Выразительное чтение и анализ рассказа

Логопед. А теперь присядьте на стульчики. Сегодня мы познакомимся с рассказом детского писателя Владимира Григорьевича Сутеева и будем учиться составлять его пе­ресказ. Рассказ называется «Чей это гриб?».

Логопед выразительно читает детям рассказ. После этого задает ряд вопросов:

— Когда произошла эта история?

— Кто отправился в лес? Как звали мальчиков и их собак?

— Что мальчики взяли с собой?

— Чем занимались мальчики по дороге к лесу?

— Что предложил Васик в лесу?

— Что нашли мальчики рядом со старой сосной?

— Почему мальчики стали ругаться и драться?

— Чем закончилась эта история?

— Как вы думаете, что чувствовали мальчики? Логопед предлагает детям повторно послушать рассказ.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Грибники по лесу Шли, шли, шли... Дети шагают, высоко поднимая ко­лени.
И грибочков много Нашли, нашли, нашли. Ритмично хлопают в ладоши.
Раз грибок и два грибок — Все положат в кузовок. Приседают, «срезают» грибы. Под­нимаются и кладут грибы в вообра­жаемый кузовок.

Составление пересказа текста по рисункам-пиктограммам.

Логопед. Теперь давайте попробуем пересказать эту ис­торию по опорным рисункам. Только вы должны сначала расставить их по порядку.

Логопед произвольно выставляет рисунки на доску. Дети рассмат­ривают их и расставляют по порядку.

Логопед. Давайте устроим соревнование на составление лучшего пересказа. Для этого вы должны разделиться на две команды. За каждый правильный ответ участники ко­манды будут награждаться специальными фишками. Так­же можно заработать призовые фишки, составив полное «красивое» предложение, сравнение или используя в речи подходящую поговорку или пословицу. После составления рассказов мы подсчитаем фишки и определим победителей.

Логопед приглашает к доске участников первой команды. В конце пе­ресказа логопед указывает на символ «сердце». Дети должны выра­зить свое отношение к героям и сказать, понравился им рассказ или нет. Затем логопед приглашает для пересказа вторую команду детей, просит их составить свой пересказ.

Соревнование продолжается.

Выразительное чтение и анализ рассказа - student2.ru

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги. Оценивает работу детей на заня­тии, благодарит всех за старание. Подсчитывает фишки детей и определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 8. «Как щенок нашел друзей»

Цель:Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;

— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;

— учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка;

— развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление детей;

— стимулировать мыслительную и речевую активность;

— учить детей работать сообща, помогать друг другу;

— воспитывать у детей бережное, заботливое отноше­ние к животным.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок на­шел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы[3].

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)Что было перед осенью? Что будет после осени? Почему осень делят на две части: раннюю и позднюю? Рас­скажите об изменениях в природе и в жизни человека, ко­торые происходят поздней осенью.

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логи­ческой последовательности картины серии на доске. Просит приду­мать название рассказу, рассмотреть рисунки-пиктограммы и со­ставить с их помощью план рассказа.

Выразительное чтение и анализ рассказа - student2.ru

II. Основная часть занятия

1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данному слову.

Картина 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...

Картина 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...

Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...

Картина 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Наши рекомендации