ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
«Построение рельефа местности»
Цель занятия:Научиться строить рельеф местности по карте.
Рельеф (франц. relief — от лат. relevo — поднимаю) - вся совокупность неровностей земной коры, независимо от их размеров, форм и происхождения. Разнообразие рельефа Земли объясняется взаимодействием процессов, влияющих на формирование земной коры. Причем одни из них создают неровности рельефа, а другие направлены на выравнивание его.
Рельеф, который полностью зависит от геологического строения - от состава горных пород, формы залегания их слоев, - называется структурным (лат. structura - строение). В последние годы в формировании рельефа огромную роль начинает играть человек. Например, добыча угля открытым способом приводит к формированию оврагов, создание путей сообщения в горах приводит к изменению облика горных стран. Все это способствует формированию антропогенного рельефа (греч. anthropos - человек).
Задание 1. Постройте рельеф участка местности в горизонталях по высотным отметкам точек , план расположения которых , уменьшенный в два раза, дан на рисунке 1. Номер варианта соответствует номеру плана. Высоту сечения выбрать 1 м. Определите формы рельефа , которые изобразились горизонталями на плане.
Рис.1 Варианты 1-6 к заданию 1
Рис.1 Варианты 7-12 к заданию 1
Методические указания. Постройте в тетради увеличенную копию (10 х 10 см) заданного рисунка. Нанесите все высотные точки, водотоки и водораздельные линии (даны пунктиром).
При построении горизонталей, для определения положения горизонталей по склону используется метод интерполирования. При этом нужно исходить из того, что склон между каждой парой соседних высотных точек является прямым. Это значит, что горизонтали по данному склону будут располагаться на равных расстояниях пропорционально их горизонтальным расстояниям.
Соединяйте каждую пару соседних высотных точек прямой линией и проводите интерполирование.
Поскольку и водотоки, и водоразделы тоже имеют уклоны, по ним также следует проводить интерполирование. Одноименные по высоте точки, полученные при интерполировании, на разных линиях ската соедините плавными кривыми. Произведите укладку горизонталей.
Чтобы определить формы рельефа, которые изобразились горизонталями в разных участках плана, следует подробно рассмотреть их изображение горизонталями. Холм, гора изображается замкнутой системой горизонталей с понижением от центра к краям. Впадина также изображается замкнутыми горизонталями, но понижение направлено внутрь впадины.
Простой хребет — положительная форма рельефа — образован двумя склонами, идущими от подошвы и смыкающимися у водораздельной линии. Он изображается системой V-образных горизонталей, выпуклости которых направлены вниз по склонам.
Долина, лощина, балка — отрицательные формы рельефа — образованы двумя склонами, идущими вниз от бровок и смыкающимися на линии тальвега. Эти формы рельефа изображаются тоже системой V-образных горизонталей, но при этом выпуклость горизонталей обращена вверх по склонам (рис. 2.1, 2.2, 2.3).
Рассмотрите внимательно чертеж, проанализируйте изображение рельефа, определите формы рельефа, обозначьте их цифрами и опишите за рамками плана.
Рис.2.4.Форма склонов по характеру изменения заложений вдоль склона
Метод интерполирования по отметкам высот состоит в следующем: между двумя соседними точками с известными отметками высот ищут след прохождения основных горизонталей с помощью специальной палетки (рис. 3). Такую палетку нужно вычертить в тетради с интервалом между линиями в 5 мм. Число линий соответствует числу горизонталей, проходящих по данному фрагменту рельефа; нижняя линия — по горизонтали, проходящей ниже самой нижней, а верхняя — выше самой верхней отметки горизонтали. На вспомогательном листке бумаги отмечают карандашом расстояние между двумя точками на карте, затем прикладывают край листка бумаги на палетку таким образом, чтобы карандашные отметки на нем совпали с уровнями высот на палетке. Точки пересечения линий палетки с краем бумаги нужно отметить карандашом — это и будут искомые следы горизонталей, проходящих между двумя соседними точками.
Интерполирование производится по линиям водораздела (1—2), тальвега (3—4) и вниз по склонам (1—3), (6—3), но нельзя интерполировать поперек этих линий (3—5) и (1—6). Не допускается также перекрестное интерполирование (1 — 7) и (2—3).
Перенесите на составляемый фрагмент карты намеченные карандашом следы горизонталей, приложив вспомогательную бумагу к отметкам высот. Такую последовательность соблюдайте при работе на всех других участках карты. При прохождении только одной горизонтали допускается интерполирование на глаз. Переходя от одной пары точек к другой, проводите линии горизонталей, используя полученные при интерполировании точки.
Рис. 3 Интерполирование по отметкам высот: .- след пересечения горизонтали с линиями палетки.
Необходимые принадлежности:
Масштабная линейка, треугольник, карандаш средней твердости, ластик.
Содержание отчета
1.Номер и название работы.
2.Цель работы.
3.Задание с исходными данными.
4.Необходимые принадлежности.
5.Выполнение задания.
6.Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.Что называется горизонталью?
2.Что такое тальвеги?
3.В чем заключается сущность метода интерполирования.
Литература
1.М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев «Геодезия», Москва, издательство «Академия», 2004 год
2.Л.А.Фокина «Картография с основами топографии» (практикум) Москва, «Илекса», 2009 год
3.Н.Ф.Самолетов «Руководство по выполнению лабораторных и практических работ по Геодезии», Москва 2007 год.
4.Е.А.Чурилова , Н.Н. Колосова «Картография с основами топографии»(практикум),Дрофа 2010.