Изучение географических фактов

Факты, используемые в школьной географии, в зависимости от своего содержания и места в процессе обучения имеют различное назначение. Они могут служить базой для каких-либо выводов теоретического содержания. Опираясь на них, учитель подводит школьников к усвоению, например, природных закономерностей и особенностей. В других случаях факты помогают конкретизировать теоретические выводы при дедуктивном пути формирования понятий или закономерностей. Наконец, факты приводятся для полноты сведений об изучаемом предмете или явлении. Недаром важнейшие факты наряду с понятиями, закономерностями, причинно-следственными связями входят в основы географической науки.

В целом работа с фактическим материалом является составной частью деятельности учителя по формированию географических знаний. Однако нередко в учебном процессе можно видеть переоценку роли фактического материала, что приводит к так называемой фактологии, т. е. к такому изучению фактов, когда они становятся основным содержанием географических знаний.

Изучение фактов в преподавании географии имеет свои особенности. Готовясь к уроку, учителю нужно, прежде всего, определить его научные идеи, раскрывающие основные понятия. В соответствии с ними осуществляют подбор фактов и определяют источники знаний, из которых они могут быть взяты. Таким образом, основной принцип подбора фактов — их группировка вокруг определенных теоретических понятий. Географические закономерности, например, проявляются как во времени, так и в пространстве. Поэтому показать их проявление следует с помощью не одного, а нескольких фактов. Так, для доказательства роли воздушных масс в изменении погоды учитель предусматривает анализ нескольких примеров изменения погоды в своей местности.

В процессе обучения необходимо научить школьников само­стоятельному нахождению нужных фактов, а не только обеспечивать их усвоение в готовом виде. К тому же следует учитывать, что многие факты, особенно цифровые данные, запоминаются слабо. Значительное количество фактического материала учащиеся берут из карты, картин, текста учебника, дополнительной литературы, при изучении местной природы.

Необходимый этап работы с фактами — их осмысление. Это еще одно важное направление в работе учителя. Осмысление достигается, как уже говорилось, на базе изучаемых теоретичес­ких положений.

Факты легче запомнить, если они чем-либо выделяются среди других. Для этого их нужно сопоставить в каком-либо отношении — по величине, глубине, расположению объекта, размерам производства и др. О сознательном усвоении фактического материала можно судить, если учащиеся приводят их самостоятельно, подтверждая высказанные теоретические положения либо делая на их основе соответствующие выводы.

Формирование умений

На процесс обучения географическим умениям влияет ряд условий — содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

Умение усвоено, если ученик:

а) знает область применения умения или навыка, понимает особенности источников географических знаний — карты, текста учебника и др.;

б) знает содержание и последовательность действий, план работы;

в) практически пользуется этими действиями в любой учебной ситуации, в том числе в новой.

Умения формируются в неразрывной связи со знаниями. При изучении физической географии Туркменистана учащиеся усваивают знания об основных чертах его рельефа (общий характер рельефа, преобладающие формы земной поверхности, их распределение по территории, направление уклона, наличие или отсутствие вулканов) и одновременно учатся устанавливать их с помощью физической карты.

Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на обучение умениям. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными возможностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты — ее сущности, математической основе, условным знакам и другом способам передачи географической информации. Умения читать карту весьма разнообразны и соответствуют тем курсам географии, в которых они формируются. Здесь и умение найти на карте изучаемые объекты и явления, и умения развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи и умение характеризовать природный объект, явление. Но карты не единственный источник знаний. Немало времени требуется и для ознакомления с учебником географии, его составными частями, способами работы с ними. Обучение различным приемам работы с текстом — главной частью любого учебника — важнейшая составная часть в деятельности учителя. Учитель знакомит школьников с различными приборами, познавательными возможностями кинофильмов, стенных картин и др.

Характерная черта современной методики обучения географии — широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Эта черта учитывает типологический подход, характерный для школьной географии в целом. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Они позволяют обеспечить полноту и правильную последователь­ность чтения, что положительно сказывается и на качестве зна­ний. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описании содержания кинофильмов, стенных картин и в других случаях. Ведь географические знания, усваиваемые с помощью умения, нередко имеют типовое построение. Для усвоения типовых планов полезны записи в тетрадях, изготовленные учителем плакаты, инструкции и пр. Содержание планов описания по карте раскрыто в программах (при изложении содержания практических работ), в учебниках, в методической литературе. Типовые планы не произвольны, они вытекают из содержания общих географических понятий.

Обучение сравнению, нахождению причинно-следственных связей, обобщению и выделению самого существенного, умению делать выводы имеет свои особенности. Умственные действия, как правило, с трудом осознаются школьниками. Поэтому необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками, помогающими их осознанию.

Несмотря на отмеченные различия, в процессе формирования умений и навыков можно выделить ряд общих этапов. К их числу относятся:

1. Показ значения умения и постановка цели овладения им.

2. Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий. Сделанный вывод полезно объяснить.

3.Показ учителем образца выполнения действий. На этом этапе полезно предупредить школьников о возможных ошибках при использовании умения.

4.Тренировочные упражнения для овладения умением. При этом школьники сначала могут повторять действия по указанию учителя на том же материале, а затем переходить к применению приема на материале, аналогичном изученному.

5.Самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи.

6.Успех в обучении умениям во многом определяется преемственностью, развитием умений от одного курса географии к другому.

Таблица 3.1

Состав познавательных умений

Виды Состав действий
Знаково-символические (информационные) · Выделение и формулирование познавательной цели, · Поиск необходимой информации, · Применение методов информационного поиска, · Моделирование, · Умение структурировать знания; · Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; · Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · Рефлексия способов и условий действия; · Контроль и оценка процесса и результата деятельности; · Смысловой чтение; · Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; · Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения.
Логические · Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных); · Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; · Выбор критериев для сравнения, классификации объектов; · Подведение под понятие; · Выведение следствий; · Установление причинно-следственных связей; · Построение логической цепочки рассуждений, доказательство; · Выдвижение гипотез и их обоснование.
Исследовательские · Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация; · Выдвижение гипотезы; · Видение проблемы; · Определение объекта и предмета исследования; · Определение комплекса методов исследования; · Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы; · Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования; · Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии; · Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.
Постановка и решение проблем · Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы; · Проверка гипотетических положений; · Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

При формировании познавательных умений используются следующие географические методы.

Таблица 3.2

Географические методы

Географический метод Осуществляемые действия
Метод наблюдения Определить цель наблюдения; Произвести отбор источников информации; Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений;
Метод географического описания Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий.
Историко-географический метод Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.
Сравнительно – географический Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.
Картографический Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления.
Статистический Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

В целом проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных в практике работы любого учителя географии. Одна из причин этого положения состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний, и от учителя здесь требуется особенно хорошее знание методики и целенаправленная работа.

Формирование навыков

Известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Важным условием реализации практической составляющей школьной географии выступает усиление внимания со стороны учителя к организации практической деятельности на уроках по формированию географических умений.

Формирование практических умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов). Практическая работа подготавливает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями, активизирует познавательную деятельность.

Отработка практических навыков ведется на различных этапах урока: при проверке и контроле знаний, изучении нового материала и его закреплении. Обучающие практические работы учащиеся выполняют по образцу под руководством учителя. Неотъемлемой частью в формировании практических умений и навыков у учащихся является работа с картой. География без карты и знаний номенклатуры - это не география, но при ее запоминании в учащихся возникают особые сложности. Учителю трудно проверить, как усвоили школьники названия географических объектов, а индивидуальный устный опрос на уроке у карты занимает много времени, делая неэффективной работу остальных учащихся класса.

Задания в контурной карте помогают научиться ориентироваться по карте, быстро находить объект, что способствует развитию пространственного мышления учащихся. Итоговая практическая работа выполняет контролирующую функцию, учащиеся самостоятельно выполняют задания, которые направлены на применение полученных знаний в новых условиях или сходных с обучающими и тренировочными работами. Например, самостоятельно составить характеристику одного природного района.

Таким образом, выполнение практических работ способствует формированию знаний и умений у учащихся анализировать информацию различных источников: справочники, энциклопедии, ресурсы интернета, электронные пособия и карты. Все виды практических работ способствуют повышению интереса к предмету, доступности в изучении, позволяют учащимся применить свои знания и опыт в новой учебной ситуации незнакомой им ранее. Разнообразные по видам деятельности практические работы, с использованием разноуровневых по сложности заданий способствуют достижению высоких результатов демонстрируемых выпускниками на экзамене. Систематически используемые учителем практические задания являются средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса.

Наши рекомендации