И выпускных квалификационных работ
Порядок выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по географии включает несколько взаимосвязанных этапов:
1) выбор темы выпускной работы, согласование ее с научным руководителем;
2) формирование предварительной структуры работы;
3) составление индивидуального плана работы над актуальной проблемой с получением заданий и указанием сроков их выполнения;
4) сбор, систематизация и анализ всей необходимой информации (литературных, картографических, графических, статистических, фондовых и иных материалов);
5) выбор методического инструментария и доказательство его соответствия решению поставленных задач;
6) формулирование основных теоретических положений работы, написание теоретической главы;
7) апробация теоретической составляющей работы на конкретных примерах с привлечением соответствующего методического аппарата. Подготовка основного текста исследовательской работы;
8) формулирование выводов, составление рекомендаций, проведение завершающих экспериментов, предусматриваемых в заключительной главе работы;
9) выполнение графических и картографических материалов, сопровождающих раскрытие предмета исследования;
10) представление «чернового» варианта работы научному руководителю для корректировки;
11) написание окончательной версии работы с учетом замечаний и рекомендаций руководителя и консультантов; оформление работы в соответствии с перечисленными требованиями;
12) апробация и частичное опубликование результатов дипломных работ и магистерских диссертаций.
Процессы написания курсовых и выпускных работ различаются требованиями, предъявляемыми к каждому из видов работы, целями, которые ставятся перед студентами и выпускниками, и объемом времени подготовительной и основной работы, устанавливаемым для написания. Так, если курсовая и выпускная работы бакалавра представляют собой учебно-исследовательские проекты студентов, то, соответственно, их структура может быть проще; в них может содержаться больше реферативных элементов, в т.ч. при обзоре литературных источников, но выводы и результаты работы должны быть не менее актуальными и обоснованными.
Индивидуальные особенности видов работ, в свою очередь, определяют интенсивность процесса их написания, наличие или отсутствие отдельных этапов работы. В целом, основные направления, перечисленные выше, остаются общими для всех видов географических научно-исследовательских работ.
Выбор темы работы – первый из этапов. Важность его состоит в том, что он определяет всю дальнейшую совокупность процедур. Вместе с темой студент осуществляет выбор той проблемы или предметной области, в которой ему предстоит работать в научно-исследовательском плане. Эта инициативная исследовательская проблема является стержнем всего процесса написания, интегрирующим отдельные этапы в одну комплексную задачу. Основные требования к выбору темы курсовой или выпускной квалификационной работы указаны в п. 2.2 настоящего пособия.
Второй этап – формирование структуры работы – определяет основные вопросы, которые исследователю необходимо рассмотреть в своем проекте. Количество вопросов (а соответственно, количество глав и параграфов) зависит от вида работы, ее объема, сложности решаемой проблемы и ее актуальности.
Как правило, курсовые и выпускные работы бакалавров содержат реферативную и собственно исследовательскую части. Дипломные работы и магистерские диссертации имеют более сложную структуру и состоят в большинстве случаев из теоретико-методологической, аналитической глав и собственно исследовательской главы, имеющей прикладное значение.
При определении количества параграфов в главах следует прежде всего исходить из круга вопросов, необходимых для полного раскрытия части темы (главы) и формулирования обоснованных выводов.
Особое внимание нужно обратить на требования, предъявляемые к наименованию глав и параграфов. Название должно
– соответствовать содержанию, раскрывать его и акцентировать внимание на круге решаемых задач;
– отражать авторский замысел, концепцию работы;
– быть в меру развернутым (охватывать весь круг вопросов, решаемых в каждой из глав) и в то же время лаконичным и точным.
Необходимо также подчеркнуть, что в процессе написания работы ее структура может меняться, корректироваться, если исследователь после ознакомления с проблемой убеждается в необходимости выделения отдельных вопросов в самостоятельный параграф или пункт или, наоборот, снятия части вопросов ввиду отсутствия достоверной информации.
После того как круг решаемых вопросов определен, студент должен получить от своего научного руководителя индивидуальный план (график) работы, в котором должны быть указаны сроки написания отдельных разделов работы, ознакомительный список литературы по его инициативной теме и примерный перечень операций (действий) и методов, которые будут использованы в процессе исследования. График работы также может корректироваться. Это третий этап работы над проектом.
После этого можно перейти к четвертому этапу – сбору, систематизации и анализу литературных и иных источников информации. Сбор информации по теме исследования следует начать с посещения библиотеки и составления библиографического списка ресурсов, которые могут быть полезны в процессе работы. Основные источники, содержащие информацию по географическим и смежным с ними наукам, а также требования, предъявляемые к ним, перечислены в п. 2.3 настоящего пособия.
Целью данного этапа написания курсовых и квалификационных работ является погружение в инициативную тему исследования, знакомство с основными результатами по изучаемому кругу вопросов, полученными предшественниками, стремление генерализировать географическую информацию и научиться выбирать главное, наиболее ценные данные и идеи.
Целесообразно было бы начать изучение источников по теме с учебно-методической литературы, выделив основное направление инициативной проблемы в науке, а затем уже переходить к ознакомлению со специальной научной литературой, детализирующей данное научное направление.
Предлагается несколько вариантов работы с анализируемой литературой: 1) конспектирование содержания источников, фиксирование основных идей и предложений, заключенных в них; 2) ксерокопирование материалов. Далее следует, прочитав собранные материалы, осмыслить, где они были бы полезны. Постепенно таким образом собранная информация систематизируется и обобщается. В дальнейшем из всего объема собранных материалов выбираются наиболее аргументированные и обоснованные сведения, гипотезы, идеи. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемых вопросов. На ее основе уточняется структура исследования, его содержание и объем работы.
Все анализируемые источники геоинформации должны быть включены в список использованной литературы.
Сбор литературных источников должен предшествовать сбору эмпирических и статистических данных, т.к. первые обусловливают использование вторых.
Пятый этап написания работы связан с поиском методического аппарата, адекватного требованиям проводимого научного исследования. Процесс создания методической части курсовых или выпускных работ и выбора основных методов, применяемых в общественно-географических изысканиях, описан в п. 2.4 настоящего пособия.
Этапы с первого по пятый можно назвать подготовительными, или обеспечивающими написание учебно- и научно-исследовательских работ, – они определяют основные «контуры» будущей работы, «рамки», в которых будет протекать процесс создания проектов. Этапы, следующие за ними, являются этапами написания собственно курсовой или квалификационной работы.
Структура и содержание основных частей исследовательских работ в области географии подробно отражены в п. 2.5 настоящего издания.
При создании первой (теоретической) главы работ необходимо помнить, что к реферативной части курсовой или выпускной работы бакалавра предъявляются следующие требования: с одной стороны, она не может быть полностью заимствована из работ иных исследователей, а с другой – не может быть собственной (студента) интерпретацией проблемы, напоминающей сочинение на свободную тему. Любая исследовательская работа должна базироваться на обзоре учебной и научной литературы с обоснованным выбором студентом круга решаемых задач, научной позиции, которой он будет придерживаться, и критическим осмыслением прочитанного материала.
Теоретическая глава дипломной работы специалиста или магистерской диссертации, кроме того, должна содержать научную и методическую новизну, что отражает собственную авторскую позицию в исследуемой области, его инициативность и делает работу актуальной для саморазвития науки или решения какого-либо общественного (прикладного) вопроса. Элементы научной и методической новизны работы определяются студентом и его научным руководителем исходя из цели, поставленных задач и достигнутых результатов в конце процесса написания.
Научная новизна может выражаться в определении новых понятий, уточнении уже широко применяемых; выявлении новых тенденций и закономерностей, ранее не описанных в научной литературе; комплексной характеристике новых географических объектов, процессов и явлений; описании новых гипотез, их подтверждении или опровержении; проведении новых исследований в области пространственной дифференциации каких-либо территорий и т.д.
Методическая новизна чаще всего выражается в обосновании новых методик исследования качественно и количественно описываемых явлений, применении новых методов в общественно-географических исследованиях, создании уникального картографического материала, разработке системы показателей для описания какого-либо процесса и др.
При написании работы необходимо следить за тем, чтобы не терялась её основная мысль. Она должна быть очевидной не только специалисту в данной предметной области, но и непосвященному человеку. Внутреннее содержание глав, параграфов должно соответствовать их заголовкам.
Каждая глава должна иметь логический переход к следующей. Кроме того, каждую главу работы следует заканчивать выводами, которые автор формулирует по итогам своих изысканий. Эти выводы служат концентрированным отражением содержания главы в целом.
Любая учебно- или научно-исследовательская работа должна быть грамотной, написана научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики, орфографии и пунктуации и с учётом особенностей научной речи – краткости, точности и однозначности терминологии. В частности, в современной научной литературе личная манера изложения уступает место безличной. Поэтому в научных текстах редко употребляются местоимения «я» и «мы»[4]. Вместо формы «я предполагаю…», «я провел исследование…» обычно используются безличные формы глаголов или причастия – «предполагается, что…», «проведенное исследование показало …» и т.п.
Важными этапами являются представление чернового варианта работы научному руководителю и окончательная его корректировка, устранение замечаний и неточностей. Следует еще раз отредактировать текст, привести его в соответствие с существующими требованиями к написанию работы. Необходимо проверить также, нет ли пробелов в изложении, устранить стилистические погрешности, проверить точность цитат и ссылок. Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к научному труду, научному руководителю, рецензенту, которые будут оценивать эту работу, студентам и исследователям, которые будут использовать собранные материалы и опираться на полученные выводы данного исследования в будущем.