатические закономерности

Анализ профиля

1. Главная задача анализа профиля – выявление основных географических закономерностей и их отражения на конкретном меридиане.

2. Анализ профиля оформляется в печатном виде, включая титульный лист (см. вложенный файл).

3. Анализ профиля производится по плану, в котором 5 основных разделов.

4. Правила оформления отчета по анализу профиля:

· В письменном отчете каждый раздел нумеруется и подписывается в соответствии с планом (см. ниже)

· Подпункты также нумеруются. Вопросы не переписываются. Каждый подпункт излагается связным географическим текстом, полными предложениями, с максимальным использованием терминологии, а не простым перечислением.

· Анализ профиля вместе с вычерченным профилем сдается на проверку.

План анализа профиля

Общие данные

1.1. По какому меридиану проходит профиль и каковы его начальная и конечная точки

1.2. Какую протяженность в градусах и километрах имеет профиль

1.3. В каком горизонтальном масштабе выполнен комплексный профиль (указать численный и именованный масштабы).

1.4. Какие вертикальные масштабы использовались для отображения значений разных (каких конкретно) показателей.

1.5. Какова протяженность континентальной суши и водной (океанической) поверхности в километрах, каково их соотношение (в процентах)

Геолого-тектоническое строение и рельеф

2.1. Какие формы надводного рельефа планетарного масштаба пересекает линия профиля (дайте их географические названия). Установите соответствие между ними и основными типами земной коры

2.2. Какие части Мирового океана (океаны, их окраинные и внутренние моря, заливы, проливы) пересекает линия профиля

2.3. Где земная кора континентального типа лежит ниже уровня Мирового океана (перечислите конкретные географические названия частей Мирового океана по линии профиля, которые ей соответствуют)

2.4. Какие типы тектонических структур дна Мирового океана с океанической корой пересекает линия профиля. Установите соответствие между ними и формами подводного рельефа (приведите конкретные примеры по линии профиля)

2.5. Каковы наибольшие глубины Мирового океана вдоль линии профиля, где они наблюдаются, какими тектоническими структурами представлены. Приведите конкретные примеры.

2.6. Каковы наибольшие высоты суши вдоль линии профиля, где они наблюдаются (укажите названия географических объектов)

2.7. Подсчитайте общий размах неровностей земной коры вдоль линии профиля

2.8. Какие основные типы тектонических структур материка (ов) пересекает линия профиля

2.9. Назовите платформенные структуры вдоль линии профиля и их возраст. Установите соответствие между ними и формами рельефа суши (укажите географические названия). Какие средние высоты для них характерны

2.10. Назовите возраст складчатых структур вдоль линии профиля. Установите соответствие между ними и формами рельефа суши (укажите конкретные географические названия). Какие средние высоты для них характерны

Климатические закономерности

3.1. На основе анализа карты «Температура воздуха. Январь» в Атласе учителя (стр.37) и карты «Антарктика» (стр. 32) опишите основные общие закономерности изменения температуры воздуха в январе от экватора к полюсам. Проиллюстрируйте свой ответ конкретными значениями температур по карте. Как называется такая закономерность

3.2. В каком полушарии (северном или южном) эта закономерность нарушается в большей степени. Где именно и почему? Отражается ли это на вашем профиле? Каким образом?

3.3. Где наблюдаются и каких значений достигают самые высокие и самые низкие среднеиюльские температуры (по изотермам). Почему?

3.4. Какие из выявленных по картам закономерностей распределения январских температур проявляются на вашем профиле. Покажите на примерах.

3.5. На основе анализа карты «Температура воздуха. Июль» в Атласе учителя (стр.37) и карты «Антарктика» (стр. 32) опишите основные общие закономерности изменения температуры воздуха в июле от экватора к полюсам. Проиллюстрируйте свой ответ конкретными значениями температур по карте. Как называется такая закономерность

3.6. В каком полушарии (северном или южном) эта закономерность нарушается в большей степени? Где именно и почему? Отражается ли это на вашем профиле? Каким образом?

3.7. Где наблюдаются и каких значений достигают самые высокие и самые низкие среднеиюльские температуры (по изотермам). Почему?

3.8. Какие из выявленных по картам закономерностей распределения июльских температур проявляются на вашем профиле. Покажите на примерах.

3.9. В каких широтах (экваториальных, тропических, умеренных или полярных) средние температуры января и июля имеют минимальные отличия? Почему? Отражается ли это на вашем профиле? Приведите конкретные значения температур и величину амплитуды.

3.10. В каких широтах (экваториальных, тропических, умеренных или полярных) наблюдается наибольшая разница между средними температурами января и июля? Почему? Отражается ли это на вашем профиле? Приведите конкретные значения температур и величину амплитуды.

3.11. На основе анализа карты «Годовое количество осадков» в Атласе учителя (стр.40) и климатической карты Антарктики (стр. 32) опишите основные общие закономерности изменения количества осадков от экватора к полюсам (легче всего это прослеживается над Атлантикой). Проиллюстрируйте свой ответ конкретными значениями количества осадков по карте. Как называется такая закономерность?

3.12. Наблюдается ли та же закономерность вдоль линии вашего профиля. Проиллюстрируйте ее конкретными значениями величин осадков по профилю. Наблюдается ли усиление или, наоборот, ослабление этой закономерности вдоль линии вашего профиля. Почему?

3.13. На основе анализа карт «Давление воздуха и ветер. Январь» и «Давление воздуха и ветер. Июль» в Атласе учителя (стр.38, 39) опишите основные общие закономерности изменения атмосферного давления от экватора к полюсам по широтам (экваториальным, тропическим, умеренным, полярным).

3.14. Перечислите постоянные барические центры (области высокого давления и области низкого давления), пересекаемые линией профиля. Есть ли на вашем профиле территории, где давление по сезонам меняется на противоположное (сезонные барические центры)? Где именно? Почему это происходит?

Наши рекомендации