Влияние потребительских свойств на качество товара
Выделяют следующие группы потребительских свойств товаров: функциональные, эргономические, эстетические, свойства надежности и безопасности.
Функциональные свойства товаров. Характеризуют соответствие изделий своему назначению. Функциональные свойства могут быть выражены через совершенство выполнения основной функции, совершенство выполнения вспомогательных функций и универсальность.
Совершенство выполнения основной функции характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности для использования товара потребителем по назначению. Для стиральной машины это качество отстирываемости белья и щадящая способность стирки, для плащевой ткани - водонепроницаемость, телевизор - для воспроизведения изображения на экране, для часов - точность хода, для пылесоса - эффектив-ность очистки поверхности от загрязнений. Эффективность выполнения ос-новной функции товаром определяется его техническими показателями, со-держащимися в нормативных документах. К примеру, пылеочистительная способность пылесоса зависит от потребляемой мощности, разряжения, емко-сти пылесборника.
Совершенство вспомогательных функций характеризует особенности функционирования изделия на всех этапах функционального процесса: транспортирования, установки, управления и эксплуатации, обслуживания, ремонта, хранения и утилизации. Например, подготовка пылесосов к работе требует много времени: свертывание шнура, чистка пылесоса, складывание шланга и других принадлежностей пылесоса. Использование одноразовых мешков для сбора пыли значительно сокращает время этих операций.
Универсальность применения характеризует возможность выполнения дополнительных операций товаром, полезных для потребителя. Вспомогательные функции товаров значительно расширяют возможности и повышают удобство использования. К примеру, использование системы оттаивания Ноу фрост значительно экономит время при обслуживании холодильника. Для пылесосов универсальность связан с возможностью мыть ковры и пол, распылять жидкость.
Эргономические свойства товаров. Свойства изделия, обусловливающие удобство и комфорт его потребления в системе «человек-среда-изделие», называются эргономическими. Они направлены на обеспечение удобства эксплуатации изделия, оптимизацию всей психической и физической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта. Эти свойства делятся на следующие группы: антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические, гигиенические, удобство пользования изделием на основных этапах функциональ-ного процесса.
Антропометрические свойства характеризуют соответствие изделия размерам и форме тела человека и отдельных его частей. Единичными антропометрическими свойствами являются размеры и форма изделий (обувь и одежда, мебель).
Физиологические свойства обусловливают соответствие непродовольственных товаров силовым, скоростным и энергетическим возможностям человека. К единичным физиологическим свойствам можно отнести массу и жесткость одежды при деформировании. Особенности пищевой ценности пищевых продуктов (сбалансированность элементов) определяют их физиологические свойства.
Психофизиологические свойства характеризует соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека. Учитываются для теле и радиоаппаратуры, музыкальных инструментов. В этих группах товаров психофизиологические свойства проявляются как функциональные свойства.
Гигиенические свойства - это физические свойства материалов и изде-лий, влияющие на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма человека. Эти свойства наиболее важны для одежных, обувных и строительных материалов. Гигиенические свойства подразделяют на следующие группы: сорбционные свойства (газ); проницаемость (влага); свойства электризуемости; теплозащитные свойства (теплопроводность, теплоемкость); свойства загрязняемости и очищаемости.
Психологические свойства - характеризуют соответствие изделия психологическим особенностям человека. К психологическим свойствам товара относится его соответствие возможностям человека воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, формировать и закреплять навыки при пользовании данным изделием. Эти свойства включают легкость освоения потребителем функциональных возможностей товара, быстроту навыков взаимодей-ствия с товаром (к примеру, навыков управления автомобилем).
Эстетические свойства товаров удовлетворение потребностей человека происходит не только в физической, но и в социальной (общественной) среде. В понятие «социальная среда» входит все, что связано с устройством общества. В социальной среде происходят сложные процессы формирования эстетической ценности предметов потребления, которые проявляются через форму этих предметов.
Эстетические свойства - свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках. Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, технологии производства.
К эстетическим свойствам относят: информационную выразительность; целостность композиции; рациональность формы; совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, то есть степень современности изделия. Это свойство складывается из более простых свойств: знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю. Знаковость - отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например изделия для детей. Оригинальность - своеобразие изделий, выделяющее его среди других аналогичных изделий. Соответствие моде и стилю - важный критерий соответствия изделия эстетическим требованиям.
Целостность композиции характеризует органичную связь элементов изделия, единство частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.
Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами отдельных элементов.
Тектоничность - это отражение в художественной форме взаимосвязи конструкции и материала изделия; прочности и устойчивости.
Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной части формы к другой.
Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала.
В обеспечении целостности композиции важнейшее значение имеет колорит - соотношение всех цветов, используемых в оформлении изделия. Колорит может быть теплым, холодным, спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Одним из элементов колорита является цвет - основное средство художественного оформления.