Раздел 12. Научные направления и школы в физической географии
Примерная тематика рефератов
Раздел 1. Основные этапы научного познания.
1. Система уровней познания.
2. Факт как начало всего знания.
3. Основы и особенности процесса географического познания.
4. Понятие процесса познания и построение пирамиды исследования.
5. Географические открытия. Географическая картина мира.
6. Характерные черты географической науки и её отличие от других областей знаний.
Раздел 2. предпосылки развития теоретической географии до XVII в.
1. Познание Земли как планеты (ее фигуры, размеров, движения).
2. Познание поверхности Земли, составление её карты.
3. Значение Великих географических открытий в познании объективной действительности.
4. Географические предоставления Колумба.
Раздел 3. Географические открытия и основные вопросы теории географии XVII-XVIII вв.
1. Новые предоставления о системе мироздания.
2. Предоставления о происхождении континентов и океанов.
3. Влияние природных условий на историю людей и способы проявления.
4. Вклад И.Канта в географическую мысль 18 века.
Раздел 4. Развитие географических идей первой половине XIX в.
1. Путешествие А.Гумбольдта по Америке и Европы.
2. Географические идеи К.Риттера.
3. А.Гумбольдта и К.Риттера как основоположники современной географии.
Раздел 5. Развитие географии во второй половине XIX в и в XX веке.
1. Изучение отдельных компонентов природы и установление взаимосвязей между ними.
2. Логическая систематизация географических знаний.
3. Новые подходы в географии 20 века.
4. Парадигма целостности (единства) географии.
5. Идеи Э.Реклю и Л.М. Мечникова о сущности и историческом характере влияния географической среды на жизнь человеческого общества.
6. История открытия новых областей и слоев Земли, изменение взглядов на их состав.
Раздел 6. Процесс географического познания.
1. Идея единства географии как целостной фундаментальной науки в трудах Ю.Г. Саушкина и В.А. Анучина о географической среде.
2. Сравнение различных подходов к классификации географии как сложной системе наук, (например, системный – Э.Б. Алаева и предметно-географический – В.С. Жекулина).
3. Значение плана ГОЭРЛО и работ Госплана в развитии теории и практики экономического районирования.
4. Понятие научной проблемы.
Раздел 7. Объект и предмет географии.
1. Структура географии и ее место в системе наук.
2. Общие черты и различия понятий «системе» и «комплекс».
3. Категории «территориальная организация общества» и «территориальная общественная система» и системный подход в географических исследованиях.
4. Свойства геосистемы на конкретном примере (любого вида и
масштаба).
5. Природно-географические науки.
6. Общественно-географические науки.
7. Природно-общественные географические науки.
8. Общая (единая, нерасчлененная, комплексная) география.
9. Систематизации и классификации объекта географических исследований.
10. Соотношение объекта, отражения и знака.
11. Объект, предмет и содержание географической науки.
Раздел 8. Методологические принципы научного поиска и объяснения.
1. Понятие методологии и теория науки.
2. Роль картографического метода в исследовании геопрастранства.
3. Общие проблемы методики научного исследования.
4. Классификация методов науки. Методы наблюдения.
5. Моделирование в географии.
6. Наблюдения, объяснение, выведение дедуктивных гипотез и аксиом.
7. Описание, Объяснение и рекомендация.
8. Основные методологические концепции развития современной географии.
9. Место картографии в системе географических наук. Картографические приемы.
Раздел 9. Систематизация и классификация в географии. Географическое районирование. Феномен соседства разнообразных территорий и акватории, его отражение в географии. Выбор границ, переход от искусственных, дискуссии о границах.
1. Особенности географического районирования.
2. Сеть географических учреждений, географы и их специализация в разных странах.
3. Принципиальные особенности районирования явлений природы и общества.
Раздел 10. Обзор научных представлений географии.
1. Общегеографические учения и крцепции.
2. Основные концепции физической географии.
3. Основные концепции экономической географии.
4. Теории промтранственного развития в социально-экономической географии.
Раздел 11. Системный подход и его роль в географических исследованиях. Географическая система. Возрастающее внимание к изучению связей и отношений в географии, параллели в системных и географических представлениях.
1. Системный подход в географии и основы учения о геосистемах.
2. Сущность и основные направления исследований в области теоретической географии.
3. Теоретический компонент географического знания.
4. Классы теорий по уровню обобщения.
Раздел 12. Научные направления и школы в физической географии.
1. Основыне географические школы и взгляды на мир.
2. Комплексная географическая школа П.П. Семенова-Тян-Шанского.
3. Общегеографическая школа Д.И. Анучина.
4. Школа географической океанологии Шокальского-Зубова.
5. Школа физического страноведения Б.Ф. Добрынина.
6. Обще-ландшафтная научная школа В.В. Докучаева.
7. Ландшафтно-морфологическая школа Л.С. Берга.
8. Геохимическая геофизическая (академическая) школа
А.А. Григорьева.
Раздел.13. Учение об ареалах в географии. Анализ размещения явлений по земной поверхности - традиционная задача географии.
1. Современные представления об эволюции.
2. Формы и строение ареалов, представление об их центре.