Морфология клетки. Структурные компоненты цитоплазмы и ядра. Клеточные мембраны. Транспорт веществ через плазмалемму.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Строение эукариотической клетки.
2. Цитоплазма и ее компоненты: гиалоплазма, органоиды, включения.
3. Классификации органоидов цитоплазмы.
4. Органоиды общего назначения.
5. Строение и функция одномембранных органоидов: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы (виды), пероксисомы, вакуоли растительных клеток.
6. Строение и функция двумембранных органоидов: митохондрии, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты).
7. Строение и функция немембранных органоидов: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки.
8. Органоиды специального назначения: микроворсинки, реснички, жгутики, миофибриллы, нейрофибриллы.
9. Включения: трофические, секреторные, специальные.
10. Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке.
11. История развития представлений о строении клеточной мембраны.
12. Молекулярная организация биологической мембраны (модели Даниели и Даусона, Ленарда (мозаичная)).
13. Современная жидкостно-мозаичная модель строения биологической мембраны Сингера-Николсона.
14. Химический состав плазматической мембраны.
15. Функции мембраны.
16. Пассивный транспорт веществ через мембрану: осмос, простая диффузия, облегченная диффузия.
17. Эритроциты человека в изо-, гипо- и гипертонических растворах.
18. Активный транспорт. Принцип работы натрий-калиевого насоса.
19. Эндоцитоз. Этапы фагоцитоза. Пиноцитоз.
20. Экзоцитоз.
1. Рассмотреть микропрепарат «Пленка кожицы лука» при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение растительных клеток.
1- 2- 3- 4- 5- 6- |
Большое увеличение
2. Рассмотреть микропрепарат «Эритроциты лягушки» при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной клетки.
1- 2- 3- 4- |
Большое увеличение
3. Рассмотреть микропрепарат «Эритроциты человека» при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной безъядерной клетки.
1- 2- 3- |
Большое увеличение
4. Рассмотреть микропрепарат “Жировые включения” при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной клетки с липидными включениями.
1- 2- 3- 4- |
Большое увеличение
5. Рассмотреть микропрепарат “Пигментные включения” при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной клетки с пигментными гранулами.
1- 2- 3- 4- |
Большое увеличение
6. Написать отличия между животной и растительной клеткой.
Признаки | Растительная клетка | Животная клетка |
Пластиды | ||
Способ питания | ||
Синтез АТФ | ||
Расщепление АТФ | ||
Клеточный центр | ||
Целлюлозная клеточная стенка | ||
Включения | ||
Вакуоли |
Клетка животного происхождения; растительная клетка; ядро с хроматином и ядрышком; плазматическая мембрана; клеточная стенка; плазмодесма; гранулярный цитоплазматический ретикулум; гладкий ретикулум; пиноцитозная вакуоль; аппарат Гольджи; лизосома; жировые включения в гладком ретикулуме; центриоль и микротрубочки центросферы; митохондрии; полирибосомы гиалоплазмы; центральная вакуоль; хлоропласт.
8. Изучить строение клеточной мембраны и обозначить рисунок.
Строение клеточной мембраны: наружная поверхность цитоплазматической мембраны, углевод, гликопротеин, гликолипид, холестерол, гликокаликс, гидрофильная область, гидрофобная область, интегрированный белок, фосфолипид, периферический белок, внутренняя поверхность цитоплазматической мембраны.
9.Рассмотреть осмотические процессы в растительной клетке.
· Тургор. Приготовить временный препарат клеток пленки лука в капле воды (изотоническая среда); наблюдать тургорное состояние клеток при большом увеличении микроскопа.
· Плазмолиз. Приготовить временный препарат клеток лука в капле 10% раствора NaCl (гипертоническая среда). Наблюдать при большом увеличении постепенное отслаивание цитоплазмы от оболочки и уплотнение протопласта – явление плазмолиза.
· Деплазмолиз. Плазмолизированные клетки промыть водой, вновь приготовить препарат в капле дистиллированной воды (гипотоническая среда) и при ув. 7х40 наблюдать явление деплазмолиза.
Зарисовать эритроцит человека, обозначить клеточную мембрану и протопласт.
а) б) в)
Эритроцит человека в: а) изотонической среде (вода) – тургор.; б) гипертонической среде (10% р-р NaCl) – плазмолиз; в) гипотонической среде (дистиллированная вода) – деплазмолиз.
10.Рассмотреть и обозначить процессы транспорта веществ через мембрану
_____– простая диффузия;
_____– диффузия через мембранные каналы;
_____– облегченная диффузия с помощью белков-переносчиков;
_____– активный транспорт
Подпись преподавателя______________________________________
Дата Практическое занятие №3.
Характеристика нуклеиновых кислот. Строение гена про- и эукариот. Гены структурные, регуляторные, т-РНК, р-РНК. Организация потока информации в клетке. Регуляция экспрессии генов. Молекулярные механизмы изменчивости у человека.
Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Строение нуклеиновых кислот.
2. Химический состав и строение ДНК (I, II и III структура). Пространственная модель ДНК Уотсона-Крика.
3. Отличия ДНК от РНК.
4. Генетический код - способ хранения наследственной информации.
5. Свойства генетического кода.
6. Структура и функции разных видов РНК (рибосомная - рРНК, транспортная - тРНК, информационная - иРНК).
7. Строение генов прокариот.
8. Строение генов эукариот. Экзон-интронная организация генов эукариот.
9. Классификация генов: структурные и функциональные (регуляторы и модификаторы: индукторы, супрессоры).
10. Центральная догма молекулярной биологии. Основные этапы биосинтеза белка.
11. Экспрессия генов прокариот. Транскрипция (инициация, элонгация, терминация).
12. Особенности и основные отличия экспрессии генов прокариот и эукариот. Этапы созревания (процессинг) иРНК: 1- сплайсинг, 2 - модификация).
13. Трансляция (инициация, элонгация, терминация).
14. Посттрансляционная модификация белка.
15. Понятие о дифференциальной экспрессии генов. Активные и репрессированные гены.
16. Особенности биосинтеза белка в прокариотических и эукариотических клетках.