Классификация товарных знаков
Товарные знаки: понятие, назначение, классификация. Знаки обслуживания. Знаки наименования места происхождения товара.
Понятие
Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»,товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Товарные знаки помогают различать товары и услуги разных производителей.
Право на товарный знак охраняется законом. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать другим лицам использовать товарный знак. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
На зарегистрированный товарный знак выдается специальное свидетельство. В соответствии со ст. 5 указанного Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.
Назначение
Создание у потребителя устойчивыхассоциаций с конкретной фирмой, товаром или услугой – вот основная цель товарного знака. Еще одной задачей товарного знака является формирование положительного имиджа фирмы как организации, которая серьёзно и ответственно подходит к делу.
Определенных критериев, которым должен соответствовать товарный знак, нет. Он может быть выполнен из букв, цифр, символов, слов. Или даже все вышеперечисленное может быть скомбинировано и представлять собой знак. При создании товарного знака нередко используется различное цветовое оформление. Таким примером является знак одного из сотовых операторов, выполненный в черно-желтых цветах, или другого известного, в красно-белых.
Товарный знак может размещаться, где угодно: на вывесках, фирменных бланках организации, этикетках, рекламной продукции, а также в сети Интернет. Товарный знак практически всегда соответствует корпоративному стилю. Каждый из нас узнает Кока-Колу, или Майкрософт, или Гугл.
Он упрощает проведение маркетинговых исследований и рекламных акций. Ведь если он известен, то он подсознательно вызывает доверие у потребителей. Поэтому нередко покупатель, выбирая из двух одинаковых товаров, остановит свой выбор на том продукте, чей товарный знак ему известен. Порой, покупатели готовы даже переплачивать за известный бренд, доверяя его качеству, обходя стороной схожий товар, но выпущенный неизвестным производителем.
Товарный знак заставляет производителя держать качество выпускаемой продукции на высоком уровне, соответствуя требованиям, предъявляемым как законом, так и потребителем. Итак, это еще и определенный гарант качества.
Классификация товарных знаков
В настоящее время существует множество видов и групп товарных знаков.
Виды товарных знаков по форме выражения:
- словесные;
- изобразительные;
- объемные;
- звуковые;
- комбинированные;
Виды товарных знаков по объектам:
- фирменные
- ассортиментные;
Виды товарных знаков по праву собственности владельца:
- индивидуальные;
- коллективные.
Словесные товарные знаки (рис. 11.13) являются самыми распространенными, к ним можно отнести буквы, слова, предложения и проч., например названия компаний Panasonic, Microsoft, Apple, Coca-Cola, Facebook. Обычно данный вид знаков называют логотипами. В качестве логотипов могут использоваться уже существующие слова («Любимый сад») или придуманные («Макфа»). К словесным знакам можно отнести лозунги компаний или их слоганы. Например, у компании Nokia вместе с названием размещен лозунг Connecting People и др.
Изобразительные товарные знаки (рис. 11.14) представляют собой изображения различных геометрических фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и др. Как правило, данный вид знаков называют эмблемами.
Объемные товарные знаки — оригинальные упаковки или сам товар, позволяющий определить его изготовителя. Такие товарные знаки обычно используют парфюмерно- косметические компании, а также производители алкогольной продукции.
Звуковые товарные знаки - фрагмент музыкального произведения или короткий оригинальный звук, звук природы, быта, промышленных предприятий и проч. Примерами звуковых товарных знаков являются мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций (например, «Европа плюс», «Русское радио»), радиопрограмм («Бригада У»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши!»), аудиологотипы «Макдоналдс».
Комбинированные товарные знаки (рис. 11.16) представляют собой смесь перечисленных выше знаков. Сейчас они используются очень часто.
Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации непосредственно предприятий-изготовителей. Они могут быть обыкновенными , которые разрабатываются дизайнерами по поручению изготовителей, и престижными, которые присваиваются предприятиям за участие в выставках, ярмарках и т.п.
Ассортиментные товарные знаки предназначены для ассортиментной идентификации товара по виду, торговой марке или наименованию.
Торговая марка (рис. 11.18) — знак или имя, присущие конкретному товару с определенными потребительскими свойствами, позволяющие отличить данный товар от других. Как правило, известная компания, имеющая свой логотип, производит несколько групп товаров с разными торговыми марками. Например, компания «Юнилевер» выпускает огромное количество разных товаров под известными торговыми марками (рис. 11.19).
Индивидуальные товарные знаки — изображения, принадлежащие одному юридическому или физическому лицу.
Коллективные товарные знаки - знаки, предназначенные для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в объединения лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
При регистрации товарного знака в международном реестре рядом с ним ставятся знаки — буквы R, С, ТМ в кружке.
Знаки обслуживания
Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации услуг, оказываемых его правообладателем возмездно другим лицам. Это зарегистрированное обозначение, которое производитель использует при оказании услуг (выполнении работ). Перечень услуг определяет, в том числе, объем исключительных прав владельца знака обслуживания.
Приравнивание правового статуса товарного знака и знака обслуживания установлено п. 2 ст. 1477 ГК РФ следующим образом: «Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг» При этом такое приравнивание не означает полного равенства объектов, а инструментом их разграничения служит Международная классификация товаров и услуг.