Творческая деятельность
Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, происхождение которого не осознается. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Например, хороший слух, красивый голос певца, способность быстро бегать, особенности памяти. Очень важно еще в детстве отметить эти задатки и развивать способности в нужном направлении.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности. Способности человека могут проявиться только в его деятельности. Не у всех людей одинаковые способности. Одни склонны к естественно-научным дисциплинам, другие – к гуманитарным.
Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в ходе деятельности.
Трудовая деятельность.Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель — создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.
Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.
Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.
В-третьих, трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это, прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда.
В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.
В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.
5. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности
Самопознание невозможно без познания, а познание начинается с познания окружающего мира.
Самопознание – процесс, когда человек оценивает самого себя, свои знания, возможности, как бы наблюдая за самим собой со стороны. Оно способствует самоопределению личности, выбору своей жизненной позиции, целей и средств самореализации. Самопознание способствует расширению границ собственных возможностей человека, постановке целей, адекватных индивидуальным особенностям.
Ответственность – выражает способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за действия и поступки, добровольно выполнять какие-либо требования. Виды ответственности:
Ø гражданская
Ø правовая
Ø индивидуальная
Ø коллективная
Ø совесть (это эпическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, к самостоятельному формированию для себя нравственных обязанностей).
Свобода личности является основой социального и правового положения человека в обществе. Формы проявления:
1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ.
2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права.
3) Свобода – как деятельностная характеристика личности. Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру.
«Свобода» носит социальный, конкретно-исторический характер. Свобода–познанная необходимость. Свободы и права граждан закреплены документально во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, принятой ООН.В 1966 году–документы об экономических, социальных и культурных правах. Поведение человека должно соответствовать нормам права и морали.
6. Мировоззрение и его виды
Самое простое определение мировоззрения– это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Для того, чтобы составить план по теме «Мировоззрение» и в целом успешно отвечать на вопросы по этой теме, надо знать несколько простых вещей:
1. Структура мировоззрения (это понадобится для грамотно составленного плана):
А) знания
Б) духовные ценности
В) убеждения
Г) Идеи
2. Типы мировоззрения: обыденное (житейское), религиозное, научное.
2.1. Обыденное (житейское) мировоззрение связано с повседневной жизнью людей, опирается на жизненный опыт. Например, весомая часть примет связана с обыденным мировоззрением. Ласточки летают низко – к дождю, чёрная кошка перешла дорогу – к несчастью, что-то там зацветает – к теплу и так далее. Типичной ошибкой на ЕГЭ является утверждение о том, что оно всегда нелогично, это не так. Оно также может быть логично. Поэтому уделяйте большое внимание слову «всегда».
2.2. Религиозное мировоззрение связано с верой в бога, есть сверхъестественное начало, основано на Священных книгах. Оно тоже не всегда логично. Оно недоказуемо, поэтому мы и используем слово «вера». Большой плюс данного мировоззрения – много внимания уделяется внутреннему миру человека.
2.3. Научное. Основано на науке, а это означает, что оно системно, доказуемо, перепроверяемо, логично, непротиворечиво, ничего не принимается на веру, постоянно находится в движении, теоретически осмысливает результаты научной деятельности. Считается, что отрицательным моментом в данном мировоззрении является недостаточное внимание к внутреннему миру человека, к духовности.
3. Виды мировоззрения по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое (этот пункт нужен для красоты плана (задание 28), в первой части это не встречается).
4. Функции мировоззрения (роль):
4.1. Даёт смысл жизни
4.2. указывает на истинные ценности жизни (чтобы шокировать проверяющего используйте слово аксиологическая функция, но если вы не можете запомнить это слово, тогда пишите как есть).
4.3. социальная - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе.
4.4. воспитательная - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.
7. Особенности межличностных отношений
Межличностные отношения характеризуют взаимосвязи отдельных личностей и могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными.
Система взаимосвязей:
Взаимодействие – согласованность действий;
Взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;
Взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств.
Самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства – деловые, личные, приятельские.
Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Более высокий уровень отношений характеризуется словом «дружба». Наиболее часто чувства выражают симпатию, и противоположность ей – антипатию. В процессе межличностных отношений люди не просто обращаются, а оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений.
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникации бывают следующих видов:
Ø Материальная – обмен материальными ресурсами;
Ø Духовная–обмен культурными ценностями;
Ø Информационная – обмен деловой информацией.
В структуре общения и коммуникации выделяют:
Ø субъект–тот, кто является инициатором общения;
Ø предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)
Ø средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека
Ø дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).
Функции общения:
1) обмен информацией и материальными ресурсами;
2) передача опыта;
3) координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
4) удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
5) социализация–становление человека как личности.
Таким образом, общение с другими людьми представляет собой необходимое условие становления полноценной личности человека.