Проведение словесно-логических игр. Логопед. Пришло время вспомнить игру «Паутинка»

Логопед. Пришло время вспомнить игру «Паутинка».

Логопед выставляет на доску изображение любого животного, ко­торое присутствует на сюжетной картине. Дети должны установить, как связано это животное с другими предметами, изображенными на картине. Например, первый ребенок выходит к доске и начина­ет: «Это заяц. Заяц сидит рядом с берлогой» (первое звено пау­тинки). Второй ребенок продолжает: «Заяц линяет» (второе звено паутинки). Третий ребенок говорит: «Заяц любит грызть кору де­ревьев» (третье звено). И т.д.

Можно провести соревнование между детьми по рядам, предло­жив каждому ряду составить свои паутинки. Выигрывает ряд, соста­вивший самую длинную паутинку из ответов.

Для игры можно использовать магнитно-маркерную доску и мар­керы или обычную школьную доску и мел. Дети дают ответы на вопросы, а логопед маркером или мелом схематично зарисовыва­ет на доске обнаруженные детьми связи между предметами.

Физкультминутка (развитие мимических и пантоми­мических движений и релаксация).

Логопед. А теперь представьте, что мы входим в карти­ну. Давайте пройдемся по дорожке, усыпанной осенними листьями. Какие звуки мы можем слышать в холодном осеннем лесу? Какие запахи мы можем почувствовать?

Дотроньтесь до деревьев. Почувствуйте, какая шер­шавая у них кора. Дотроньтесь до еловой ветки. Какая она?

Давайте попробуем изобразить диких животных леса. Покажите: осторожного зайчика; хитрую лисицу; шуст­рую белочку; неуклюжего медведя... (Дети отвечают на вопросы логопеда и показывают движения животных.) Пора нам возвращаться.

Составление рассказов от имени диких животных леса и коллективного рассказа-описания сюжетной многофигурной картины.

Логопед. Давайте представим, что вы превращаетесь в какое-либо дикое животное. Расскажите нам, как жи­вется этому животному в лесу. Что его окружает и чем оно питается; какие у него особенности? Кого это животное бо­ится? Как оно подготовилось к зиме?

Желающие по очереди выходят к доске и составляют рассказ от имени выбранного дикого животного. Логопед и дети внима­тельно слушают рассказы. Логопед благодарит детей и вручает каждому рассказчику специальную фишку. За составление полно­го «красивого» предложения, сравнения или использование в речи поговорки или пословицы дети могут заработать призовую фишку.

Логопед. Спасибо нашим гостям — диким животным леса — за чудесные рассказы. Давайте теперь составим об­щий рассказ по нашей сюжетной картине.

За каждое составленное предложение вы также получи­те специальные и призовые фишки.

Придумайте название рассказу. Вы уже знаете, что в лю­бом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ вы будете с опорой на рисуночный план. (Логопед предварительно рисует маркерами пункты рисуночного плана на магнитно-маркерной доске.)

Проведение словесно-логических игр. Логопед. Пришло время вспомнить игру «Паутинка» - student2.ru

Проведение словесно-логических игр. Логопед. Пришло время вспомнить игру «Паутинка» - student2.ru

Логопед по очереди вызывает к доске желающих. Дети составляют предложения по каждому пункту плана. Остальные дети слушают составленные рассказы, вносят необходимые дополнения.

III. Подведение итогов занятия

Логопед благодарит детей за работу на занятии. Произ­водит подсчет фишек и выделяет наиболее активных рас­сказчиков. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 10.«Как подружились лесные животные»

Цель: Придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Дикие животные леса»;учить детей придумывать фантастические истории (сказки) по опорным предметным картинкам;

— развивать словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание детей;

— стимулировать положительные эмоции детей;

— воспитывать бережное, заботливое отношение к ди­ким животным леса.

Оборудование: предметные картинки: лиса, заяц, белка, еж, гриб, пень, шишка, чаща леса (иллюстрации 37-44), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед спрашивает детей о том, какое сейчас время года и по каким приметам это можно определить. После этого предлагает детям вспомнить, семьи каких диких жи­вотных живут в лесу, и поиграть в игру с мягким мячом.

Игра с мячом «Кто у кого?» Дети стоят в кругу, логопед в центре. Логопед просит детей назвать детенышей диких животных леса. Логопед задает вопрос и бросает мягкий мяч кому-то из детей, например: «Кто у волчицы?» Ребенок ловит мяч, называет детенышей этого животного и возвра­щает мяч логопеду, например: «У волчицы волчата».

После этого логопед проводит игру по-другому. Спраши­вает: «У кого волчата?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Волчата у волчицы».

Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть внимательными.

II. Основная часть занятия

Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами снова от­правимся в осенний лес и попробуем придумать веселую сказ­ку о том, как подружились друг с другом лесные обитатели.

Логопед в произвольном порядке выставляет на доску предмет­ные картинки: заяц, лиса, пень, белка, еж, гриб, чаща леса.

Логопед. Рассмотрите картинки и назовите изображен­ные на них предметы. Разделите картинки на две группы и дайте название каждой. (Дикие животные и неживые предметы.) Какими качествами наделяют в народных сказках диких животных леса? (Например, лиса хитрая, ловкая, смелая, предприимчивая; заяц тихий, трусливый, робкий и т.д.) Какие свойства и качества имеют неживые предметы? (Ответы детей.)

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать. По ходу стихотворения дети вы­полняют соответствующие дви­жения.

Логопед. А теперь мы с вами начнем сочинять нашу об­щую веселую сказку. Запомните правила.

1. В сказке должны будут встретиться все предметы, изображенные на картинках.

2. У сказки должны быть начало, середина и конец.

3. Начинаем рассказывать сказку с выбора любого пред­мета (живого или неживого). Рассказываем о нем (ка­кой он, какими обладает качествами). Сравниваем его внешний вид или его особенности с любым пред­метом, чем-то похожим на него.

4. Можем присвоить любому предмету какие-то волшебные свойства.

5. Следующий рассказчик выбирает новый предмет- картинку, подставляет ее к предыдущей картинке справа и продолжает придумывать и рассказывать сказку. Последний ребенок заканчивает сказку и под­водит итог.

В случае затруднений логопед помогает детям.

Наши рекомендации