Лексическая тема «Домашние животные»

Игра малой подвижности «Мы с друзьями»

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог вместе с детьми становится в круг. Все вместе идут по кругу хороводом под слова педагога:

Мы с друзьями круг за кругом Дружно ходим друг за другом. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!

После слов «Сделаем вот так!» все играющие останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, выполняют какое-либо движение или фигуру (на этапе разучивания игры — с помощью педагога, затем самостоятельно).

«Петушок» — ходьба на месте с высоким подниманием коле­ней и взмахами рук.

«Гуси» — наклоны вперед, руки в стороны-назад, при наклоне произносить звук «ш-ш-ш».

«Цыплята» — присесть на корточки, пальцами рук имитиро­вать клевание корма — постукивание по ботиночкам, произносить «клю-клю-клю».

Лексическая тема «Домашние животные»

Свинки и козлятки Живут в деревне нашей У бабушки Даши. Ржут лошадки - «И-го-го!», Лошадок слышно далеко! Коровки и лошадки, Свинки - «Хрю!» Коровки - «Му!» Что им надо - не пойму! Просто буду их любить - Травой кормить, водой поить.

Комплекс ОРУ «Коровки и лошадки, свинки и козлятки»

«У коровки рожки острые» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки через сторо­ны к голове, показать «рожки». Вернуться в и. п. Дыхание произ­вольное. Повторить 5 раз.

«Ржет лошадка: ,,И-го-го!“» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Наклон вперед, руки за спину, го­лову приподнять, произнести «и-го-го!». Вернуться в и. п. Повто­рить 5 раз.

«Маленькие свинки» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, ладони на колени; сказать «хрю-хрю!». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

«Шаловливые козлятки» И. п.; ноги слегка расставить, руки вниз, 8-10 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

«Подышим свежим воздухом» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повто­рить 3-4 раза.

Подвижная игра «Кролики»

Инвентарь: разноцветные пластмассовые кубики (ребро 5x7 см) - в соответствии с количеством детей, детский стульчик.

На игровой площадке по одной линии на расстоянии 20-25 см друг от друга раскладываются кубики. На противоположной от ку­биков стороне на расстоянии 3-4 м ставится стульчик - это дом сторожа. Роль сторожа исполняет педагог. Дети встают за кубики лицом к педагогу - это кролики в своих клетках. Между клетками кроликов и домом сторожа - луг. Педагог говорит детям: «Кроли­ки сидят в клетках». Малыши присаживаются за кубики на корточ­ки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов:

Кролики, из клеток выбегайте! На лугу зеленом погуляйте! Травку сладкую грызите, Корешки съедобные ищите.

Кролики обходят свои кубики-клетки, выходят на лужок, бега­ют, прыгают. Сторож (через 45-60 сек.) говорит:

Ну-ка, пушистые детки, Поскорее бегите вы в клетки! Прогулка кончается, Клетки закрываются.

Кролики убегают, каждый возвращается в свою клетку, встает за определенный кубик. Затем сторож вновь выпускает кроликов, и игра повторяется.

Примечания. 1. После нескольких повторений на роль сторожа можно назначить ребенка. 2. Следить, чтобы дети-кролики выбе­гали из клеток и возвращались в них обратно только после слов педагога. 3. Напоминать детям, что при беге нельзя толкать друг друга, что нужно быть внимательными друг к другу.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ловишки»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга, где находится педагог. Педагог читает текст стихотворения, показывает движения, которые вслед за ним повторяют дети.

Серые козлята, малые ребята Прыгают, играют и перебегают То лужок, то лесок. Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.
В лесу хворост собирают, Скок да скок, скок да скок. Выполняют наклоны вправо- влево, руки на пояс.
Здесь полянка мягче шелка. Оглянись, оглянись, Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс.
Берегись лихого волка, Берегись, берегись, Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Сладко спят козлятки. Лес шумит, лес поет. Приседают, руки на колени.
Убегают без оглядки – Волк идет, волк идет. Хлопают в ладоши. По окончании текста убегают от волка.

Примечания. 1. Роль волка первоначально выполняет педагог, по мере освоения игры на роль волка назначается ребенок. 2. Дети убегают от волка в определенное место на игровой площадке, ко­торое было обозначено заранее.

Игра малой подвижности «Найди лошадку»

Инвентарь: фигурка лошадки высотой 10-15 см (резиновая или пластмассовая).

Педагог заранее прячет фигурку лошадки на игровой площад­ке. Педагог встает посередине игровой площадки, вокруг него врассыпную встают дети. Педагог говорит:

Раз лошадка - И-го-го! -

Убежала далеко.

Ну-ка, детки, помогите!

Вы лошадку отыщите.

Дети идут искать лошадку. Педагог помогает детям, указывая ориентиры (дерево, песочница, забор и т. д.). Тот ребенок, кото­рый найдет игрушку, приносит ее педагогу. Игра повторяется.

Лексическая тема «Мамин праздник»

Очень маму я люблю, Ей цветочки подарю Разные-разные - Синие и красные. Сегодня праздник - мамин день, Нам маму поздравлять не лень! Будь, мамочка, красивой, Здоровой и счастливой!

Комплекс ОРУ «Очень маму я люблю»

«Нам в праздник весело» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки через сторо­ны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», руки за спину. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

«Очень маму я люблю» И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны. Обхватить плечи обеими руками, сказать «люблю». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

«Подарю цветочки маме» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, сказать «дарю». Вернуться в и. п., выпрямиться, по­тянуться. Повторить 4-5 раз.

«Солнечные зайчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 8-10 подпрыгива­ний с хлопками. Дыхание произвольное. Повторить 2-3 раза, че­редуя с ходьбой. Заканчивая упражнение, продлить ходьбу.

«Весенний ветерок» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом, вернуться в и. п., на выдохе произнести «у-у-ух!» Повто­рить 3-4 раза.

Подвижная игра «Найди платок»

Инвентарь: 3 прута (высота 1 м); 3 платка (25x25 см) зелено­го, желтого и красного цветов; по 5 платочков (15x15 см) зелено­го, желтого и красного цветов.

На игровой площадке по вершинам равностороннего треуголь­ника (сторона 1-2 м) в землю втыкаются прутья с привязанными к ним платками (к каждому пруту привязывается один платок). Педагог делит детей на 3 команды и детям каждой из команд дает в руки платочки (зеленого, желтого или красного цвета). Каждая команда встает за прутом, к которому привязан платок такого же цвета. Педагог произносит слова:

Дети, вы гулять идите Да платочки берегите! Вечером домой придете, Платочки мамам принесете! Маме от сына или дочки Подарим платочки! Будем мы пока играть, Бегать, прыгать и скакать!

После слов педагога «бегать, прыгать и скакать!» дети расхо­дятся по всей игровой площадке, бегают, прыгают. По сигналу педагога «найди платок» дети возвращаются обратно, находят прут с платком такого же цвета, как и платочек у них в руках.

Примечания. 1. Педагог следит, чтобы дети становились после бега за прутами соответствующего цвета. Если необходимо, ука­зывает детям на их ошибки, помогает исправить их. 2. По мере усвоения правил игры можно менять пруты с платками местами. 3. Также можно менять платочки между командами детей. 4. Вни­мательно следить, чтобы дети при беге не толкались, уступали дорогу бегущему навстречу ребенку.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Эй, лошадка!»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, он читает текст стихотво­рения, показывает движения. Дети выполняют движения вместе с педагогом, стараются повторить текст.

- Эй, лошадка! - И-го-го! Стучат кулачками друг о друга.  
- Но, лошадка, Но, но! Руки согнуты в локтях, кулачки сжаты. Выполняют руками по­ступательные движения вперед- назад.
- Скок, лошадка! Скок, скок! Выполняют прыжки на двух ногах к центру круга, руки на пояс.
- Цок, копытца! Цок, цок! Выполняют прыжки на двух ногах в обратном направлении.
Выше ножки! Топ, топ! Веселее! Гоп, гоп! Топают ногами, выполняя одновременно взмахи руками.
Колокольчик Дон, дон. Громче, громче Звон, звон. Выполняют наклоны влево-вправо, руки полочкой перед грудью.
- Гоп, лошадка! Гоп, гоп! Выполняют «пружинку», руки на пояс.
- Тпру-у, лошадка! Стоп, стоп! Хлопают в ладоши.  

Игра малой подвижности «Весенние цветочки»

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. По команде педагога дети начинают двигаться хороводом по кругу под чтение педагогом стихотворения:

Подул весенний ветерочек, Раскрыл он нежные цветочки. Цветочки ото сна проснулись И прямо к солнцу потянулись.

Останавливаются, кружатся на месте под слова педагога:

И в танце легком закружились, Потом листочки опустились. Присаживаются, руки вниз, голову к коленям.
Цветочкам спать уже пора. У нас закончилась игра.

Лексическая тема «Домашние животные» (продолжение)

У нашей Мурки есть котята - Пушистые, веселые ребята. Прыгают, играют И молочко лакают. Очень любят детки котяток - Пушистых, веселых, игривых ребяток.

Комплекс ОРУ «Котята»

«Мягкие лапки» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину, сжать в кулачки. Руки вперед - «мягкие лапки»; разжать кулачки, пошевелить паль­цами - «а в лапках - царапки». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

«Котята катают мячики» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Наклон вперед; выполнить 3-4 взмаха руками вперед-назад, слегка пружиня колени. Вер­нуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

«Где же хвостики?» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Выполнять наклоны вправо и влево. Дыхание произвольное. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

«Котята-попрыгунчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 2-3 «пружинки», 6-8 подпрыгиваний, 8-10 шагов. Дыхание произвольное. По­вторить 3 раза.

«Носики дышат» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ды-ы-шат». Пов­торить 3-4 раза.

Подвижная игра «Кот Васька»

Инвентарь: маска кота.

На игровой площадке цветной водой, шнуром или чертой на земле обозначается линия длиной 3,5-4 м. За нее встают дети. Ребенок, выбранный педагогом на роль кота, в маске ходит перед детьми на носочках, оглядывается то влево, то вправо, «мяукает». Педагог в это время говорит:

Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Ходит Васька стороной В теплой шубе меховой.

Ребенок-кот убегает в сторонку, садится на корточки, «засыпа­ет». Педагог произносит:

Тише, дети, Васька спит, Даже хвостик не дрожит. Тихо к Ваське подойдем, (дети подходят на цыпочках к коту), Ему песенку споем: Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

«Кот» просыпается, поднимается, потягивается. Педагог го­ворит:

Васька глазки открывает И детишек догоняет!

Водящий догоняет детей, они убегают от него за черту, в свой дом.

Примечания. 1. Сначала роль кота исполняет педагог, затем после нескольких повторений игры на эту роль выбирается ребе­нок. 2. Следить, чтобы при беге дети были внимательными друг к другу, не толкались, не пересекали дорогу рядом бегущему ре­бенку.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Котенок-шалун»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга, где находится педа­гог. Педагог читает текст стихотворения, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Котенок мамочку зовет: Мяу-мяу, мяу-мяу. Выполняют наклоны влево-вправо, руки к плечам.
Он не напился молока: Мало-мало, мало-мало. Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Покормит мама молочком: Мур-мур-мур, мур-мур-мур. Выполняют 2-4 наклона вперед, руки вперед - в стороны.
Свернется маленьким клубком: Ур-ур-ур, ур-ур-ур. Приседают, руки вниз, голову наклоняют к коленям
Потом с клубочком поиграет. Цап-цап-цап, цап-цап-цап. Выполняют повороты влево-вправо, руки на пояс.
И нитку быстро размотает. Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно.

Игровое упражнение «Котенок»

Инвентарь: гибкий прут длиной 1-1,5 м. К концу прута при­вязана нитка или шнур длиной 0,5 м. К концу нитки привязан бантик (ширина 5-7 см, длина 12-15 см) из материала (кожзаме­нителя, картона и т. д.).

Педагог объясняет детям, что все они - шаловливые котят­ки, которые очень любят бегать, прыгать, играть. Малыши, как котята, подпрыгивают и пытаются достать бантик, который пе­дагог держит на 10-15 см выше поднятых рук детей. Через 45-60 сек. детям предлагается отдохнуть, походить по площад­ке непродолжительное время – 20-25 секунд. Затем игра по­вторяется вновь.

Лексическая тема «Дикие птицы»

К детям гуленьки прилетели, Детям гуленьки песню спели: - Детки малые, не шалите, Детки малые, подходите. Вокруг нас в кружок вставайте, В кругу место занимайте. Будем вокруг вас летать, Будем с вами мы играть.

Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки»

«Гуленьки греют крылышки на солнышке» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; по­ворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.

«Летают гули-гуленьки» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, дру­гая - назад, слегка пружиня колени; после 3-4-х движений рук - отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3-4 раза.

«Гуленьки клюют крошки» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыха­ние произвольное. Повторить 5 раз.

« Скачут - пляшут гуленьки» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6-8 движений. Дыхание произвольное.

«Улетели гуленьки» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повто­рить 3-4 раза.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3-4 круга (диаметр кругов 1-1,3 м) - это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог нахо­дится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички - Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов - вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присажи­ваются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коле­ням, - клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:

Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите!

Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.

Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторе­нии игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо до­зировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга.

Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, Раз-два, раз-два! Выполняют взмахи руками.
Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.
Маленькие птички, Раз-два, раз-два! Выполняют взмахи руками.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.
Маленькие птички, Раз-два, раз-два! Выполняют взмахи руками.  
Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.
Маленькие птички, Раз-два, раз-два! Выполняют взмахи руками.  
Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой пло­щадке.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:

Ой, люли, люли, люленьки! Прилетели к нам гуленьки, Прилетели гуленьки. Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произ­носит:

Они стали ворковать, Ване спать не давать. Ой, вы, гули, не воркуйте, Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит:

Перва гуля говорит: «Надо кашкой накормить». Дети имитируют еду ложкой.  
А вторая говорит: «Ване спать надо велеть». Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.
А третья гуля говорит: «Погулять надо сходить». Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.

Лексическая тема «Дикие птицы» (продолжение)

Воробышки- пташки, Серые рубашки, Маленькие лапки, Глазки как булавки - Чик-чирик, чик-чирик, - Раздается громкий крик. Ай, улетели, На деревья сели.

Комплекс ОРУ «Воробышки»

«Воробышки машут крылышками» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, пома­хать ими вверх-вниз - «крылья машут»; опустить руки вниз. Вер­нуться в и. п. Опускать руки медленно и говорить «чик-чирик». Повторить 5 раз.

«Хлопают крылышки» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, хлопнуть по коленям, сказать «хлоп», выпрямиться, посмотреть вверх, потя­нуться. Вернуться в и. п. Повторить 4- 5 раз.

«Воробышки пьют водичку» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, ладони на колени; опустить и приподнять голову - «глотают воду»; выпря­миться - «вкусная»; встать. Вернуться в и. п. Приседать и хорошо выпрямляться. Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.

«Помашем и попрыгаем, как воробышки» И. п.: ноги вместе, руки вниз. Руки в стороны; помахать; опус­тить; 4-6 подпрыгиваний; ходьба – 6-8 шагов на месте. Вер­нуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

«Клю-клю» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «клю-клю». Повто­рить 3-4 раза.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь: маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами на земле обозначаются 2 линии длиной 3,5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнез­дышках. Педагог произносит:

Вылетайте из гнездышек, воробышки! Поклюйте зернышек, воробышки! Быстро летайте, Крыльями махайте! Раз-два, раз-два, Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воро­бышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка от­водит к себе в дом.

Игра повторяется.

Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторе­ний игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противопо­ложную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Веселый воробей»

Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором рас­стоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, пока­зывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Воробей с березы На дорогу прыг! Прыгают на двух ногах, руки вниз.  
Больше нет мороза - Чик-чирик! Хлопают в ладоши.
Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, Выполняют наклоны влево-вправо, руки на пояс.
И не зябнут лапки - Скок-скок-скок! Прыгают на двух ногах, руки вниз.  
Высохнут овражки - Прыг, прыг, прыг! Хлопают в ладоши.
Вылезут букашки - Чик-чирик! Выполняют «пружинку» руки на пояс.

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см).

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него.

Педагог говорит:

Скачет шустрый воробей Все быстрей, быстрей, быстрей! Крошки хлеба поклевал, Над землею полетал, На березе посидел. Кыш!.. Куда-то улетел! Вас прошу, мои друзья, Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Игра повторяется.

Лексическая тема «Дикие животные»

Зайчики и белочки, Мальчики и девочки, Стройтесь дружно по порядку, Начинаем мы зарядку! Носик вверх — это раз, Хвостик вниз — это два, Лапки шире — три, четыре. Прыгнем выше — это пять. Все умеем выполнять!

Комплекс ОРУ «Зайчики и белочки»

«Одна лапка, другая» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Одну руку впе­ред, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

«Крепкие лапки» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед; ладони на коле­ни, сказать «крепкие», смотреть вперед; руки на пояс. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

«Веселые белочки» И. п.: ноги врозь, руки полочкой перед грудью. Выполнить по два наклона вправо и влево. Вернуться в и. п. Дыхание произволь­ное. Повторить по 3 раза.

«Шаловливые зайчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов. Прыгать легко, мягко: Дыхание произвольное. Пов­торить 2-3 раза.

«Мы - молодцы» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п. На выдохе произнести «мо-лод-цы». Пов­торить 3-4 раза.

Подвижная игра «У медведя во бору»

На площадке для игры обозначается (мелом, шнуром, куби­ками) линия длиной 3,-4 м, за которую встают дети. Напротив детей на расстоянии 3-4 м находится берлога, в которой спит медведь. Берлога медведя обозначается кружком или обручем. Педагог объясняет детям, что все они - грибники, которые при­шли в лес с корзинами за грибами. Педагог говорит:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл На печи застыл!

Во время произнесения педагогом текста дети маленькими ша­гами, на цыпочках идут в сторону спящего медведя, имитируют собирание грибов и ягод - наклоняются за ними, делают вид, что срывают их и складывают в корзинки.

Когда педагог произнесет последние слова, медведь, до сих пор дремавший в берлоге, начинает ворочаться, потягиваться и не­охотно выходить из берлоги. Неожиданно медведь бежит за игра­ющими и старается кого-то поймать. Дети убегают от медведя за линию.

Примечания. 1. Медведем выбирается наиболее активный ре­бенок, ему можно надеть на голову маску. 2. Медведь не пятнает детей, успевших перебежать через линию. 3. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. 3. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бе­жать в свой дом, за линию, а немного подразнить его.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Заинька, попляши!»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог медленно читает текст песенки, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Заинька, выйди в сад, Беленький, выйди в сад. Повороты влево-вправо, руки на пояс.
Вот так, вот так Выйди в сад. (2 раза) Хлопают в ладоши.
Заинька, топни ножкой, Беленький, топни ножкой. Топают одной (правой или левой) ногой, руки на пояс.
Вот так, вот так Топни ножкой. (2 раза) Хлопают в ладоши.
Заинька, покружись, Беленький, покружись. Кружатся на месте, руки в стороны - вниз.  
Вот так, вот так Покружись. (2 раза) Хлопают в ладоши.
Заинька, попляши, Беленький, попляши. Выставляют попеременно вперед правую и левую ногу, руки на пояс.
Вот так, вот так Попляши! Твои ножки хороши! Выполняют «пружинку», одновременно хлопают в ладоши.

Игра малой подвижности «Маленькие зайки»

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает в круг вместе с детьми. Под чтение педагогом стихотворения дети хоро­водом идут по кругу:

Как-то маленькие зайки Днем гуляли по лужайке. Вдруг мелькнула чья-то тень, Зайки спрятались за пень.

Дети идут хороводом в другую сторону:

Может, это — серый волк? Он зубами щелк да щелк! Вдруг сидит он за кустом, Серый волк с большим хвостом? Зайки волка испугались, Прыг — из леса ускакали.

После последней фразы дети ставят руки на пояс, прыгают на двух ногах к центру круга, останавливаются там, приседают на корточки, показывают ушки (ставят ладони перпендикулярно ма­кушке), шевелят ими вперед-назад.

Лексическая тема «Дикие животные» (продолжение)

Я - хозяин леса строгий, Мишка бурый, мохноногий. Летом ем малину, мед, А когда зима придет, Я ложусь в берлогу спать На еловую кровать. Я добрый мишка косолапый, Я никого не трону лапой. Люблю я всех зверей в лесу: Волков, зайчат, лосей, бельчат И даже хитрую лису!

Комплекс ОРУ «Я - хозяин леса строгий»

«Весна наступила, медведя разбудила» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки через стороны вверх; подняться на носки, потянуться вверх. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

«Мишка делает зарядку» И. п.: ноги врозь, руки за спину. Поворот вправо, сказать «право», руки в стороны. Вернуться в и. п. То же влево. Ноги не сдвигать, смотреть в сторону поворота. Повторить по 3 раза.

«Мишка ищет мед» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмах руками вперед-назад, слегка пружиня колени. При взмахе говорить «ищу». После 4-6 движе­ний отдых 4-5 сек. Повторить 3 -4 раза.

«Мишка спасается от пчел» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 8-10 прыжков в произвольном направлении; 8-10 шагов на месте. Дыхание про­извольное. Повторить 2-3 раза.

«Пора отдохнуть» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «о-о-ох». Повто­рить 3-4 раза.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

На игровой площадке обозначается дом зайцев - линией, чер­той, шнуром. Дети встают за линию на некотором расстоянии друг от друга. В стороне на расстоянии 3-3,5 м от зайцев находится волк. Звучат слова педагога:

Зайки скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идет ли волк?

Зайцы выбегают на полянку, прыгают, «щиплют» травку, рез­вятся. Через 30-45 секунд педагог говорит:

Торопитесь, зайки! Убегайте вы с лужайки! Волк идет сюда, беда, Разбегайтесь кто куда!

После последних слов педагога зайки убегают от волка в свой дом, волк пытается зайцев поймать.

Примечания, 1. Первое время роль волка выполняет педагог, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убе­жать и спрятаться в домике. Затем можно предложить выпол­нять роль волка детям по желанию. 2. Следить за тем, чтобы дети выполняли действия игры только после сигналов педагога.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ежик»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в круг, в центре которого стоит пе­дагог. Он читает текст стихотворения, показывает движения, ко­торые вслед за ним повторяют дети.

Как-то мы в лесу гуляли. И ежа мы повстречали Шагают на месте, энергично взмахивая руками.
На полянке, на лесной, Под пушистою сосной Выполняют наклоны влево-вправо, руки на пояс.
Он сидел с ежатами, Малыми ребятами. Хлопают в ладоши.
На его спине иголки, Как хвоиночки у елки. Выполняют два наклона вперед, при наклоне руки назад-вверх.
Ты не бойся, ежик, нас, Мы подружимся сейчас. Выполняют повороты влево-вправо, руки на пояс.
Будем вместе мы играть, Песни петь и танцевать. Выполняют «пружинку», руки к плечам.
Вышел ежик из-под елки, Распушил свои иголки. Хлопают в ладоши
Вместе с нами стал играть, Песни петь и танцевать! Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.

Игра малой подвижности «Ты медведя не буди»

Дети встают в круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. Дети хороводом идут по кругу вместе с педагогом под слова стихотворения:

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом под слова:

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег.

Идут все вместе к центру круга под слова:

А под елкой спит медведь.

Тише, тише! Не буди,

Сядь на место, не шуми!

На слова «сядь на место, не шуми» дети присаживаются на корточки.

Лексическая тема «Транспорт»

Бумажный легкий самолет Сейчас отправится в полет. На крыльях звездочки блестят, В кабине огоньки горят. Его мы сами сделали Из бумаги белой, Его мы в небо запускаем. Высоко самолет летает!

Комплекс ОРУ «Самолеты»

«Крепкие крылья самолета» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны; сде­лать несколько подниманий и опусканий; опуская, сказать «креп­кие». Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.

«Заводим мотор самолета» И. п.: ноги врозь, кулачки у плеч. Поворот вправо; руки вперед, показать кулачки; повращать обоими кулачками в произвольных направлениях, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сто­рону. Повторить по 3 раза.

«Самолет взлетает высоко» И. п.: ноги слегка расставить, колени обхватить руками, голову наклонить к коленям. Встать, выпрямиться; подняться на носки; руки вверх, сказать «высоко». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

«Прыгаем, играем, как самолеты мы летаем» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки в стороны; помахать. Вернуться в и. п. 4-6 подпрыгиваний, 4-6 шагов. Повторить 3 раза. Дыхание произвольное.

«Самолеты на посадку» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., выдох через рот. Повторить 3-4 раза.

Подвижная игра «Поезд»

Педагог зрительными ориентирами (кегли, кубики и т. п.) обо­значает площадку для игры размером 5x5 м. Дети строятся в ко­лонну по одной стороне площадки. Первый ребенок, стоящий в колонне, - паровоз, остальные дети - вагоны. Педагог находится в центре игровой площадки, он говорит:

Тихо едет паровоз. Нас он далеко повез. Слышим мы со всех сторон Стук колес и рельсов звон. Дети начинают шагом двигаться вперед (без сцепления, не дер­жась за пояс стоящего впереди игрока).
Поезд едет побыстрее, Деткам станет веселее! Дети переходят на быструю ходьбу.
Поезд едет, поезд мчит, Он колесами стучит. Чух-чух-чух, чух-чух-чух, Мчится поезд во весь дух. Дети переходят на бег, бегут по краю игровой площадки друг за другом.  

«Поезд подъезжает к станции», - говорит педагог. Все игра­ющие постепенно замедляют шаг и останавливаются. После остановки рекомендуется сделать дыхательное упражнение (и. п.: ноги врозь, руки вниз; руки в стороны, подняться на носки, вдох носом; вернуться в и. п., выдох ртом).

Педагог вновь подает сигнал «тихо едет паровоз...», игра повторяется.

Примечания. 1. Педагог во время игры регулирует темп и про­должительность движения детей. 2. По мере освоения детьми игры, вводится усложнение - когда поезд по сигналу педагога сделает остановку, играющие идут гулять: собирают шишки, ягоды, гри­бы... Услышав команду: «Дети, торопитесь, В вагончики садитесь» - дети бегут в заранее указанное педагогом место (к одной из сторон игровой площадки) и строятся в колонну. 3. В начале изу­чения игры дети могут строиться в любом порядке, по мере освоения игры следует приучать запоминать свое место в колонне - (находить свой вагончик).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы - шоферы»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним, медленно читает текст.

Наши рекомендации