Определение места судна по глубинам (общий случай)
Изобату – линию равных глубин,нанесенную на МНК, можно рассматривать как линию положения (ЛП), на которой находится судно в момент, когда полученная Н = НК.
Определение места судна по глубинам возможно, когда глубины изменяются достаточно быстро, но не беспорядочно, когда удалось обнаружить отличительную глубину, когда изобаты расположены под углом более 30° друг к другу.
Рассмотрим общий случай, когда на МНК нанесены изобаты, а глубины изменяются равномерно.
Для реализации способа необходимо (рис. 15.2):
Рис. 15.2. Определение места судна по глубинам (общий случай)
- g Рассчитать, за какой промежуток времени при данной скорости судно проходит расстояние между соседними обозначениями глубин (изобат) на МНК по направлению пути.
- g Измерить глубины через промежутки времени от 1 до 20 мин. в зависимости от скорости судна и характера рельефа дна (чаще – на неровном рельефе). При измерении каждой глубины заметить .
- g Измеренные значения глубин исправить соответствующими поправками.
- g Нанести на лист кальки меридиан и параллель, проложить линию пути судна. На линии пути от точки, избранной за начальную, в масштабе карты отложить расстояния, пройденные судном от момента измерения первой глубины до момента очередного измерения. У каждой точки обозначить исправленное значение измеренных глубин (у начальной и конечной точек и ).
- g Кальку наложить на МНК в районе счислимого места судна и, перемещая ее так, чтобы линия меридиана кальки была параллельна меридианам карты, добиться совмещения нанесенных на линии пути точек с изобатами, соответствующими помеченным у этих точек глубинам.
Если точное совмещение невозможно – найти такое положение кальки, при котором нанесенные на ней точки будут находиться, возможно, ближе к соответствующим изобатам (глубинам НК).
В точке, соответствующей последнему измерению глубины, сделать укол иглой циркуля. На МНК эту точку пометить условным знаком как место, определенное по глубинам ( ).
Наиболее благоприятные условия опознания места по глубинам будут в прибрежных районах (подробный промер, быстрое изменение Н).
В районах лежащих за пределами дальности действия береговых СНО, погрешности мест, определенных по глубинам, могут быть значительными.
Определение места судна способом «крюйс-изобата»
Этот способ можно применять в тех районах, где изобаты нанесены часто и располагаются друг к другу под углом более 30°.
При соблюдении этих условий, для реализации способа необходимо (рис. 15.3):
Рис. 15.3. Способ «крюйс-изобата»
- g Рассчитать общую поправку глубины DН и отсчеты глубин с эхолота при пересечении заданных изобат (100 и 200 м).
- g Включить эхолот и в моменты прихода на рассчитанные отсчеты глубин заметить – нанести соответствующие им точки (А' и Б') на карту.
- g С помощью параллельной линейки и измерителя, вместить расстояние, пройденное по лагу (SЛ = РОЛ × КЛ) между изобатами на карте. Вмещаемый отрезок ( ) должен быть параллелен линии пути судна.
Последняя точка (т. Б) на второй изобате (200 м) и будет счислимо-обсервованным местом судна, полученным способом «крюйс-изобата».