Методическая разработка показательных нестандартных уроков географии
Методическая разработка показательных нестандартных уроков географии
г. Ликино – Дулево
2011 г.
Методическая разработка показательных нестандартных уроков географии.
Разработчик: Шашкова Ольга Александровна - преподаватель географии ГОУ СПО МО «МОКИТЭУ», 2011 год. - 98 с.
Настоящая разработка уроков составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по обеспечению высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Представлен обобщенный опыт организации и проведения нестандартных уроков географии.
Особенность учебного пособия заключается в том, что нестандартные уроки дают возможность не только вызывать повышенный интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, приближать, к работе с различными и самыми необычными источниками знаний.
Методическая разработка составлена преподавателем географии ГОУ СПО МО «МОКИТЭУ» и одобрена Научно-Методическим Советом ГОУ СПО МО «МОКИТЭУ» и рекомендована к применению в колледже и распространению по региональной сети среднего профессионального образования.
Предисловие
«Учиться и не размышлять – напрасно терять время,
размышлять и не учиться – губительно».
Конфуций
«Беседы и суждения»
Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности обучающихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся.
Формы нестандартных уроков разнообразны – это уроки-ярмарки, пресс-конференции, уроки-соревнования, и т.п.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти задачи обостряет мыслительную деятельность играющих.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Содержание игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;
- формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Следует помнить о том, что развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию, но, как и любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Важен и этап анализа, обсуждения оценки результатов игры. Обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов.
«АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ»
брейн-ринг
Учебно-воспитательные цели: развитие кругозора обучающихся, логического мышления; пробуждение интереса к изучаемой стране.
Методы и формы учебной деятельности: урок в виде брейн-ринга.
Организация работы.
1. Создание соревнующихся команд, групп поддержки, группы организаторов.
2. Организация оформления (презентация)
3. Выработка условий игры.
4. Выбор жюри и наблюдателей.
Ход игры
I. 1. Вступительное слово преподавателя.
2. Фрагмент фильма об Австралии.
II. Объявление условий игры.
1. Команды приступают к обсуждению вопроса после удара в гонг.
2. Время обсуждения – 1 минута.
3. Если кто-то из членов команды знает ответ на вопрос, - сообщает об этом капитану.
4. Капитан принимает решение о подаче ответа или о досрочном ответе.
5. Капитан подает сигнал (флажок) – команда готова дать ответ.
6. Чей капитан быстрее подал сигнал, та команда и отвечает первой.
7. Капитан может ответить на вопрос сам или передать право ответа одному из игроков команды.
8. Если капитан подал сигнал, а его команда не готова к ответу или кто-то из членов команды выкрикнул ответ до того, как их капитан сигнализировал о готовности к ответу, то команда теряет право на участие в разыгрываемом гейме. Даже если был дан правильный ответ, команде, нарушившей правило, очко не присуждается.
9. Максимальное количество очков за ответ – 5 баллов.
III. Представление жюри и наблюдателей.
IV. Проведение игры.
V. Подведение итогов игры. Награждение команд.
Материальное обеспечение:
Фильм об Австралии и презентация с вопросами..
Проектор, экран или телевизор. Ноутбук.
Флажки по числу команд на стол.
Политическая карта мира, социально-экономическая карта Австралии.
Фото: ехидна; выхухоль; горилла; броненосец; вапити; скунс;
дромадер; вомбат; коала; опоссум; динго; муравьед, овца,
Овца-меринос.
Фрукты:сахарный тростник; кокос; бананы; ананас.
Рефераты студентов.
Выставка книг и журналов по Австралии.
Песочные часы, гонг.
Мягкие игрушки кенгуру, страуса эму или сделанные из картона (для группы поддержки).
Музыкальные паузы между геймами.
Расчет времени: (45 мин.)
Вступительное слово преподавателя - 5 мин.
Просмотр кадров фильма - 5 мин.
Объявление условий игры - 3 мин.
Представление жюри и наблюдателей - 2 мин.
Проведение игры - 25 мин.
Подведение итогов игры. Награждение - 5 мин.
УЧАСТНИКИ
1 команда - 5 чел.
2 команда - 5 чел.
3 команда - 5 чел.
4 команда - 5 чел.
Итого: 20 чел.
Призы
I-е место -бананы (5 штук), грамота
II-е место –ананасовый сок, грамота
III-е место – конфеты леденцы с кокосом, грамота
IV-е место –тростниковый сахар, грамота
Каждому участнику - вымпел.
ВОПРОСЫ БРЕЙН-РИНГА
Вопрос | Ответ |
1 гейм Вопросы из серии: ЭГП. Государственный строй. | |
1. Австралия в прошлом была колонией: · Великобритании; · Германии; · Франции; · Голландии. | Великобритании |
Вопрос-шутка: 2. Какой остров Южной Австралии своих жителей «носит в сумке»? | Кенгуру |
3. Перечислите штаты Австралии | Шесть штатов: Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания. |
4. Какие животные изображены на государственном гербе страны? | Страус эму и кенгуру |
5. Какие животные изображены на австралийских монетах? | Ехидна на монете достоинством 5 центов, птица лирохвост – 10 центов, утконос – 20 центов. |
6. Какому животному установлен памятник в городе Голберне? | Овце – так называемый Большой Меринос(овцы-мериносы – австралийская, тонкорунная порода овец, дающих шерсть самого высокого качества) (фото) |
2 гейм Вопросы из серии: История исследования | |
1. Одним из исследователей Австралии был: · Витус Беринг; · Джеймс Кук; · Америго Веспуччи; · Васко да Гама. | Джеймс Кук(англ.) |
2. Джеймс Кук исследовал: · берега Австралии; · остров Мадагаскар; · Юго-Восточную Азию; · берега Африки. | берега Австралии (в 1770 г. открыл восточный берег Австралии) |
3 гейм Вопросы из серии: Природные условия и ресурсы Австралии и Океании | |
1. Выделенная на карте штриховкой территория Австралии находится в пределах природной зоны: · экваториальных лесов; · полупустынь и пустынь; · широколиственных лесов; · саванны и редколесья. | саванны и редколесья |
2. Выберите из списка животных – эндемиков Австралии (и близ лежащих островов): · ехидна; ● выхухоль; · горилла; ● броненосец; · вапити; ●скунс; · дромадер; ●вомбат; · коала; ●опоссум; · динго; ●муравьед. | ехидна; динго; вомбат; коала. эндемики (с греч.- местные)- виды животных ограниченные в своем распространении относительно небольшой областью. | |
3. Какими природными ресурсами Австралия выгодно отличается от других материков? (Дайте один ответ). · железные руды; · руды цветных металлов; · гидроэнергоресурсы; · артезианские воды; · лесные ресурсы. | артезианские воды | |
4. Какими ресурсами мирового значения располагает Австралия? (Дайте развернутый ответ) | Уголь - 4-е место в мире (116 млрд.т.); Нефть, природный газ - шельф пролива Басса (300 млн. т.; 6 690 млрд. м3); Уран – 1-е место в мире – бассейн реки Аллигейтер на полуострове Арнемленд (911 млн.т); Железная руда – 3-е место в мире (15,8 млрд.т); Бокситы – 2-е место в мире – близ Перта на юго-западе страны и на побережье полуострова Кейп-Йорк (6 млрд.т.) Медные, свинцово-цинковые, никелевые и титановые руды – Квинсленд; Золото – Калгурли, юго-запад страны; Алмазы – шахта Арджайл на северо-западе. | |
5. Почему Австралия – самый сухой материк Земли? (Докажите ответ). | Большая её часть лежит втропичес-ком поясе. На значительной части материка осадков выпадает всего от 250 до 500 мм в год, а в центральной части – менее 250 мм в год. Почти половину материка занимает зона тропических пустынь, Очень мало рек, да и то почти все пересыхающие. Мало озер, в основном солёные. | |
6. Выберите реки, относящиеся к бассейну внутреннего стока: · Шари; ●Раздан; · Каира; ●Колорадо; · Унжа; ●Дарлинг; · Волхов; ●Куперс-Крик; · Нева; ● Вахш. | Шари; Унжа; Раздан; Куперс-Крик; Вахш | |
7. Назовите разновидности почв, распространенных в Австралии: ●черноземы; ● красно-желтые ферраллитные; ● бурые лесные; ●дерново-подзолистые; ● коричневые; ● бурые полупустынные; ● красно-бурые. | красно-желтые ферраллитные; бурые лесные; коричневые; красно-бурые | |
8. На какой высоте находится уровень воды озера Эйр? (Дайте полный ответ). | Озеро Эйр хотели совсем убрать с карты, потому что оно было безводным с 1840 года. Однако летом 1949 года наступила перемена. В Австралии привыкли к катастрофическим наводнениям, но такого обилия воды в Квинсленде никогда не видели. Все сухие русла на западных склонах приморских гор заполнились могучими потоками. Несколько месяцев лил дождь, реки пробились сквозь высокие дюны и дошли до озера Эйр. В августе 1950 года двое географов совершили разведочный полет и увидели синее море, окруженное зеленым лугом, с миллионами чудесных цветов. Вдоль берега кишели чайки, утки, пеликаны, лебеди и др. водные птицы. Глубина озера была 4 м. Однако сильный зной вызвал бурное испарение, и озеро начало быстро высыхать. Травы, цветы, птицы исчезли, и в оставшемся ложе озера была вода, содержавшая 23% соли. Не успело озеро пересохнуть опять, как в январе 1953 года его заполнил новый рекордный ливень. | |
4 гейм Вопросы из серии: Население Австралии | ||
1. К странам «переселенческого» типа относят: · Россию; · Украину; · Австралию; · Китай. | Австралию | |
2. Наибольшая доля населения Австралии проживает: · в городах; · городских агломерациях; · фермах; · поселках городского типа. | в городах | |
3. В каком году и кем был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах? | В 1967 году голосами подавляющего большинства населения страны | |
4. В какой части Австралии наиболее высока плотность населения, сосредоточены крупнейшие города, развита обрабатывающая промышленность: · северо-восток; · юго-восток; · северо-запад; · юго-запад; · центральные районы. | юго-восток | |
5. Верно ли следующее утверждение (да или нет): общей чертой Канады и Австралии является крайне неравномерное распределение населения? | Конечно, да. | |
5 гейм Вопросы из серии: Экономика Австралии | ||
1. К каким странам, по уровню социально-экономического развития, относят Австралию? (Дайте развернутый ответ) | В Австралии сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, страна относится к наиболее развитым в экономическом отношении, с другой стороны, имеет признаки развивающихся стран: сырьевые продукты составляют главную статью её экспорта, продукция обрабатывающей промышленности не выдерживает конкуренции с соответствующими товарами ведущих стран, а в важнейших отраслях господствует иностранный капитал. Доли страны в 2000 году в мировой экономике составляли: в ВВП – 1,1%; в промышленности – около 1%; в с/х – около 1%; в экспорте – 1,1%. | |
Промышленность | ||
1. В структуре промышленности Австралии наиболее велика доля: · добывающей; · обрабатывающей; | добывающей | |
2. Какой фактор оказал влияние на размещение металлургии свинца и цинка на острове Тасмания (Австралийский союз)? · сырьевой; · водный; · транспортный; · экологический. | сырьевой | |
Сельское хозяйство | ||
1. Почему в 50-е годы ХХ века говорили, что экономика Австралии «едет на овце»? | Австралия занимает первое место в мире по экспорту шерсти. | |
2. Крупнейшими районами овцеводства в Австралии являются: · саванна и полупустынные территории; · прерии; · пустынные территории; · пампа и горы. | саванна и полупустынные территории | |
3. Какие культуры выращивают современные жители Океании (укажите четыре наиболее важных): · пшеница; · кофе; · какао-бобы; · сахарный тростник; · рис; · кокосовая пальма; · бананы; · ананасы; | сахарный тростник; кокосовая пальма; бананы; ананасы; (черный ящик) | |
4. Какое животное можно изобразить на гербе Австралии, поскольку оно в немалой степени определяет экономическое положение страны: · корову; · медведя коала; · свинью; · кенгуру; · овцу; · курицу? | овцу | |
Вопрос-шутка: 5. Какой город в Австралии «дает молоко»? | Корова | |
6 гейм Вопросы из серии: Внешнеэкономические связи | ||
1. Какие страны являются основными торговыми партнерами Австралии? | Япония, США, Страны ЕС, АСЕАН, Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея | |
2. Объясните, почему Австралия является одним из крупных экспортеров угля (доля Австралии в мировом экспорте -2/5). Укажите не менее двух причин. | 1) Наличие в Австралии крупных месторождений угля. 2) Низкая себестоимостьдобычи угля (месторождения недалеко от побережья, удобные условия разработки, добыча открытым способом) | |
Внеклассное открытое мероприятие
2005-2006 учебный год
Брейн-ринг
2008 – 2009 учебный год