Классификация морских навигационных карт по их масштабу

ГЛАВА 9. МОРСКИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ

Классификация морских карт

9.1.1. Классификация морских карт по их назначению (см. табл. 9.2)

Разнообразие и многочисленность сведений, необходимых для решения задач современного судовождения при различных условиях плавания, не позволяет с нужной подробностью и точностью разместить намеченное и необходимое содержание на морской карте одного типа. Поэтому в практике судовождения выработались 2 основных типа морских карт, определяемых их назначением:

  1. ® справочные и вспомогательные морские карты;
  2. ® навигационные морские карты.

I. Справочные морские карты (СМК) предназначены для изучения физико-географических и других элементов, которые не могут быть показаны на навигационной морской карте, или являются обобщениями для больших морских районов:

a) обзорные морские карты масштаба до 1:20.000.000;

б) карты радиомаяков и радиостанций масштаба до 1:7.000.000;

в) карты гидрометеорологических элементов масштаба до 1:80.000.000;

г) карты элементов земного магнетизма масштаба до 1:20.000.000;

д) карты радионавигационных систем;

е) батиметрические (рельефа дна) карты;

ж) карты морских грунтов;

з) карты часовых поясов масштаба до 1:50.000.000;

и) карты телеграфно-телефонных и силовых кабелей;

к) карты звездного неба;

л) карты рекомендованных путей;

м) сборные листы масштаба до 1:20.000.000 и другие СМК.

II. Вспомогательные морские карты (ВМК) служат в основном для различных построений и специальных расчетов и, как правило, представляют собой картографическую основу без подробного изображения местности:

а) морские карты-сетки масштаба до 1:750.000;

б) бланковые морские карты масштаба до 1:50.000.000;

в) карты для прокладки дуги большого круга масштаба до 1:10.000.000;

г) шлюпочные карты (комплект из 6 штук на весь океан);

д) кодировочные карты масштаба до 1:2.000.000 и другие ВМК.

III. Навигационные морские карты (МНК), главным содержанием которых являются элементы навигационно-гидрографической обстановки и предназначены для обеспечения решения задач судовождения. На МНК ведется счисление пути судна, ориентировка в обстановке, определение координат судна, графическое решение ряда других общенавигационных задач во время плавания судна. Эти карты являются основным и наиболее распространенным типом морских карт.

МНК в свою очередь подразделяются на:

А. ® собственно навигационные морские карты (МНК);

Б.® радионавигационные морские карты (РНК);

В. ® навигационно-промысловые морские карты (НПК);

Г. ® карты внутренних водных путей (КВВП).

МНК составляют основную подгруппу морских карт, непосредственно обеспечивающих безопасность мореплавания. На районы в пределах широт 0°¸85°N и 0°¸85°S такие МНК составляют в нормальной проекции Меркатора, а на приполярные районы – в поперечной проекции Меркатора.

На таких МНК наиболее полно отображаются рельеф дна, характер берегов и вся навигационно-гидрографическая обстановка.

Особенно важно для МНК – соблюдение геометрического подобия, так как оно определяет наглядное соответствие карты местности и масштабной точности, от чего зависит точность графических расчетов, выполняемых на карте.

Классификация морских навигационных карт по их масштабу

Масштаб карты показывает степень уменьшения участка поверхности Земли при изображении его на карте.

Например: М 1:100.000 означает, что 1 мм на карте соответствует 100.000 мм (10 000 см = 100 м » 0,54 кб.) на поверхности Земли (1 cм ~ 1 км).

Если учесть, что точка, поставленная на карте тонко очиненным карандашом, не превышает в поперечнике » 0,2 мм, тогда для путевой навигационной карты масштаба М = 1:300.000 предельная точность масштаба (ПТМ) будет равна 300.000 мм ´ 0,2 = 60 м.

Следовательно, по данной карте не может быть измерено расстояние менее 60 м.

Выбор масштаба МНК обусловлен удалением от берега пути следования судна. Обычно по мере приближения к берегу условия плавания усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому, для обеспечения плавания вблизи берегов, на МНК необходимо иметь большую подробность в элементах их содержания. Это, а также повышение требований к точности графической работы на МНК, обусловливает выбор более крупных масштабов таких карт по сравнению с МНК районов моря, отдаленных от берегов.

Таким образом, МНК должны отображать особенности плавания в различных условиях, и в зависимости от таких условий эти карты составляют в различных масштабах и насыщают соответствующим содержанием.

По масштабам МНК делят на 4 вида (см. табл. 9.1):

1.® генеральные;

2.® путевые;

3.® частные;

4.® навигационные морские планы (НМП).

Характеристика морских навигационных карт

Таблица 9.1.

Вид МНК и НМП Назначение Масштаб Предельная точность масштаба
Генеральные (общие) МНК ® для общего изучения условий плавания по маршруту перехода судна; 1:5.000.000 1:3.500.000 1000 м 700 м 600 м 500 м 400 м 300 м 200 м 100 м
® для общих навигационных расчетов; 1:3.000.000 1:2.500.000
® для предварительной навигационной прокладки пути судна; 1:2.000.000 1:1.500.000
® для навигационной прокладки пути судна при большом удалении от берегов (океанское плавание); 1:1.000.000 1:500.000
ПутевыеМНК ® для обеспечения ведения исполнительной навигационной прокладки при плавании вдоль побережий в значительном удалении от берегов и вне его видимости; 1:500.000 1:300.000 1:250.000 1:200.000 1:150.000 1:100.000 100 м 60 м 50 м 40 м 30 м 20 м
ЧастныеМНК ® для обеспечения подхода судна к берегу с моря; 1:50.000 10 м   8 м 6 м 5 м   5 м 4 м 2 м
® для обеспечения плавания судна в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т.д.); 1:40.000 1:30.000 1:25.000
® для обеспечения навигационной безопасности плавания при входе судна в порты, гавани, бухты, на якорные места, рейды и т.д.; 1:25.000 1:20.000 1:10.000
Навигационные морские планы (НМП) ® для обеспечения навигационной безопасности плавания судна: при перемещениях, швартовке и постановке на якорь судна внутри акваторий порта, гавани, бухты и т.д.; 1:7.500 1:7.000 1:6.000 1:5.000 1:4.000 1,5 м 1,4 м 1,2 м 1,0 м 0,8 м 0,6 м 0,5 м 0,4 м 0,2 м 0,1 м
® для обеспечения производства гидротехнических и дноуглубительных работ. 1:3.000 1:2.500 1:2.000 1:1.000 1:500

По внешнему виду НМП отличаются от МНК тем, что его рамка не «разбита» на градусы и дуговые минуты, а промежуточные меридианы и параллели не проведены. Но на каждом НМП есть масштаб:

- по широте j (в м. милях и их долях) ® для снятия широты (j) и измерения расстояний (S);

по долготе l (в экваториальных милях) ® для снятия долготы (l) точки.

Радионавигационные морские карты (РНК).

РНК – это МНК, дополнительным элементом нагрузки которых является сетка изолиний, предназначенная для определения места судна с помощью радионавигационных систем (РНС). РНК могут быть нагружены данными о различных поправочных величинах и пояснениями, облегчающими использование новейших радионавигационных систем. Масштаб РНК подбирают так, чтобы его предельная точность (длина линии на местности, соответствующая длине отрезка на карте или плане, равной 0,2 мм) соответствовала точности определения места по данной РНС. Средняя квадратическая погрешность (СКП) положения точек изолинии относительно ближайших координатных линий составляет примерно ± 0,5 мм.

Сетки изолиний на РНК могут быть:

1) ® стадиометрические (РС);

2) ® гиперболические (РГ);

3) ® азимутальные (РА).

Для каждой РНС РНК имеют следующие добавления к их номеру:

Þ РСДН-3, «Чайка» ® ДН

Þ «Марс-75» ® МС

Þ «Брас», РС-10 ® БР

Þ «Лоран-А» ® ЛА

Þ «Лоран-С» ® ЛС

Þ «Декка» ® ДК

Навигационно-промысловые морские карты (НПК).

НПК – это МНК с дополнительной нагрузкой, обеспечивающей решение различных задач, связанных с использованием природных ресурсов (содержат сведения о:­господствующих поверхностных и придонных течениях; ­ температуре и солености морской воды; ­ промысловых опасностях; ­ границах рекомендованных промысловых районов; ­ путях горизонтальной миграции рыб; ­ промысловых квадратах; ­ границах территориальных вод и запретных для промысла районов и другие специальные сведения).

По назначению и содержанию различают:

1) ­ обзорные НПК;

2) ­ собственно НПК;

3) ­ справочные НПК.

1) Обзорные НПК (масштаба 1:500.000¸1:5.000.000) служат для общего изучения условий промысла, выполнения на них предварительной прокладки пути судна (счисление пути судна вести нельзя).

2) Собственно НПК (масштаба 1:100.000¸1:200.000)обеспечивают эффективность и безопасность промыслового плавания судов в открытом море и вблизи берегов. На них ведется графическое счисление пути судна. От путевых МНК они отличаются лишь наличием элементов специального содержания.

3) Справочные НПК (сборные листы НПК)представляют собой вспомогательные карты границ районов и квадратов, карты гидробиологических элементов, характеризующие размещение того или иного объекта добычи в описываемых ими водоемах и пр.

Карты внутренних водных путей (КВВП).

КВВП предназначены для обеспечения безопасного плавания на судоходных для морских судов озерах и реках. По математической основе, элементам содержания и условным обозначениям не имеют отличий от МНК. Их масштаб обычно 1:100.000¸1:250.000 (озера и водохранилища).

Речные карты представляют собой изображения рек с их берегами и береговой топографией, рельефом дна, отметками глубин и изобатами, судовым ходом (с указанием км) и другими элементами. Их масштаб обычно от 1:100.000 до 1:10.000 и крупнее.

Наши рекомендации