История развития конфессий на территории Лидского района
Первые люди племен свидерской культуры пришли на Лидчину около 12 тысяч лет тому назад. После них на территории Лидского района проживали племена яниславицкой, неманской, прибалтийской культур (угро-финны), племена штрихованой керамики (балты). В 5 столетии вдоль долины Немана поселились славяне. Граница расселения между дреговичами и ятвягами проходила по Докудовским болотам и долине р. Дитвы. В это время на территории Лидского района активно развивалось язычество с отличительным обрядом погребения, о чем свидетельствуют многочисленные раскопки.
В 12-13 веках на лидских землях располагалось Дайновское княжество. В Лидском районе зарегистрированы десятки археологических стоянок, 4 городища, 17 селищ, курганы, насыпи, каменные могильники.
В 14 в. Лидчина становится районом смешанного заселения литвинов, ятвягов, дреговичей, аукштайтов, дайновцев, кривичей и жмудинов. Названия некоторых сел говорят сами за себя: Кривичи, Дайнова, Гуды, Жомойди. В 1323 г. по распоряжению великого князя литовского Гедимина начали возводить Лидский замок, в этом же году был основан город Лида. В это время на территории Лидского района появляются очаги зарождения христианской веры. Но сильным остается и язычество из-за близкого расположения Лидского района к языческому центру в Вильне.
По археологическим данным, христианство восточного обряда в XII веке было распространено в бассейнах р.Двины, р.Припяти и большей части бассейна р.Немана, включая бассейн р.Вилии. После монгольского нашествия Литва оказалась единственной из земель Киевской митрополии, сохранившей независимость от монголов. Константинопольский патриархат, заботясь о христианской жизни в подотчётных ему епархиях, должен был ставить на Русь митрополитов находившихся под защитой галицких или литовских князей, независимых от Орды и тевтонских рыцарей. Константинопольский патриархат поставил нового митрополита, в Малый Новогород (Новогрудок). Этот митрополит благословил Гедимина на должность Великого князя Литовского и брачный союз его детей с детьми великого князя Владимирского, короля Малой Руси, польского короля (Мария Гедиминовна была женой Дмитрия Михайловича, Любарт (Дмитрий) Гедиминович — мужем волынской княжны, а Альдона Гедиминовна — женой Казимира III).
Активное распространение католичества в Великом княжестве Литовском началось после заключения 14 августа 1385 года Кревской унии с Королевством Польским, по условиям которой великий князь литовский Ягайло становился королём польским, принимал католичество обязательство крестить по латинскому обряду языческие литовские земли. Вслед за крещением Ягайло 15 февраля 1385 года были крещены члены его двора, а также многие родственники, включая будущего великого князя литовского Витовта.
В 1413 г. было образовано Лидское хоружество в составе Виленского воеводства. При административной реформе 1565-1566 гг. к Лидскому хоружеству были присоединены Василишское и Эйшишское наместничества из состава Трокского воеводства и создан Лидский повет, который без значительных территориальных изменений просуществовал до 1915 г.
В конце 14 ст. начинается передача земель в частную собственность. Первым на Лидчине был выделен двор Дубровно с прилегающими поселениями: великий князь Ольгерд около 1370 г. наделил земельным наделом своего слугу Войдыло. 17 февраля 1387г. король Ягайло записал Дубровно в пользу виленской кафедры католических епископов.
В первой половине 17 века на Лидчине заметно выросла численность населения, многие села приобрели статус местечек. На карте Т.Маковского, изданной в 1613 г., обозначены: Лида - город с замком и земским судом, Белица - город, Ваверка, Крупа, Лебеда -местечки, Белогруда - село с шляхетским двором. На первую половину века пришлись лучшие годы Белицы. Этому способствовала прокладка дороги из Гродно в Новогрудок через Белицу и наведение при Белице переправы через Неман. Радивилы построили здесь, на берегу Немана усадьбу. В Белице проживали мастера 16 специальностей, в отдельные годы доля ремесленного населения достигала 19 % . В 1627 г. в Белице было 6 улиц и проживало не менее 2 тысяч жителей. Ежегодно проводились ярмарки.
В соседних Зблянах в 1627 г. насчитывалось 38 дворов, земельные наделы составляли 16 волок (342 гектара), в селе имелись мельница и церковь. В середине века в Зблянах уже 62 двора, корчма и церковь. Ваверка статус местечка получила в 1570 г. Через Ваверку проходил тракт из Вильно на Краков, здесь имелись корчмы, проводились торги и ярмарки. В Голдово, которое приобрело статус местечка в начале 17 века, проходили еженедельные торги и ежегодные ярмарки. В 1590 г. Лида получила магдебургское право. С конца 16 века - это административный, судебный, торговый центр повета. Все это привело к активному росту количества храмовых построек в Лиде и на территории района (Ваверка, Збляны, Голдово).
Во время русско - польской войны 1654 -1667 гг. Лидский повет «сильно потерпел»: людские потери составили 23,7 тысячи человек (25%). В 1648 г. в повете проживали 94,9 тыс. человек, а в 1667 г -71,2 тыс. человек. До войны в Лидском повете насчитывалось 11860 «дымов», после войны - 9621, потери составили 18,8 %. Полностью уничтожены были Ваверка, Мыто, Белогруда. Значительное количество жилых домов было сожжено, мужское население перебито, хозяйства разграблены.
Одним из последствий этой войны было основание монастырей, в основном доминиканских и кармелитских. Вторым последствием был переход православных в униатство и католичество. В конце 17 века на Лидчине (в современных границах) было 5 костелов: Белогрудский, Ваверский, Дылевский, Ельненский и Лидский; пять униатских церквей: Дикушская, Докудовская, Лидская, Мытская и Радивонишская; две православных церкви в Голдово и Зблянах.
Во время Северной войны население грабили как шведские так и русские войска. В 1775 г в Лидском повете 11723 дыма, из них сельских 10974 и 749 городских. Повет включал 8 староств.
После восстания 1794 года и Третьего раздела Речи Посполитой Лидчина присоединена к Российской империи. 8 августа 1796 г. определена уездным центром Слонимской губернии Литовского генерал-губернаторства. В этот период в Лидском районе начинается активное развитие православия, строятся храмы, костелы передаются православным верующим.
В конце 1842 г. в Лидском уезде насчитывалось 16 местечек, 416 имений, 1420 сел, в которых проживали 90 869 католиков, 24 742 православных и 4 731 евреев, итого 120 342 чел., в том числе 8 219 (1860 г.) дворян. В 1861 г. Лидский уезд был разделен на 24 волости: названные Александровская, Белицкая, Беняконская, Василишская, Гончарская, Докудовская, Дубичская, Жирмунская, Жолудская, Заболотская, Конявская, Лебедская, Лидская, Ляцкая, Мытнянская, Орлянская, Остринская, Покровская, Радунская, Рожанковская, Тарновская, Щучинская, Эйшишская и Великоможейковская. Уезд включал современные Лидский, Вороновский и Щучинский районы, а также часть Литвы, общей площадью 5 460 км. кв. В 1862 г. в уезде проживали 122 тысячи человек со средней плотностью 25 чел. на кв км. По переписи 1897 г. в уезде проживали 103 030 мужчин и 102 737 женщин, всего 205 767 человек, 30,3 % из которых были грамотными. Крестьянам принадлежало 225 320 десятин земли, дворянам 195 960, казне 39 580, мещанам 12 470, церковным притчам и монастырям 2 200. В продолжение 1882-84 гг. была построена железная дорога Вильно-Лида -Лунинец, 31 декабря 1884 г. по ней было открыто движение.
Пятилетие с 1908 по 1913 год - время непрерывного подъема промышленности, культуры и образования в Лидском уезде. 1913 год - последний мирный год перед разрушительной катастрофой Российской империи. Год высочайшего подъема довоенной экономики. В Лидском уезде проживали 252,5 тысяч жителей. На стеклозаводах «Неман А» и «Неман Б» работали 1050 рабочих, было выработано около миллиона штук столовой посуды и хрустальных изделий на общую сумму 705 тысяч рублей.
г. Лида был уездным центром, здесь размещались все уездные ведомства: канцелярия предводителя дворянства, дворянское попечение, военкомат, уездный съезд, полицейское ведомство, комиссия сельскохозяйственных организаций, казначейский инспекторат, казначейская касса, ведомство акцизного округа, ведомство уездного военного начальника, школьный инспекторат. В Лиде проживали 16 тысяч жителей, имелись государственная мужская гимназия, частная женская гимназия, две частных прогимназии, две приходских школы - мужская и женская, народная школа, талмуд -тора и знаменитый ешибот раввина Рейнеса.
По Рижскому договору Лидский район отошел к Польше. Лида стала поветовым городом Новогрудского воеводства. За годы войн и революций численность населения сократилась на 25 %. Территория Западной Белоруссии получила название «усходния крэсы». Уезд стали называть поветом, волости -гминами. На государственные должности допускались только поляки. Белорусский язык был объявлен вне закона. Многие семьи эвакуированные в Россию в начале 20-х годов вернулись на родину. В 1927 г. в повете было всего 5 кустарных мастерских. В 1929 г. Лидский повет был разделен на Лидский и Щучинский поветы. В этот период развивается католичество.
Был восстановлен стеклозавод «Неман», построена фанерная фабрика в Сельце. Во второй половине 30-х годов проведена хуторизация, существенно улучшившая экономическое положение крестьянства.
В сентябре 1939 г. на Лидчину вошла Красная Армия. Лидский повет, без Конявской и Эйшишской гмин, которые отошли Литве, включен в состав Барановичской области.
После этого на территории района строительство и открытие новых храмов произошло только после развала СССР и обретением независимости РБ. На данный момент активным строительством новых храмов в городе Лида занимаются как православные, так и католики (40% населения района относят себя к польской национальности). За период независимости РБ на территории района появилось 7 новых православных храмов (пять из них в г. Лида и по одному в г. Березовка и п. Первомайский), 3 костела (два в г. Лида, один в д. Белица), создан приход греко-католической церкви в городе Лида, а также несколько приходов протестантских течений.