Тест 4. Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя»
Методика, разработанная В. В. Бойко, представлена в несколько модифицированном виде, чтобы можно было судить о степени накапливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне.
Инструкция. Прочтите предлагаемые положения и выразите свое отношение к ним. Если вы согласны с положением, поставьте рядом с его номером знак «+», если не согласны, то знак «-».
Текст опросника
1. В последнее время вы почти всегда находитесь в состоянии мобилизации для отражения угрозы, неприятностей, несправедливости, но тем не менее держите себя в руках.
2. Вы часто испытываете недовольство, гнев, разочарование и стараетесь не показывать свои переживания.
3. Вас огорчают обстоятельства в семье, на работе или отношения с друзьями, и вы носите в себе эти впечатления.
4. Вам приходится скрывать антипатию, неприязнь к кому-либо из тех, с кем часто общаетесь.
5. Критику в своей адрес обычно долго помните.
6. Вы часто ругаете себя или злитесь на себя за то, что допустили ошибку, не смогли что-то сделать хорошо или вовремя.
7. Вы завидуете тем, кто лучше живет или достиг больше вас в работе или семейной жизни.
8. Вы часто сдерживаете себя, чтобы не сказать все, что думаете о непосредственно окружающих вас людях (родных, близких, друзьях, коллегах).
9. Вы почему-то не можете или не хотите открыто радоваться хорошим людям, приятным встречам, событиям.
10. Вы не можете или стесняетесь заплакать в тех случаях, когда другие это обычно делают.
11. Вам не к кому обратиться или не хочется жаловаться на свою усталость от жизни.
12. Вы не решаетесь публично высказывать свое мнение.
13. Вы обычно боитесь сделать решительный шаг, «промахнуться» в жизни.
14. Вы чувствуете себя одиноким человеком, вам не с кем поговорить, поделиться сокровенными мыслями.
15. Вы часто чувствуете себя неловко в новой обстановке или вам трудно вступать в контакты с малознакомыми людьми.
16. Вы чаще всего недовольны собой или своей работой.
17. Вас беспокоит собственное здоровье или здоровье близких, но вы об этом ни с кем не говорите.
18. Вы обычно чувствуете себя скованно, напряженно.
Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый набирает 14-18 баллов, то у него имеется большая скрытая эмоциональная напряженность. Сумма, меньшая 6 баллов, свидетельствует о слабой напряженности или ее отсутствии.
Тест 5. Опросник НПН (признаки нервно-психического напряжения).Опросник разработан Т. А. Немчиным.
Инструкция. Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.
Фамилия, имя, отчество_____
Пол______________
Возраст______________
Профессия, род занятий_____
Характер ситуации (указывается экспериментатором после заполнения опросника)________
Отметка_____________________
Характер признака ____________
1. Наличие физического дискомфорта:___________________________
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе
в) наличие многих и разнообразных неприятных ощущений, серьезно мешающих работе
2. Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей
б) болевые ощущения появляются лишь иногда, быстро исчезают, не мешают работе
в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно мешающие работе
3. Температурные ощущения:
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении
температуры тела
б) ощущение тепла, повышения температуры тела
в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба
4. Состояние мышечного тонуса:
а) обычный, неизмененный мышечный тонус
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения
в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, глаз, губ
5. Координация движений:
а) обычная, неизмененная координация движений
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированное™ движений во время работы, письма
в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности
6. Двигательная активность:
а) обычная, неизмененная двигательная активность
б) повышение двигательной активности, увеличение
скорости и энергичности движений
в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела
7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца
б) ощущение усиления сердечной деятельности,
не привлекающее внимания и не мешающее работе
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца
8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе
б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работать ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе»
в) выраженные неприятные ощущения в области живота — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды
9. Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе
в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»
10. Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений
б) умеренная активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (потерпеть)
в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться
11. Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений
б) умеренное усиление потоотделения
в) появление обильного «холодного, проливного» пота
12. Состояние слизистой оболочки полости рта:
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) умеренное увеличение слюноотделения
в) ощущение сухости во рту
13. Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи
б) покраснение кожи лица, рук, шеи
в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка
14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность
б) умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях
15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений
б) повышение уверенности в себе, уверенность в успехе
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала
16. Настроение:
а) обычное, неизмененное настроение
б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой
в) снижение настроения, чувство подавленности
17. Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон
б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания
18. Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций
б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта», положительно окрашенной «злости»
в) чувство страха, паники, отчаяния
19. Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей
20. Особенности речи:
а) обычная, неизмененная речь
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)
в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос
21. Общая оценка психического состояния:
а) обычное, неизмененное состояние
б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус
в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса
22. Особенности памяти:
а) обычная, не измененная память
б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент
в) ухудшение памяти
23. Особенности внимания:
а) обычное внимание бел каких-либо изменений
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость
24. Сообразительность:
а) обычная сообразительность без каких-либо изменений
б) повышение сообразительности, высокая находчивость
в) растерянность, ухудшение сообразительности
25. Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность
б) повышение умственной работоспособности
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость
26. Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием
б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания
в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое самочувствие, мешающее работе
27. Степень распространенности (генерализованности) признаков напряжения:
а) единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания
б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешности деятельности
в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе
28. Частота возникновения состояния напряжения:
а) напряжение возникает чрезвычайно редко
б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций
в) напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин
29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:
а) напряжение продолжается очень короткий срок: не более нескольких минут и исчезает до того, как миновала сложная ситуация
б) напряжение продолжается в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы
в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации
30. Общая оценка степени выраженности напряжения:
а) полное отсутствие либо весьма слабое напряжение
б) умеренно выраженное напряжение
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение
Общая сумма баллов:
Обработка данных. После заполнения испытуемым правой части бланка производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта а), начисляется 1 балл, за этот же знак, поставленный против подпункта б), — 2 балла и против подпункта в) — 3 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, может быть равно 90, и в таком случае следует считать, что у него имеет место резко выраженное нервно-психическое напряжение. Минимальное количество баллов — 30, что соответствует отсутствию нервно-психического напряжения.
5.Подведение итогов: самоанализ студентов собственной деятельности, подведение итогов занятия преподавателем.
Литература:
1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с.
2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 412 с.
3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.
5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности : Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. – СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с.
6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.
Семинарское занятие 8