Квалификационных работ по географии
Курсовая работа
Курсовая работа представляет собой вид научно-исследовательской работы студента, выполняемой ежегодно с целью становления его как молодого специалиста-географа и отражающей основные результаты его научно-исследовательской деятельности. Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее написания студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания через отбор и анализ дополнительных источников географической информации. Кроме этого, курсовая работа способствует мотивации инициативной работы студента, формированию навыков самостоятельной, творческой исследовательской деятельности.
К курсовой работе как к первому самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
– в своей основе она должна иметь актуальную проблему, которая решается с помощью теоретико-методологического арсенала общественной географии;
– должна быть выполнена на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением широкого перечня литературных, картографических, статистических и других материалов;
– должна быть грамотной, написана научным языком, логично структурирована и правильно оформлена;
– должна быть создана самим студентом под руководством его научного руководителя;
– не должна быть пересказом уже изученного ранее материала или простой компиляцией[1];
– должна содержать элементы творческого подхода к решению научной проблемы.
Работа над курсовыми работами предшествует выполнению выпускных квалификационных работ. В связи с этим каждая курсовая работа является самостоятельным исследованием, но может быть и составной частью будущей квалификационной работы.
Выполнение курсовых проектов начинается с выбора темы, обоснования ее актуальности, отбора литературных источников, составления библиографических списков. Важным источником информации для написания курсовой работы на старших курсах могут быть материалы, собранные при прохождении производственных практик. По мере углубления работы над курсовым проектом, проявления при этом научного поиска студенты пытаются формулировать основную проблему их исследования. Это очень важный этап на пути к окончательному утверждению темы. От четкого формулирования проблемы в значительной мере зависят правильная постановка цели исследования, определение комплекса решаемых задач, а также объектно-предметной сущности работы, выбор методов и подходов исследований, структурное построение и логика работы, набор используемой географической информации и, в конечном счете, – результат исследования.
Курсовая работа отличается от всех других научно-исследовательских работ как по содержанию, так и по объему. В связи с этим следует отметить специфику курсовых проектов на младших и старших курсах.
Курсовая работа на 2-м году обучения[2], как правило, носит в большей степени сравнительно-описательный (реферативный) и учебный характер.
Выполнение курсовой работы студентами кафедры социально-экономической географии на 2-м курсе должно соответствовать процессу формирования общепрофессиональной компетенции по ФГОС – ПКВ.23: «уметь применять знания о территориальных социально-экономических системах в научных исследованиях».
Рассмотрение базовых основ общественной географии студенты должны начинать с закрепления первичных знаний об основных понятиях и категориях, основных учениях социально-экономической географии, ее структуре и отдельных направлениях, а также навыков по их применению в исследовательской работе. В качестве одного из таких понятий используется категория «территориальная социально-экономическая система» (ТСЭС), под которой понимается территориальная ячейка жизни общества, в которой взаимообусловленно протекает множество процессов, возникают и развиваются явления социально-экономического характера. В качестве обязательного полигона исследований в курсовой работе студенты вместе со своим научным руководителем должны выбрать ТСЭС микро- (уровня муниципальных образований), мезо- (уровня субъекта федерации), макроуровня (уровня крупной части страны или страны в целом). Категория ТСЭС является базовой, так как имеет свойство развития в более сложном территориальном явлении – территориальной общественной системе, речь о которой пойдет на старших курсах.
Рассматривая на 2-м курсе данное понятие, его можно увязать с другими категориями общественной географии: «экономико-географическое положение», «территориальная структура», «территориальный потенциал», «функции местности», «факторы и закономерности размещения производства и населения», являющимися предметом рассмотрения различных лекционных курсов: «Введение в социально-экономическую географию», «Технолого-экономические основы производства», «Основы учения о территориальных социально-экономических системах». Работая над курсовым проектом, можно применять различные методы исследований, о которых шла речь в курсе «Методы экономико-географических исследований». Тем самым создается база для активизации научно-исследовательской работы на 3-м и 4-м курсах.
Рекомендуемый объем работы – не менее 25 страниц компьютерного текста формата А4. Необходимое количество источников для написания – не менее 15.
В ходе работы над курсовыми сочинениями на старших курсах – 3-м (на очном, заочном отделениях), 4-м и 5-м (на очно-заочном отделении) – студенты формируют следующие компетенции:
– ПК.10: «применять теоретические знания на практике»;
– ПК.18: «владеть и уметь применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основных географических закономерностей, факторов размещения и развития».
Формирование этих компетенций предполагает, что курсовые проекты на старших курсах приобретают в большей степени научно-исследовательский и прикладной характер. Выбор темы курсовой работы на 3-4-м курсах обусловлен собственными интересами студента в общественной географии. В ходе работы над инициативным исследованием студент проводит углубленный анализ информационных источников, создает авторскую методику или модернизирует уже разработанные методики общественно-географических изысканий, систематизирует / обобщает геоинформацию, проводит территориальный анализ, выявляет причинно-следственные связи между географическими объектами, явлениями и процессами социально-эколого-экономического развития территориальных общественных систем (ТОС), предлагает варианты их перспективного функционирования. Обязательными элементами курсового проекта на старших курсах являются авторская позиция относительно объекта исследования, самостоятельность выводов, обоснованность рекомендаций.
Выбор темы для инициативного исследования на старших курсах лежит в рамках следующих учебных дисциплин: «География населения и геоурбанистика», «Экономическая и социальная география России и мира», «Экономическая, социальная и политическая география», «География и экономика видов деятельности» и др. Рекомендуемое количество страниц курсового проекта – 30–50. Для выполнения работы желательно проанализировать не менее 20 литературных источников.