Психологические рекомендации родителям близнецов
1. Семенов В.В.,Кочубей Б.М. Близнецы: проблемы развития и воспитания. М., 1985.
2. Психологические очерки о близнецах / Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С. , Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. – 104 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
3. Фридрих В. Близнецы. М., 1985.
´Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Как с точки зрения генетики поведения можно описать формирование фенотипа на клеточном и психофизиологическом уровнях?
2. Какие статистические показатели использует онтогенетика при исследовании процессов развития и анализа тех изменений, которые происходят с возрастом?
3. С чем связан интерес исследователей к средовым факторам и как он реализуется на примере конкретного исследования?
4. Какие существуют точки зрения, схемы описывающие взаимовлияние генотипа и среды?
5. Какие существуют исследовательские модели взаимодействия среды и генотипа в генетике поведения?
6. Каковы возрастные изменения в соотношении генотип-средовых показателей в вариативности:
· интеллекта и когнитивных способностей
· личности?
7. В чем заключается гипотеза А.Р.Лурия по отношению к исследованиям в возрастной генетике поведения.
Задания для самостоятельной работы:
? Задание 1. Заполните таблицу хронологического развития психогенетики как науки.
№ | Дата, годы | За рубежом | В России | ||
Основные исследования | Авторы | Основные исследования | Авторы | ||
? Задание 2.Составьте генеалогическое дерево своей семьи, используя традиционные обозначения.
Пример:
?Задание 3.Используя составленное в задании 2 генеалогическое дерево (родословную), выберите какой-нибудь легко наблюдаемый внешний признак для анализа (например: цвет глаз, рост и.т.п.) и обозначьте его присутствие в семье. Ответьте на следующие вопросы:
1. встречается ли изучаемый признак во всех поколениях и многие ли члены родословной обладают им.
2. одинакова ли его частота у лиц обоих полов и у лиц какого пола он встречается чаще.
3. лицам какого пола передается признак и от кого от отца или матери.
?Задание 4.Заполните таблицу методов психогенетики.
№ | Метод | Достоинства | Недостатки | Пример реального исследования |
?Задание 5.
график 1
А. Предположим, что есть две чистые линии кроликов с генотипами G1 и G2. Исследователя интересует, есть ли зависимость между густотой шерсти (фенотип) и температурными условиями (среда), в которых выращиваются кролики. Допустим, эта зависимость носит линейный характер, т.е. чем выше температура, тем меньше густота шерсти животных. Генотип G1 оказался менее чувствителен к температуре, чем генотип G2. Были построены графики зависимости фенотипа от среды (норм реакции). Ответьте на вопросы:
1. различаются ли фенотипически (по густоте шерсти) животные обеих линий?
2. животные какой линии имеют более густую шерсть?
3. различаются ли генотипы по своим нормам реакции?
4. какой генотип более чувствителен к среде?
Б. Проанализируйте аналогичным образом графики 2 и 3, ответьте на вопросы.
график 2 график 3
?Задание 6.
Проанализируйте данные таблицы и графика и ответьте на вопросы:
Генотип | Размер выборки | Минимум | Максимум | Среднее значение признака |
Америка | ||||
Европа | ||||
Азия | ||||
Африка | ||||
Общая выборка: | 2000 | 160 | 192,5 | 173,75 |
1. Изобразите на графике линии качественной изменчивости в популяции для каждого генотипа, используя данные таблицы.
2. Какой генотип наиболее, наименее чувствителен к средовым влияниям?
3. Чем можно объяснить межгрупповые и внутригрупповые различия?
?Задание 7.Используя формулы Игнатьева В.М.(Психогенетика, стр. 199-200), подсчитайте коэффициенты наследуемости, общей и различающейся среды.
Признак | r MZ | r DZ | h | c | e |
A | 0,60 | 0,35 | |||
B | 0,33 | 0,50 | |||
C | 0,84 | 0,10 | |||
D | 0,57 | 0,49 |
Сделайте вывод о роли генотипа-среды в фенотипической дисперсии данных свойств.
?Задание 8.Сделайте вывод о возрастной динамике генотип-средового соотношения для трех признаков.
Таблица 1.
Признак | 5 лет | 10 лет | 15 лет | 20 лет | ||||
r MZ | r DZ | r MZ | r DZ | r MZ | r DZ | r MZ | r DZ | |
А | 0,80 | 0,45 | 0,75 | 0,40 | 0,60 | 0,38 | 0,55 | 0,40 |
В | 0,20 | 0,05 | 0,30 | 0,15 | 0,33 | 0,25 | 0,33 | 0,30 |
С | 0,34 | 0,50 | 0,40 | 0,45 | 0,55 | 0,40 | 0,58 | 0,38 |
?Задание 9.Предложите схему экспериментального исследования, в котором максимально учитываются генетические, средовые факторы и возрастная динамика. Укажите особенности выборок и используемых методов.
?Задание 10.Составьте вопросник для определения зиготности близнецов, включив вопросы о внешнем облике, поведенческих и психологических характеристиках. Сравните собственные вопросы с вопросником в книге «Близнецы» В.Фридрих.
?Задание 11.Расположите в хронологическом порядке онтопсихогенетические исследования свойств темперамента и интеллекта.