Психологические рекомендации родителям близнецов

1. Семенов В.В.,Кочубей Б.М. Близнецы: проблемы развития и воспитания. М., 1985.

2. Психологические очерки о близнецах / Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С. , Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. – 104 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

3. Фридрих В. Близнецы. М., 1985.

´Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Как с точки зрения генетики поведения можно описать формирование фенотипа на клеточном и психофизиологическом уровнях?

2. Какие статистические показатели использует онтогенетика при исследовании процессов развития и анализа тех изменений, которые происходят с возрастом?

3. С чем связан интерес исследователей к средовым факторам и как он реализуется на примере конкретного исследования?

4. Какие существуют точки зрения, схемы описывающие взаимовлияние генотипа и среды?

5. Какие существуют исследовательские модели взаимодействия среды и генотипа в генетике поведения?

6. Каковы возрастные изменения в соотношении генотип-средовых показателей в вариативности:

· интеллекта и когнитивных способностей

· личности?

7. В чем заключается гипотеза А.Р.Лурия по отношению к исследованиям в возрастной генетике поведения.

Задания для самостоятельной работы:

? Задание 1. Заполните таблицу хронологического развития психогенетики как науки.

Дата, годы За рубежом В России
Основные исследования Авторы Основные исследования Авторы
           
           
           
           
           
           

? Задание 2.Составьте генеалогическое дерево своей семьи, используя традиционные обозначения.

Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru

Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru Пример:

?Задание 3.Используя составленное в задании 2 генеалогическое дерево (родословную), выберите какой-нибудь легко наблюдаемый внешний признак для анализа (например: цвет глаз, рост и.т.п.) и обозначьте его присутствие в семье. Ответьте на следующие вопросы:

1. встречается ли изучаемый признак во всех поколениях и многие ли члены родословной обладают им.

2. одинакова ли его частота у лиц обоих полов и у лиц какого пола он встречается чаще.

3. лицам какого пола передается признак и от кого от отца или матери.

?Задание 4.Заполните таблицу методов психогенетики.

Метод Достоинства Недостатки Пример реального исследования
         
         

?Задание 5.

график 1

 
  Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru

А. Предположим, что есть две чистые линии кроликов с генотипами G1 и G2. Исследователя интересует, есть ли зависимость между густотой шерсти (фенотип) и температурными условиями (среда), в которых выращиваются кролики. Допустим, эта зависимость носит линейный характер, т.е. чем выше температура, тем меньше густота шерсти животных. Генотип G1 оказался менее чувствителен к температуре, чем генотип G2. Были построены графики зависимости фенотипа от среды (норм реакции). Ответьте на вопросы:

1. различаются ли фенотипически (по густоте шерсти) животные обеих линий?

2. животные какой линии имеют более густую шерсть?

3. различаются ли генотипы по своим нормам реакции?

4. какой генотип более чувствителен к среде?

Б. Проанализируйте аналогичным образом графики 2 и 3, ответьте на вопросы.

график 2 график 3

 
  Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru

?Задание 6.

Проанализируйте данные таблицы и графика и ответьте на вопросы:

Генотип Размер выборки Минимум Максимум Среднее значение признака
Америка
Европа
Азия
Африка
Общая выборка: 2000 160 192,5 173,75

1. Изобразите на графике линии качественной изменчивости в популяции для каждого генотипа, используя данные таблицы.

 
  Психологические рекомендации родителям близнецов - student2.ru

2. Какой генотип наиболее, наименее чувствителен к средовым влияниям?

3. Чем можно объяснить межгрупповые и внутригрупповые различия?

?Задание 7.Используя формулы Игнатьева В.М.(Психогенетика, стр. 199-200), подсчитайте коэффициенты наследуемости, общей и различающейся среды.

Признак r MZ r DZ h c e
A 0,60 0,35      
B 0,33 0,50      
C 0,84 0,10      
D 0,57 0,49      

Сделайте вывод о роли генотипа-среды в фенотипической дисперсии данных свойств.

?Задание 8.Сделайте вывод о возрастной динамике генотип-средового соотношения для трех признаков.

Таблица 1.

Признак 5 лет 10 лет 15 лет 20 лет
r MZ r DZ r MZ r DZ r MZ r DZ r MZ r DZ
А 0,80 0,45 0,75 0,40 0,60 0,38 0,55 0,40
В 0,20 0,05 0,30 0,15 0,33 0,25 0,33 0,30
С 0,34 0,50 0,40 0,45 0,55 0,40 0,58 0,38

?Задание 9.Предложите схему экспериментального исследования, в котором максимально учитываются генетические, средовые факторы и возрастная динамика. Укажите особенности выборок и используемых методов.

?Задание 10.Составьте вопросник для определения зиготности близнецов, включив вопросы о внешнем облике, поведенческих и психологических характеристиках. Сравните собственные вопросы с вопросником в книге «Близнецы» В.Фридрих.

?Задание 11.Расположите в хронологическом порядке онтопсихогенетические исследования свойств темперамента и интеллекта.

Наши рекомендации