Корреляции между родителями (первое тестирование) и детьми (первое тестирование и повторное — через 10 лет)

  Биологически      
Сравниваемые пары не связанные Биологически связанные
  О.хус. М.хус. О.х род. М.хрод. Б.м.х
          отд. реб.
Родитель и ребенок в первом          
тестировании          
Векслер/Векслер 0,19 0,13 0,29 0,04 0,36
Бета/Векслер 0,08 0,10 0,09 0,14 0,23
Родитель в первом тестирова-          
нии и ребенок — во втором          
Векслер/Векслер 0,10 0,05 0,32 0,14 0,39
Бета/Векслер 0,07 -0,02 0,26 0,19 0,26
Векслер/Бета 0,15 0,07 0,16 -0,01 0,78
Бета/Бета 0,08 -0,02 0,20 0,21 0,33
Количество пар 248-257 242-248 90-93 87-90 (а)

Примечание. О., М. — отец и мать (усыновители); ус. — их приемные дети; род. — их родные дети (т.е. в той же семье); Б.м. — биологическая мать отданного на воспитание ребенка. Буква (а) означает, что родители тестировались разными ме­тодами: 21 человек — по Векслеру, 199-200 — по Бета.

Конец страницы №227

Начало страницы №228

матерями, чем с приемными родителями (сравните два первых и са­мый правый столбцы), причем это сходство сохраняется в ряду лет, когда дети вырастают (см. результаты второго тестирования). А ведь эти матери имели контакты со своими детьми только в первые дни их жизни!

В данном исследовании сопоставлялось и сходство IQ сиблингов — биологических и приемных. Оказалось, что в первом тестировании, когда дети были маленькими, корреляция в парах приемных сиблин­гов равна 0,11; приемные сиблинги с родными детьми своих усыно­вителей имели корреляцию 0,20; а родные между собой г = 0,27; во втором тестировании соответствующие корреляции были равны /• = —0,09; 0,05; 0,24. Иными словами, сходство по интеллекту прием­ных детей и между собой, и с родными детьми своих усыновителей падает до нуля, в то время как корреляции родных сиблингов оста­ются примерно теми же.

Генетико-математическая обработка полученных результатов дала оценку наследуемости, равную 0,78. Это — наследуемость в узком смыс­ле, ее аддитивная часть (см. гл. I и IV), в отличие, например, от оце­нок, получаемых методом разлученных МЗ близнецов, где аддитив­ный и доминантный компоненты объединены и дают меру наследуе­мости в широком смысле, говорящую о причинах популяционной изменчивости. Дж. Лоэлин, И. Хорн и Л. Виллерман отмечают также, что генетические влияния на вариативность IQ с возрастом увеличи­ваются, и считают возрастную динамику генотип-средовых соотно­шений одной из главных задач психогенетических исследований. В ка­честве второй задачи, решению которой могут помочь исследования приемных детей, они называют выяснение дифференцированных вли­яний семейной среды на интеллектуальное развитие членов семьи [321]. Второе крупное исследование приемных детей — Колорадский проект. Он тоже реализуется по полной схеме метода, включающей диагностику детей, их приемных и биологических родителей. Начался он в 1974 г. как большое лонгитюдное, мультивариативное исследова­ние, с минимизацией селективного размещения детей по семьям-усыновительницам и параллельной оценкой тех же параметров в кон­трольной группе обычных семей, подобранных в соответствии с экс­периментальной фуппой. В профамму была включена детальная оценка семейной среды.

В начале исследования участвовали 245 семей-усыновительниц и 245 биологических семей, детей тестировали в возрасте 1 года, 2, 3 и 4 лет (к возрасту 4 года осталось 183 и 166 семей соответственно). Планировалось исследовать этих детей по крайней мере до 16 лет, когда они смогут работать с теми же тестами, с которыми работали их родители за 15 лет до того (кроме биологических матерей тестирова­лись 20% биологических отцов отданных детей). У детей и родителей оценивался широкий спектр когнитивных и личностных черт, инте-

Конец страницы №228

Начало страницы №229

ресы и специальные Способности, поведенческие проблемы, упот­ребление алкоголя и других средств и т.д.; были получены и разнооб­разные дополнительные сведения: рукость, предпочтения в еде, ис­тория семьи и т.д. При помощи видеосъемки регистрировали общение детей с родителями и между собой.

Генетико-математический анализ полученных результатов дал сле­дующие оценки компонентов дисперсии IQ: доля наследственных факторов повышается с 0,08 в 1 год до 0,22 в 4 года, но доминирует средовая составляющая: 0,90 в 1 год и 0,74 — в 4 года.

Эти результаты могут быть дополнены сопоставлением сходства в парах приемных сиблингов и в парах родных. В целом внутрипарное сходство у первых существенно ниже, чем у вторых (14 корреляций из 21). Например, сходство по интеллектуальному развитию в 1 и 2 года между родными сиблингами оценивается корреляцией, равной 0,37 и 0,42, между приемными — 0,03 и 0,12; по обобщенным вербальным характеристикам в 3 года 0,11 и —0,05, в 4 года 0,42 и 0,17 и т.д. В целом, несмотря на некоторые исключения, генетически связан­ные дети — родные братья и сестры — более похожи друг на друга, чем приемные сиблинги, имеющие только общую среду.

Более того, по данным Колорадского проекта, и межвозрастные корреляции по интеллекту (общему, вербальному и пространствен­ному) выше в группе биологических сиблингов, чем приемных [362]. Это говорит о том, что и переход от одного возрастного этапа к дру­гому контролируется скорее генетическими, чем средовыми факторами.

Метод приемных детей открывает еще одну уникальную возмож­ность: он дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и среды (гл. VI, VII) в вариативности психологических признаков у че­ловека. Как отмечалось, это взаимодействие можно изучать, только помещая животных с идентичными генотипами в разные среды или, наоборот, воздействуя одной и той же средой на известные своими различиями генотипы. Понятно, что в работе с человеком оба пути исключены. Но если дети, имеющие биологических матерей с поляр­ными психологическими чертами, наследственными по своему про­исхождению (или сами являющиеся носителями таковых), попадают в сходные условия в семьях-усыновительницах, это может рассматри­ваться как экспериментальная модель, говорящая о генотип-средо-вом взаимодействии.

Например, в работе Л. Виллерман [451] показано, что интеллект прием­ных детей, попавших в семьи с одинаково хорошими условиями, существенно зависит от интеллекта их биологических матерей. Если последние имели IQ > 120 баллов, то около половины их отданных детей имеют столь же высо­кие оценки IQ и никто не имеет оценок ниже 95 баллов. Если же биологичес­кие матери, наоборот, имели сниженный (но в пределах нормы) IQ — 95 бал­лов и ниже, то их дети, попав в такие же хорошие условия воспитания, дают иное распределение баллов Ю: 15% их имеют тоже низкие оценки; осталь­ные—средние, но, главное, никто не имеет высоких.

Конец страницы №229

Начало страницы №230


Таким образом, фенотипи-ческое значение признака — в данном случае баллы IQ — за­висит от взаимодействия дан­ных генотипов с данной средой. Модель метода приемных детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодей­ствия: особенностей самого ре­бенка со средой; индивидуаль­ности его биологических роди­телей с той же средой; возрастную динамику этих вза­имодействий и т.д.

Коротко разберем инфор­мативные примеры, приведен­ные на рис. 9.2-9.4. Напомним, методика ДОМ (гл. VI) вклю­чает четыре основные шкалы, полученные в результате фак­торизации, и одну обобщенную оценку. Шкалы: Игрушки, Ма­теринская включенность, По­ощрение успехов (Encouraging Developmental Advance), Огра­ничение—Наказание. Из рис. 9.2 следует, что в зависимости от общей оценки домашней сре­ды дети с разной эмоциональ­ностью обнаруживают разный

Рис. 9.2. Взаимодействие темперамен­та и среды. В 3 и 4 года эмоциональ­ность, взаимодействуя с общей оцен­кой домашней среды (генеральным фактором в методике ДОМ), предска­зывает IQ [по: 362]. •—• Дети с высокой эмоциональностью. *—• Дети с низкой эмоциональностью.

уровень интеллектуального развития, причем в 3 и 4 года эта зависи­мость имеет разную форму, особенно у детей с низкой эмоциональ­ностью. А по данным рис. 9.3 оказывается, что оценки интеллекта ре­бенка более стабильны в том случае, если их матери обладают более высоким нейротицизмом; рис. 9.4 говорит о том, что сходство IQ ро­дителей и детей существенно зависит от активности как черты ребен­ка: оно тем выше, чем выше активность; но это справедливо только для тех детей, чьи родители имеют высокий интеллект.

Таким образом, выясняются многие конкретные факторы, опос­редующие и формирование индивидуального интеллекта, и его ста­бильность, и сходство по IQ родителей и детей.

В Колорадском проекте реализована еще одна потенциальная воз­можность метода: экспериментально показана пассивная генотип-сре-довая корреляция, ранее лишь постулированная. Она оценивалась как отношение разности вариативностей признака у детей в биологичес-

Конец страницы №230

Начало страницы №231

и приемных семьях к его ва­риативности в биологических се­мьях. Такой показатель возможен, поскольку селективного размеще­ния детей по семьям-усынови­тельницам нет и вариативность когнитивных черт во всех трех группах родителей практически одинакова [362] (табл. 9.6).

Как и предполагалось в тео­рии [396], роль пассивной ГС-кор­реляции с возрастом уменьшает­ся; в 4 года она ответственна ме­нее чем за 2% вариативности оценок против 11 % в 1 год.

Таким образом, межиндиви­дуальная вариативность оценок общего интеллекта в значитель­ной мере определяется генетичес­кой вариативностью. Иными сло­вами, различия между людьми по баллам IQ есть результат не толь­ко обучения и воспитания, но и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не иг­рает существеннейшей роли: реа­лизация индивидуальной нормы реакции будет разной в разной среде; причем, по-видимому, в изменчивости интеллекта большую роль играет индивиду­альная, а не общесемейная среда.

К факторам индивидуальной сре­ды, значимым для индивидуального развития, относятся и такие формаль­ные, легко регистрируемые и стабиль­ные показатели, как порядковый но­мер рождения ребенка, интервалы между рождениями пробанда и бли­жайших к нему сиблингов, пол ребен­ка и т.п. В ряде работ показано, на­пример, что в многодетной семье имеется тенденция к снижению ин­теллекта с повышением номера рож­дения ребенка, причем она больше выражена при малых промежутках между рождением детей; поскольку

Рис. 9.3. Взаимодействие наслед­ственности и возрастной стабиль­ности. Стабильность IQ с 3 до 4 лет различна у детей, имеющих матерей с разным нейротицизмом [по: 362].

•—• Биол. матери с высоким нейроти­цизмом.

-— Биол. матери с низким нейроти­цизмом.

Рис. 9.4. Сходство родителей и де­тей по IQ различается как функция активности ребенка [по: 362]. •—• Дети с высокой активностью. •—• Дети с низкой активностью.

* В этой части работы данные биологи­ческих и приемных родителей по опре­деленным соображениям объединены [362, с. 241].

Конец страницы №231

Начало страницы №232






Таблица 9.6

Наши рекомендации