Практическая работа 10

«Решение задач на составление и анализ цепей питания»

Цель:изучить закономерности переноса вещества и энергии в экосистемах.

Оборудование:карточки с перечнем видов живых организмов (например: леопард, газель, трава; орёл, заяц, клевер; уж, лягушка, зелёный кузнечик, трава и т.д.).

Ход работы

1. Изучите предложенный Вам перечень видов живых организмов. Определите, к какой функциональной группе в экосистеме принадлежит каждый организм (продуценты, консументы, редуценты).

Продуценты –– автотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических (в основном растения).

Консументы –– гетеротрофные организмы, растительноядные и плотоядные потребители готового органического вещества (преимущественно животные).

Редуценты –– гетеротрофные организмы, разрушающие остатки мёртвых растений и животных и превращение их в минеральные соединения (бактерии, грибы и др.), используемые продуцентами.

На основании этого составьте цепи питания. Отметьте количество звеньев в каждой из них.

1. ________

2. ________

3. ________

2. Дополните схемы следующих цепей питания:

а) тимофеевка луговая ­­­­­­à ________________ à ________________ à_______________

( ___________________ )

б) опавшая листва à __________________ à _________________ à _______________

( ___________________ )

Определите и укажите в скобках, к какому типу относятся эти цепи (пастбищная, пищевая цепь леса, водоёма, поля и т.д.).

3. Составьте одну из пяти предложенных цепей питания (по указанию преподавателя по вариантам). Все эти цепи питания должны начинаться с растений или мёртвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном

· в первом случае должен быть дождевой червь,

· во втором – личинка комара в пресном водоёме,

· в третьем – комнатная муха,

· в четвёртом – личинка майского жука,

· в пятом – инфузория-туфелька.

Все цепи должны заканчиваться человеком.

3.1. _______

3.2. _______

3.3. _______

3.4. _______

3.5. _______

4. На основании данных составленной Вами пастбищной цепи питания (пункт 2.) постройте пирамиду энергии по правилу десяти процентов, если известно, что на первом трофическом уровне использовано 1500 кДж энергии.

_______

_______

_______

_______

5. Используя схему цепи питания: дуб (1)à растительноядные насекомые (1000) à насекомоядные птицы (100) à хищная птица (10), составьте пирамиду чисел.

_______

_______

_______

_______

Не противоречит ли вид построенной пирамиды правилу десяти процентов? Свой ответ обоснуйте.__

______________

______________

6. Сделайте вывод о закономерности переноса вещества и энергии в цепях питания.

Вывод:_______

Контрольные вопросы:

1. _______

___________

___________

2. ________

___________

___________

3. _______

___________

___________

4. _______

___________

___________

5. _______

___________

___________

_____________________ гр.___31

Практическая работа №11

“Решение задач на построение и анализ экологических пирамид, правило 10%”

Цель:научить применять знания для решения экологических задач.

Вариант №__

Задачи:

1. __________

________________________

____________

____________

____________

____________

____________

__________

2. __________

________________________

____________

____________

____________

________

_________

_____________

________

________

3. __________

____

____________

____________

________

________

________

_________

_________

_________

4. __________

____

____________

________

________

_________

________

_________

___________

________

__________

5. __________

____ _________

________

________

_________

_________

___________

________

_________

____________

________________________

Дополнительные задания:

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

____________________

_____________________ гр.___33

Практическая работа №12

“Решение задач на балансовое равенство в экосистеме”

Цель работы:закрепить знания о движении вещества и энергии в экосистемах, цепях и сетях питания, трофических уровнях, экологических пирамидах, круговороте веществ и потоке энергии в экосистемах, продуктивности биоценозов; научиться применять знания для выявления взаимосвязи и взаимодействия организмов, видов, популяций, экосистем, с целью установления закономерностей переноса вещества и энергии в экосистемах.

Вариант №__

Задачи:

1. __________

________________________

____________

____________

____________

____________

____________

__________

2. __________

________________________

____________

____________

____________

________

_________

_____________

________

________

3. __________

____

____________

____________

________

________

________

________34

_________

_________

4. __________

____

____________

________

________

_________

________

_________

___________

________

__________

Контрольные вопросы:

1. __________

__________

__________

__________

2. __________

__________

__________

__________

3. __________

__________

__________

__________

4. __________

__________

__________

__________

__________

__________

_____________________ гр.___35

Лабораторная работа № 6

ВЫЯВЛЕНИЕ АРОМОРФОЗОВ И АЛЛОМОРФОЗОВ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

Цель: выявить ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, установить их значение в эволюционном процессе.

Оборудование: гербарные материалы растений различных отделов, их рисунки или фотографии; скелеты рыбы и земноводного (лягушки).

Ход работы:

1. Рассмотрите растения различных отделов. Выявите наиболее существенные признаки,

по которым отличаются друг от друга растения следующих отделов: мхи от водорослей, папоротниковидные от моховидных, голосеменные от папоротниковидных, покрытосеменные от голосеменных. Какие органы появились и какое эволюционное значение это имело? Результаты занесите в таблицу 1.

Таблица 1. Ароморфозы у растений

Объект Чем представлено тело Какие органы появились, их эволюционное значение Чем представлено половое и бесполое поколение
  Водоросли   __________________________ __________________________ __________________________
  Моховидные   __________________________ __________________________ __________________________
  Папоротниковидные   __________________________ __________________________ __________________________
  Голосеменные   __________________________ __________________________ __________________________
  Покрытосеменные   __________________________ __________________________ __________________________

Вывод:_____

2. Рассмотрите скелеты рыбы и земноводного (лягушки). Отметьте черты усложнения скелета земноводных по сравнению со скелетом рыб. Результаты занесите в таблицу №2. Определите, с чем может быть связано появление новых признаков.

  Объект   Особенности строения   Черты усложнения   Эволюционное значение  
    Скелет рыбы   __________________ ____________ __________________ ____________   __________________ ____________
    Скелет лягушки   __________________ ________________ __________________ ________________ __________________ ________________

Таблица 2. Ароморфозы у животных

Вывод:_____

3. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюционном процессе.

Вывод:_______

_____________

Наши рекомендации