Составление прецессионных уравнений погрешности работы гировертикали
Для составления уравнений составим кинематический рисунок, соответствующий поворотам гироузла относительно связанной системы координат (см. Рис.3.10).
Рис.3.10 Кинематический рисунок поворотов гироузла гировертикали
На рисунке показаны:
H – вектор кинетического момента гировертикали;
p, q, r – проекции вектора абсолютной угловой скорости гироузла на оси Резаля;
p1, p2, q1, q2 – проекции векторов p, q на соответствующие оси;
A – ось поворота наружной рамы гировертикали;
B – ось поворота гироузла (внутренней рамы) гировертикали.
Здесь
(3.35)
Тогда, пренебрегая величинами второго и более малости, используя метод Д’Аламбера (метод кинетостатики) получим следующие суммы моментов относительно осей поворота гироузла:
(3.36)
Где
МкВ, МкА – моменты горизонтальной коррекции, создаваемые соответствующими коррекционными моторами;
– «прочие» (вредные) моменты, действующие по осям подвеса гироузла: моменты сил сухого трения, моменты разбаланса гироузла, моменты тяжения датчиков углового перемещения и пр.
В соответствии с рис.3.11. используем следующую связь между системами координат
Рис.3.11.
Здесь проекции абсолютных скоростей составлены с использованием кинематической связи между системами координат в виде графа (см. Рис.3.12).
Рис.3.12. Связь между системами координат (с учетом малости углов σ, τ)
Проекции абсолютной угловой скорости гироузла на его оси есть:
(3.37)
Где
(3.38)
Ωg – угловая скорость вращения Земли;
φ – широта места ЛА;
Ψ – путевой угол ЛА;
Rg – радиус Земли;
Hm – высота полета ЛА.
Моменты коррекции (продольной и поперечной) есть функция углов, измеряемых датчиками углов наклона ε1, ε2, установленных на гироузле гировертикали. Функциональная зависимость определяется конкретным законом коррекции, реализованным в данном варианте гировертикали [5]. Углы, выдаваемые датчиками углов наклона, определяются соотношениями:
(3.39)
Здесь есть проекция абсолютного ускорения ЛА на оси Резаля (т.к. входные оси датчиков углов наклона выставляются по соответствующим осям Резаля):
(3.40)
Где
(3.41)
(3.42)
(3.43)
Рис.3.13. Связь между системами координат
(3.442)
где
(3.453)
g – ускорение свободного падения;
Ωg – угловая скорость вращения Земли;
φ, λ – географическая широта и долгота места нахождения подвижного объекта.
Следовательно, моменты коррекции могут быть записаны в виде:
. (3.464)
Здесь f(εi) – закон коррекции, определяемый используемыми элементами в системе коррекции.
Таким образом, получена система уравнений, описывающая погрешности работы гировертикали при любом маневре, выполняемым ЛА.
Если использовать линейный закон коррекции, то искомые уравнения примут вид:
(3.475)
Здесь
– крутизна цепи коррекции соответствующего канала: продольногой коррекции и поперечногой;
– величины приведенных к соответствующим осям подвеса гироузла моментов сил сухого трения по соответствующим осям подвеса гироузла;
– прочие вредные моменты (кроме моментов сил сухого трения) по осям подвеса гироузла.
Переход к погрешностям определения углов наклона ЛА производится на основании соотношений (11), т.е.
(3.48)
3.3. Контрольные вопросы
1. Дать определение кардановой погрешности гироскопического измерительного устройства.
2. Перечислите способы определения кардановой погрешности.
3. В чем суть определение кардановой погрешности гироскопического устройства способом использования правил Непера?
4. В чем суть определение кардановой погрешности гироскопического устройства способом решения уравнений связи между параметрами ориентации ЛА и параметрами ориентации гироскопического устройства?
5. В чем суть определение кардановой погрешности гироскопического устройства способом, основанным на использовании проекций вектора кинетического момента?
6. Распишите алгоритм составления прецессионных уравнений погрешности работы гироскопической вертикали с коррекцией от маятника.
7. Как формируются моменты коррекции гировертикали?
8. Как определить положение "ложной" вертикали, определяемой маятниковым устройством?
9. Получить самостоятельно прецессионные уравнения погрешности работы гировертикали (без следящих рам) с коррекцией от маятника.