Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков

Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене­тические факторы ответственны за формирование единых для всей человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо-хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни­кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при­знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду­альной изменчивости.

Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не­возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно­яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер­вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около

Конец страницы №366

Начало страницы №367

Рис. 17.1.Генетические и средовые факторы, определяющие формирова­ние признака [по: 397].

60—70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об­разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355]. Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес­кого развития человека также следует различать два относительно не­зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных, общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду­альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор­мирование индивидуальных различий (рис. 17.1).

Для своей реализации генотип требует определенных условий сре­ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен­ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко­торых возможно полноценное развитие человека как представителя Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ­ствующие видовым требованиям природные, экологические условия, позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище, безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат­ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об­щение со сверстниками, возможность присвоения соцального опыта и др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре­делах которых оно остается возможным.

Конец страницы №367

Начало страницы №368

Таблица 17.1 Характеристики двух типов генетических моделей[по: 278]

Характеристика Модели количествен- Модели генетики
  ной генетики развития
Объект исследования популяции индивидуумы
Изучаемый феномен свойства и их биологические сис-
  структура темы и компоненты
Изучаемые аспекты развития индивидуальные нормативное разви-
  различия тие
Объяснительные структуры генетические и регуляторные меха-
и механизмы средовые компо- низмы, контроли-
  ненты вариативно- рующие экпрессию
  сти генов (транскрип-
    цию, трансляцию)
Исследовательская методо- статистический лабораторные экс-
логия анализ индивиду- перименты, вклю-
  альных различий чающие генетичес-
    кие манипуляции
Учитывают ли модели дей- нет да
ствующие биологические    
процессы?    
Возможно ли математичес- да не обязательно
кое описание модели?    
Принимается ли аддитив- да, в типичных нет
ность развития? случаях  
Легко ли приложима модель да нет, хотя результа-
к эмпирическим исследова-   ты могут быть ин-
ниям развития человека?   терпретированы
    с этих позиций

Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма влечет за собой искажение нормативного развития и вкрайних случа­ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма при сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса­ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальнойизоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви-доспецифические способности к развитию высших психических фун­кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации,об­наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в

Конец страницы №368

Начало страницы №369

большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный фонд наследственности и экологически валидные природные и соци­альные условия среды неразрывно взаимосвязаны.

Формирование индивидуально-психологических различий тоже может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни­кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва­риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до­пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин­дивидуального (в том числе психологического) признака может быть результатом как уникальной генетической конституции, так и уни­кального жизненного опыта.

Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова­нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) является предметом многочисленных экспериментальных исследова­ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра­стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча­ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ­ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа­дения объекта исследования до различий в возможности обработки результатов экперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде эти отличия представлены в табл. 17.1).

3.СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была направлена в основном на изучение общих закономерностей развития и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче­ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако­номерности психического развития. Формирование индивидуальных различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально­го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно­вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви­дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз­можно, и разные механизмы.

Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей раз­вития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Бо­лее того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация

Конец страницы №369

Начало страницы №370

реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина­ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном обусловлена действием структурных генов, вторая — регуляторных [331, 397].

Феноменологически исследование формирования индивидуальных различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного определения их устойчивости, или стабильности.

Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль­ности) индивидуально-психических особенностей ребенка служит представление о непрерывности (континуальности) развития. Непре­рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен­ность процессов психического развития человека и формирования его индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур­но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто­генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте­пени предопределяют более поздние эффекты развития [247].

О непрерывности и преемственности развития судят в первую оче­редь, оценивая устойчивость, или стабильность, показателей психи­ческого развития. Однако понятие «стабильность» чрезвычайно емко и имеет ряд интерпретаций. Например, Дж. Кэган [301] выделяет: 1) ста­бильность как временную устойчивость некоторой характеристики, т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при повторных измерениях; 2) устойчивость соотношения между свой­ствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных значений в ходе развития (ипсативная или внутрииндивидуальная ста­бильность); 3) сохранение рангового места в группе (онтогенетичес­кая стабильность). При оценке непрерывности когнитивного развития предлагается выделять три типа стабильности: первый характеризует континуальность идентичного поведения; второй — разных типов по­ведения, отражающих одни и те же базовые процессы, которые обла­дают континуальной природой; третий — постоянство самих возраст­ных изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их про­явления у разных людей разные [205].

В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно­сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста­бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже­нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес­кой стабильности служит постоянство рангового места в группе, которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола­гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя типология индивидуального развития, одним из проявлений которой служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго­вого места) в группе представителей своей возрастной когорты.

Конец страницы №370

Начало страницы №371

Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие про­межутки времени — до 30—40 лет, дают, несмотря на некоторую пе­строту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д. Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оце­нок интеллекта растет, она тем выше, чем старше сопоставляемые возраста и чем меньше интервал между ними [см.: Введение; 213].

Стабильными оказываются и такие черты, как экстра-интровер-сия и нейротицизм, хотя в этой области существуют методические трудности, снижающие информативность лонгитюдных исследований, поскольку результаты могут говорить о стабильности самооценки, а не исследованной черты [250]. Однако другие диагностические техни­ки (Q-техника, экспертные оценки и т.д.) подтверждают стабиль­ность личностных черт. Особенно информативны и здесь, очевидно, обобщенные оценки, полученные так называемым «гетерометодом», т.е. объединением разных техник [213].

Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и в личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи­востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге­неза.

Наши рекомендации