Принципы полета по VOR - радиалам на примере использования приборного оборудования самолета Cessna 172
Для выполнения полета по заданному радиалу необходимо вращением ручки OBS установить подвижную шкалу индикатора NAV на требуемый радиал. Например, так может выглядеть прибор, настроенный на радиал 300:
Рис. 2. Вид шкалы индикатора, установленного на радиал 300.
На рисунке видно, что при вращении ручки OBS шкала поворачивается, и верхний уголок показывает текущее значение (номер) радиала. Как и на компасе, все значения радиалов на приборе обозначаются деленные на 10, таким образом цифра 3 обозначает радиал 300.
Вертикальная планка (рис. 2.) показывает отклонение от радиала. Если самолет находится на радиале, то планка будет стоять вертикально.
Рис.3. Показания индикатора при положении ВС на заданном радиале.
Если самолет сместится правее радиала, то вертикальная планка отклонится влево, указывая тем самым, что самолет находится правее заданного радиала и для выхода на заданный радиал (ЛЗП) необходимо отвернуть влево.
Рис.4. Показания индикатора при положении ВС правее заданного радиала.
Аналогичная картина будет в случае если самолет окажется слева от заданного радиала:
Рис.5. Показания индикатора при положении ВС левее заданного радиала.
Обратите внимание на то, что в данном случае самолет отклонился от радиала больше, и планка прибора соответственно отклонилась на большую величину.
Важной особенностью VOR является то, что прибор всегда показывает радиал, на котором находится самолет, независимо от курса, с которым выполняется полет.
Например, на рисунке 6. показаны самолеты, летящие разными курсами. Поскольку они находятся на одном и том же радиале и у них одинаково настроены OBS, прибор у всех самолетов покажет одно и то же:
Рис.6. Показания индикатора при положении ВС на заданном радиале.
При полетах по VOR нужно помнить, что чувствительность прибора возрастает при подлете к радиомаяку, Около маяка не надо гоняться за планкой, вместо этого, когда чувствительность становится чрезмерной, надо продолжать полет прежним курсом пока самолет не пройдет над маяком.
Итак, чтобы лететь по радиалу VOR, надо настроить на приемнике его частоту, задать при помощи OBS номер требуемого радиала и удерживать вертикальную планку по центру прибора.
Если планка отклоняется влево, надо довернуть налево. Если вправо, надо довернуть направо.
До сих пор мы рассматривали полет по направлению к VOR, но в точности так же можно летать и в направлении от маяка VOR. Посмотрим на следующий рисунок (рис.7):
Полет выполняется от маяка VOR с заданным радиалом 30.
Обратите внимание на то, что уголок направления показывает на надпись «FR», это означает, что самолет движется по направлению от VOR. Самолет на рисунке немножко отклонился вправо, поэтому планка на приборе показывает, что радиал находится левее.
Рис.7. Показания индикатора при полете от маяка по радиалу 30.
Распространенная ошибка, которую совершают многие, заключается в установке неправильного номера радиала. Если бы на рисунке выше пилот вместо радиала 30 установил бы радиал 210, то стрелка показывала бы направление «TO», а планка отклонялась бы в противоположную сторону. Поэтому очень важно всегда правильно задавать направление радиала и контролировать расположение VOR по уголку «TO-FROM».
Запомнить, как правильно задавать радиал, очень просто: номер радиала — это курс, с которым должен лететь самолет, двигаясь по этому радиалу к маяку. При этом не важно, летит самолет от VOR или по направлению к нему.
Определение текущего значения радиала в полете.
Для определения линии положения в полете (текущего радиала), на котором в данный момент находится самолет, необходимо:
- вращать ручку задатчика OBS до тех пор, пока на приборе стрелка направления укажет на «TO», а планка отклонения станет строго вертикально;
- по шкале индикатора VOR отсчитать значение (номер) текущего радиала.
- по отметке маяка VOR отложить на карте полученный номер радиала и определить линию положения ВС относительно используемого маяка VOR.
Рис.8. Определение текущего значения радиала в полете.
Выход на новую ЛЗП («перехват» заданного радиала).
Частая навигационная задача — выход на новую линию заданного пути (перехват определенного радиала). Например, нам нужно выйти на воздушную трассу, которая проходит по 30-му радиалу VOR.
Для этого необходимо настроиться на частоту VOR и ввести, при помощи задатчика OBS, требуемый радиал (30). Если линия положения ВС (текущий радиал) не соответствует требуемому, прибор покажет примерно следующее:
Рис.9. «Перехват» заданного радиала в полете.
Рис. 10 а. «Перехват» заданного радиала в полете.
Приведенный рисунок показывает, что самолет находимся левее заданного радиала, текущий радиал 400 (заданный радиал где-то далеко справа).
Рис. 10 б. «Перехват» заданного радиала в полете.
По положению планки индикатора определяем сторону отворота для выхода на заданный радиал, задаемся углом выхода или углом отворота (углом «перехвата») и рассчитываем курс выхода. Как правило, угол перехвата принимают равным 300 ÷ 400. С учетом этого, курс выхода определяем по формуле:
в полете на маяк; МКвых = РАД текущий ± Уотворота.
в полете от маяка; МКвых = РАД зад ± Увых.
Так как заданный радиал находится справа, чтобы получить курс выхода, добавим к текущему радиалу (400) угол отворота (300 градусов), и получим курс выхода (700). Если бы радиал находился слева, угол перехвата надо было бы вычитать.
Довернем на полученный курс выхода (перехвата) 70 градусов, и начнем движение к заданному радиалу:
Рис. 10 в. «Перехват» заданного радиала в полете.
Красной пунктирной линией показан курс перехвата. Лететь этим курсом надо до тех пор, пока прибор не покажет что самолет находится на заданном радиале:
Рис. 11. Выход на заданный радиал в полете.
С небольшим упреждением момента выхода на заданный радиал, по положению вертикальной планки индикатора, развернуться на курс следования по радиалу (курс 30 градусов). В процессе полета с этим курсом, при наличии боковой составляющей ветра, определить направление сноса по отклонению вертикальной планки индикатора. Отворотом в сторону планки индикатора выйти на заданный радиал и взять курс следования с упреждением на предполагаемый угол сноса:
МК след = РАД зад – (± УС предп)
Иногда в процессе полета нужно перейти с одного радиала на другой. Такая ситуация может возникнуть при переходе с одной воздушной трассы на другую. Рассмотрим следующий пример, изображенный на схеме:
Рис. 12 а. Выход на новое направление полета от заданной точки.
Предположим, что до точки FIX полет нужно выполнить по радиалу 30 от VOR 1, после чего необходимо развернуться на радиал 90 градусов и двигаться к VOR 2. Эта задача легко решается при использования двух приемников VOR одновременно. В приемник NAV1 введем частоту VOR 1 и настроем его на радиал 30, в приемник NAV2 — частоту VOR 2 и радиал 90 градусов:
Рис. 12 б. Выход на новое направление полета от заданной точки.
Индикатор верхнего приемника, настроенного на VOR 1 показывает, что самолет находится точно на радиале 30 градусов и движется курсом к нему. Нижний, настроенный на VOR 2, показывает, что до радиала 90 градусов еще далеко. Продолжаем движение по радиалу 300 до тех пор, пока второй индикатор не покажет, что мы подходим к радиалу 90 градусов:
Рис. 12 в. Выход на новое направление полета от заданной точки.
С упреждением момента выхода на радиал VOR 2 начнем разворот на курс 90 градусов. После разворота продолжим движение по радиалу 90 градусов по направлению к VOR 2:
Рис. 12 г. Выход на новое направление полета от заданной точки.
После разворота на радиал 900 приемник NAV1 больше не нужен, и его лучше настроить на какую-нибудь несуществующую частоту, чтобы случайно не перепутать с NAV2, который используется в данный момент.