Практическая работа 10
«Решение задач на составление и анализ цепей питания»
Цель:изучить закономерности переноса вещества и энергии в экосистемах.
Оборудование:карточки с перечнем видов живых организмов (например: леопард, газель, трава; орёл, заяц, клевер; уж, лягушка, зелёный кузнечик, трава и т.д.).
Ход работы
1. Изучите предложенный Вам перечень видов живых организмов. Определите, к какой функциональной группе в экосистеме принадлежит каждый организм (продуценты, консументы, редуценты).
Продуценты –– автотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических (в основном растения).
Консументы –– гетеротрофные организмы, растительноядные и плотоядные потребители готового органического вещества (преимущественно животные).
Редуценты –– гетеротрофные организмы, разрушающие остатки мёртвых растений и животных и превращение их в минеральные соединения (бактерии, грибы и др.), используемые продуцентами.
На основании этого составьте цепи питания. Отметьте количество звеньев в каждой из них.
1. ________
2. ________
3. ________
2. Дополните схемы следующих цепей питания:
а) тимофеевка луговая à ________________ à ________________ à_______________
( ___________________ )
б) опавшая листва à __________________ à _________________ à _______________
( ___________________ )
Определите и укажите в скобках, к какому типу относятся эти цепи (пастбищная, пищевая цепь леса, водоёма, поля и т.д.).
3. Составьте одну из пяти предложенных цепей питания (по указанию преподавателя по вариантам). Все эти цепи питания должны начинаться с растений или мёртвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном
· в первом случае должен быть дождевой червь,
· во втором – личинка комара в пресном водоёме,
· в третьем – комнатная муха,
· в четвёртом – личинка майского жука,
· в пятом – инфузория-туфелька.
Все цепи должны заканчиваться человеком.
3.1. _______
3.2. _______
3.3. _______
3.4. _______
3.5. _______
4. На основании данных составленной Вами пастбищной цепи питания (пункт 2.) постройте пирамиду энергии по правилу десяти процентов, если известно, что на первом трофическом уровне использовано 1500 кДж энергии.
_______
_______
_______
_______
5. Используя схему цепи питания: дуб (1)à растительноядные насекомые (1000) à насекомоядные птицы (100) à хищная птица (10), составьте пирамиду чисел.
_______
_______
_______
_______
Не противоречит ли вид построенной пирамиды правилу десяти процентов? Свой ответ обоснуйте.__
______________
______________
6. Сделайте вывод о закономерности переноса вещества и энергии в цепях питания.
Вывод:_______
Контрольные вопросы:
1. _______
___________
___________
2. ________
___________
___________
3. _______
___________
___________
4. _______
___________
___________
5. _______
___________
___________
_____________________ гр.___31
Практическая работа №11
“Решение задач на построение и анализ экологических пирамид, правило 10%”
Цель:научить применять знания для решения экологических задач.
Вариант №__
Задачи:
1. __________
________________________
____________
____________
____________
____________
____________
__________
2. __________
________________________
____________
____________
____________
________
_________
_____________
________
________
3. __________
____
____________
____________
________
________
________
_________
_________
_________
4. __________
____
____________
________
________
_________
________
_________
___________
________
__________
5. __________
____ _________
________
________
_________
_________
___________
________
_________
____________
________________________
Дополнительные задания:
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
____________________
_____________________ гр.___33
Практическая работа №12
“Решение задач на балансовое равенство в экосистеме”
Цель работы:закрепить знания о движении вещества и энергии в экосистемах, цепях и сетях питания, трофических уровнях, экологических пирамидах, круговороте веществ и потоке энергии в экосистемах, продуктивности биоценозов; научиться применять знания для выявления взаимосвязи и взаимодействия организмов, видов, популяций, экосистем, с целью установления закономерностей переноса вещества и энергии в экосистемах.
Вариант №__
Задачи:
1. __________
________________________
____________
____________
____________
____________
____________
__________
2. __________
________________________
____________
____________
____________
________
_________
_____________
________
________
3. __________
____
____________
____________
________
________
________
________34
_________
_________
4. __________
____
____________
________
________
_________
________
_________
___________
________
__________
Контрольные вопросы:
1. __________
__________
__________
__________
2. __________
__________
__________
__________
3. __________
__________
__________
__________
4. __________
__________
__________
__________
__________
__________
_____________________ гр.___35
Лабораторная работа № 6
ВЫЯВЛЕНИЕ АРОМОРФОЗОВ И АЛЛОМОРФОЗОВ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Цель: выявить ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, установить их значение в эволюционном процессе.
Оборудование: гербарные материалы растений различных отделов, их рисунки или фотографии; скелеты рыбы и земноводного (лягушки).
Ход работы:
1. Рассмотрите растения различных отделов. Выявите наиболее существенные признаки,
по которым отличаются друг от друга растения следующих отделов: мхи от водорослей, папоротниковидные от моховидных, голосеменные от папоротниковидных, покрытосеменные от голосеменных. Какие органы появились и какое эволюционное значение это имело? Результаты занесите в таблицу 1.
Таблица 1. Ароморфозы у растений
Объект | Чем представлено тело | Какие органы появились, их эволюционное значение | Чем представлено половое и бесполое поколение |
Водоросли | __________________________ | __________________________ | __________________________ |
Моховидные | __________________________ | __________________________ | __________________________ |
Папоротниковидные | __________________________ | __________________________ | __________________________ |
Голосеменные | __________________________ | __________________________ | __________________________ |
Покрытосеменные | __________________________ | __________________________ | __________________________ |
Вывод:_____
2. Рассмотрите скелеты рыбы и земноводного (лягушки). Отметьте черты усложнения скелета земноводных по сравнению со скелетом рыб. Результаты занесите в таблицу №2. Определите, с чем может быть связано появление новых признаков.
Объект | Особенности строения | Черты усложнения | Эволюционное значение |
Скелет рыбы | __________________ ____________ | __________________ ____________ | __________________ ____________ |
Скелет лягушки | __________________ ________________ | __________________ ________________ | __________________ ________________ |
Таблица 2. Ароморфозы у животных
Вывод:_____
3. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюционном процессе.
Вывод:_______
_____________