Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями диких животных нашего леса. Закрепить в словаре обобщающее понятие «дикие животные».
2. Покажи части тела животных (туловище, голову, хвост, рога, копыта и т.д.). Запомни их
названия.
3. Упражнение «Угадай-ка»:Дополни предложения:
Ноги, копыта, рога — у ... (лося). Кисточки на ушах — у ... (белки, рыси). Иголки на теле — у ... (ежа).
4. Рассказать ребенку о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в
норе, берлоге, логове, дупле и т. д.).
5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий):
Медведь (какой) — бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.
Заяц (какой?) — .... Лиса (какая?) — ....
Медведь (что делает?) — переваливается, ревет, спит,....
Лиса (что делает?).... Заяц (что делает?)....
6. Упражнение «Скажи наоборот»:Закончи предложения.
Лось большой, а заяц .... У волка хвост длинный, а у медведя .... Белка слабая, а волк .... Лиса хищное животное, а заяц ....
7. Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром док
тор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных. Упражнение «Кто с кем?»:Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита?
(Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. И т. д.)
8. Упражнение «Назови ласково»:Назови детенышей ласково, как называл их доктор Айболит.
Лисенка доктор называл лисеночком, а лисят — лисятками. Зайчонка доктор называл ..., а зайчат — ....
Лосенка доктор называл ..., а лосят — ....
Медвежонка доктор называл ..., а медвежат — ....
Бельчонка доктор называл ..., а бельчат — ....
Ежонка доктор называл ..., а ежат — ....
Волчонка доктор называл ..., а волчат — ....
9. Маленький бельчонок очень боялся лечиться у доктора Айболита. Он прятался от мамы-белки. Давай поможем белке найти сына. Упражнение «Прятки»:Закончи предложения.
10. Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным. Упражнение «Подскажи словечко»:Ответь на вопросы:
Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? ... {Ежиную.) Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? ... .
Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? ....
Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? ... .
Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? ....
Белке вылечил ухо. Чье ухо вылечил доктор? ....
Зайцу вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор? ....
11. Упражнение «Нелепицы»:Посмотри на картинку. Расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Рассказать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за
ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».
2. Обрати внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у
кого?»:Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.
У коровы — рога,.... У лошади — грива,....
У свиньи — пятачок,.... У собаки — лапы,....
3. Упражнение «Назови ласково»:Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.
Кот — котик, кошка — кошечка, котенок — котеночек.
Пес — ..., собака — ..., щенок — .... Бык — ..., корова — ..., теленок — ....
Козел — ..., коза — ..., козленок — .... Баран — ..., овца — ..., ягненок — ....
4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних
животных (для коров — коровник, для свиней — свинарник и т.д.).
5. Упражнение «Кто как голос подает?»:Закончи предложения.
Корова — мычит.
Кошка — .... Собака — .... Лошадь — .... Свинья — ....
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-действий).
Собака (что делает?) — нюхает, рычит, грызет, охраняет...
Лошадь (что делает?) — .... Свинья (что делает?) — ....
7. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»:Кого нарисовал художник? Чего
не хватает у каждого животного? {У кролика не хватает ушей. И т. д.) Помоги художнику. Дорисуй недостающие части тела.
8. Упражнение «Скажи одним словом»:Закончи предложения:
У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она рогатая.
У кролика нет ушей. Он .... Ты дорисовал уши, и теперь он ....
У кошки нет хвоста. Она .... Ты дорисовал хвост, и теперь она ....
9. У маленького поросенка праздник. Решили домашние животные поздравить его с днем рождения. Посмотри на картинку. Назови животных, которые пришли к поросенку на праздник. Как называются их домики? Соедини каждое животное с его домиком цветной линией-дорожкой. Как ты думаешь, что подарил каждый из гостей поросенку? (Соедини линиями гостей и их подарки).
10. Упражнение «Считай и называй»:К поросенку пришло много гостей. Помоги поросенку посчитать (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их. (К поросенку пришли четыре кошки. И т.д.)
11. Упражнение «Портрет на па
мять»:Решили животные нарисовать
портрет поросенка на память. Обведи поросенка по пунктирным линиям.
Раскрась его.
12. Упражнение «Расскажи-ка»:Со
ставь рассказы о домашних животных по предложенному плану.
Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями домашних
птиц. Рассказать о том, какую пользу птицы приносят. Как человек ухаживает за ними,
чем кормит и где содержит? Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние
птицы».
2. Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв,
хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?
3. Упражнение «Назови правильно»:Назови папу, маму и детеныша каждой птицы.
Петух, курица, цыпленок. Гусь, гусыня, гусенок.
Селезень, утка, утенок. Индюк, индейка, индюшонок.
4. Упражнение «Кто как голос подает?»:Закончи предложения.
Индюк — болбочет.
Курица — .... Петух — .... Утка — .... Гусь — ....
5. Упражнение «Скажи наоборот»:Закончи предложения.
Утка большая, а утенок — .... У гуся шея длинная, а у курицы — ....
Цыпленок молодой, а петух — .... У курицы лапы без перепонок, а у утки — ....
6. Упражнение «Считай и называй»:Таня пришла на птичий двор и увидела там много птиц. Соедини разноцветными линиями птиц одного вида с кружками соответствующего цвета. Помоги Тане сосчитать (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их.
7. Упражнение «Назови ласково»:Назови птиц ласково.
Утенок — утеночек, утята — утятки.
Утка — ..., утки — .... Цыпленок — ..., цыплята — ....
Петух — ..., петухи — .... Курица — ..., куры — ....
8. Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про девочку Таню и продолжи его.
Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего любимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было видно. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул черный хвост Барсика. Таня по-
дошла поближе и обнаружила в траве гнездо с куриными яйцами. Кот Барсик успел выкатить лапой одно яйцо из гнезда...
9. Упражнение «Кто лишний?»:Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), между, за.
10. Упражнение «Расскажи-ка»:Составь рассказы о домашних птицах по предложенному наглядному плану.