Составление рассказов от лица различных рыб
Логопед. Скажите, ребята, а рыбы умеют говорить? Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить?
Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У каждой команды есть картинки с изображениями рыб. Вам нужно посоветоваться и выбратъ одну крупную хищную рыбу и одну маленькую. После этого нужно выставить изображения этих рыб на доску, и от имени каждой рыбки участники команды должны составить рассказ об их жизни. Чтобы вам было легче, давайте придерживаться картинного плана.
В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок составляет предложения по одному-двум пунктам плана.
Логопед. Не забывайте о том, что за каждый составленный рассказ вы получите по два жетона. Но всегда за полное «красивое предложение», сравнение или речевой оборот каждый из вас может получить призовые жетоны. Посмотрим, какая команда сегодня будет победительницей.
Пример составленного рассказа:
— Здравствуйте, меня зовут Окунь.
— Здравствуйте, а я - хищная рыба Щука.
— Я живу в чистой просторной реке, люблю заплывать на глубину.
— А я люблю плавать у самого берега и прячусь за водорослями и корягами.
— Я редко вырастаю до больших размеров. У меня есть небольшая короткая голова и туловище с красными плавничками. Оно покрыто серебристой чешуей, похожей на монетки. Еще у меня есть хвост.
— А я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вытянутая голова, с острыми, как бритва, зубами и длинное туловище с серовато-красными плавниками и мощным, хвостом. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб.
— Я люблю кушать разных жучков, речных рачков, водоросли.
— А я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками, да и окуньков очень люблю...
— Окуни откладывают икру на водоросли. Из нее потом выводятся мальки, которые постепенно растут и превращаются во взрослых окуней.
— А мои щурята тоже выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики.. А затем набирают вес и превращаются в красавиц-щук.
— У окуней много врагов. На нас охотятся хищные рыбы, нас ловит удочками и сетями человек...
— А щуки — сами хищные рыбы. Но и мы попадаемся человеку в сети и на удочку.
Таким образом, дети составляют три коллективных рассказа от имени шести рыб.
Логопед. Пришла пора возвращаться из подводного царства рыб домой.
III. Подведение итогов занятия
Логопед благодарит всех детей за составленные рассказы. Подсчитывает фишки вместе с игроками каждой команды, определяет победителей. Все поздравляют удачливых рассказчиков, аплодируют им.
Занятие 26. «На лесной полянке»
Цель: Составление рассказов-описаний насекомых по предметным картинкам и опорному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме;
— уточнить названия, внешние признаки, строение насекомых;
— упражнять детей в подборе слов-определений к каждому насекомому;
— учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям;
— развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей;
— воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям.
Оборудование: магнитно-маркерная доска с нарисованной на ней лесной полянкой; демонстрационные и раздаточные картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, муха, стрекоза, божья коровка, муравей и др.); опорный картинный план 6 (иллюстрация 6); мягкая игрушка Кот ученый, тексты загадок о насекомых.
Ход занятия -
I. Интеллектуальная разминка
Логопед (загадывает детям загадку).
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает —
Когда это бывает? (Весной.)
Логопед. Какие приметы весны вы знаете?(Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетают перелетные птицы, зимовавшие в теплых краях.)
С началом весны возвращаются перелетные птицы. Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно: появились насекомые.)
В загадке есть слова: «ожил лужок», а что это значит, как он «ожил»? (Дети говорят о прорастающей травке, появившихся насекомых.)
II. Основная часть занятия
Вводная часть.
Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.
Садитесь на свои места и представьте, что мы едем в автобусе, а чтобы было нескучно, я расскажу вам о насекомых, за которыми мы едем наблюдать.
Насекомые.
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.
Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло — весной или летом.
Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (бабочки, кузнечики).
Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».
Отгадывание загадок.
Логопед. Вот и лесная полянка!
Логопед открывает магнитно-маркерную доску с нарисованным на ней изображением полянки.
Логопед. Но почему-то на полянке никого нет! Посмотрите-ка, ребята, к нам на встречу вышел Кот ученый. Сейчас у него мы все и узнаем.
Логопед показывает детям игрушку и берет у нее конверт с заданиями.
Логопед. Кот решил задать вам вопросы и загадать загадки. Если вы сможете справиться с его заданиями, насекомые перестанут прятаться и вернутся на лесную полянку.
Вопросы Кота ученого:
— Какие насекомые появляются весной первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)
— Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше. Почему? (Есть корм — нектар цветов. Насекомые начинают размножаться.)
— Какие стадии развития насекомых вы знаете? (Яйцо, личинка или гусеница, куколка, взрослое насекомое[7].)
— Но не у всех насекомых бывают куколки. У кого их нет? (У кузнечиков.)
— Какую роль в природе играют насекомые? (Они опыляют растения, служат пищей для различных птиц, зверей.)
— Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая их часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)
Логопед. А теперь Кот загадает вам загадки. Кто отгадает загадку и ответит на вопросы Кота, тот получит картинку с изображением этого насекомого.
По ходу отгадывания детьми загадок логопед параллельно выставляет демонстрационные картинки с изображениями насекомых, дополняет ответы детей рассказами об особенностях этих насекомых. Логопед может выдать детям вырезанные по контуру картинки-отгадки, к обратной стороне которых приклеен кусочек магнитной ленты. Эти картинки дети потом крепят на «лесную полянку».
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Вопрос Кота ученого. Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)
Комментарий логопеда. Крылья бабочки очень красивы. Они покрыты маленькими тонкими чешуйками, которые бабочке помогают летать. Если хотя бы часть чешуек сотрется, насекомое потеряет способность к полету и погибнет. Поэтому не стоит ловить этих красавиц, лучше любоваться ими издали.
2.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
Вопрос Кота ученого. Почему это насекомое так заметно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!)
Комментарий логопеда. Пчела собирает сладкий сок- нектар с цветков. Так что пчелы и растения — большие друзья. Пчелы— насекомые, которых смог приручить человек. От пчел человек научился получать ценный продукт—мед.
3.Летом целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Вопрос Кота ученого. Почему муха считается вредным насекомым?(Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)
Комментарий логопеда. Муха — это очень вредное насекомое. На своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью.
4.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Это — девчонка,
В поясе — тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет. (Стрекоза)
Вопрос Кота ученого. Сколько крыльев и сколько лапок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.)
Комментарий логопеда. Однажды ученые проделали такой опыт: пойманную стрекозу вволю кормили мухами. За один присест она съела сорок мух! Стрекозы могут летать с огромной скоростью, мгновенно менять направление, неподвижно висеть в воздухе. А глаза стрекоз состоят из огромного количества расположенных близко друг к другу маленьких глазок. Стрекозы замечают все— и то, что делается впереди, и то, что происходит по сторонам и позади.
5.Лесная «коровка»,
Черная головка,
Крылья — красные,
на крыльях точки-пятнышки.
(Божья коровка)
Вопрос Кота ученого. Почему божья коровка так называется? (Она выделяет для защиты особое молочко оранжевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровкине очень приятны на вкус.)
Комментарий логопеда. Божьи коровки — хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удовольствием поедают тлей, которые живут на садовых деревьях. Поэтому люди давно считают божьих коровок своими помощниками.
6.На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Они — лесные жители,
Дружные строители. (Муравьи)
Вопрос Кота ученого. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)
Комментарий логопеда. Муравей — очень сильное насекомое. Он способен поднять груз, в 100 раз превышающий его вес. Лес считается здоровым, если в нем много муравейников.
Логопед. Давайте заселим нашу лесную полянку насекомыми. . .
Дети, отгадавшие загадки, выставляют на «Лесную полянку» вырезанные по контуру картинки с изображениями насекомых,
Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей — кузнечик — бабочка». По команде логопеда «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» — «летают».
3. Составление рассказов-описаний насекомых по пунктам картинного плана.
Логопед. Кот ученый просит вас выполнить его последнее задание — составить рассказы-описания о запомнившихся вам насекомых. Ведь все насекомые такие разные! Составьте рассказ о любом насекомом по картинкам нашего плана.
Выставляется картинный план. Желающие составляют рассказы- описания насекомых. За каждый рассказ логопед награждает ребенка специальными и призовыми фишками.
Логопед. Кот ученый благодарит вас за рассказы, ему они очень понравились! Все насекомые вернулись на лесную полянку. А теперь нам с вами пора возвращаться домой...
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за старание, отмечает наиболее удачные рассказы детей. Подсчитывает фишки детей, определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 27. «Путешествие к далеким планетам»
Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.
Задачи:
— уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;
— учить детей составлять рассказы о неизученных планетах и их жителях по опорному картинному плану;
— упражнять детей в подборе слов-определений к каждой планете;
— развивать внимание, память детей;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.
Оборудование: картинки с изображениями планет Солнечной системы (иллюстрация 30), звездного неба, видов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конверта с лежащими в них изображениями неизведанных планет (иллюстрации 64-66), опорный картинный план 7 (иллюстрация 7); «космическая музыка» (на выбор логопеда), магнитофон, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед. Мы с вами совершим космическое путешествие. Но сначала давайте подготовимся к нему.
Игра с мячом «Назови планеты». Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет первый слог названия планеты, а ребенок, которому передали мяч, — полное название планеты. Например: «Неп...» — «Нептун»
Игра с мячом «Скажи наоборот». Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Близкая планета. — Далекая планета.
II. Основная часть занятия
Вводная беседа.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о необычном празднике — Дне космонавтики.
Для нас уже кажется привычным то, что с Земли стартуют космические корабли, а космонавты месяцами живут на космических станциях, выходят в открытый космос и даже осуществляют стыковки космических аппаратов... Но совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.
Сначала в космос на космических аппаратах запускали животных. А 12 апреля 1961 г. впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет длился 108 минут. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: «Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!»
С тех пор в нашей стране День космонавтики отмечают каждый год 12 апреля.
В мире существует более 40 тысяч различных профессий. Но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете, почему? (Дети дают ответы.)
А какими качествами должны обладать космонавты? (Они должны быть умными, смелыми, выносливыми, трудолюбивыми, сообразительными...)
Космонавты ежедневно занимаются физической подготовкой и закаливанием, тренируются на специальных аппаратах и тренажерах. Еще они посещают занятия по астрономии, ракетной технике, устройству космического корабля и его различных систем.
В космосе все предметы находятся в состоянии невесомости. Человек не чувствует веса своего тела, парит в воздухе, как пушинка, и может свободно перемещаться по ракете. Вокруг него летают незакрепленные предметы. А пролившиеся капли жидкости принимают форму шариков. Чтобы космонавты не испытывали трудностей при приеме пищи, для них даже изобрели специальное питание. Все блюда — от судов до чая, — для космонавтов расфасовывают в специальные тюбики, похожие на тюбики с зубной пастой...
Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звезды и планеты.
2. Составление фантастических рассказов о неизученных планетах.
Логопед. Многие ученые верят в то, что и на других планетах есть жизнь, есть наши братья по разуму. Им даже придумали название— инопланетяне. Давайте представим себе, что вы стали космонавтами и обнаружили жизнь на других планетах.
Для этого сначала вам нужно разделиться на три команды — три космических экипажа. Каждый экипаж получит задание в центре управления полетами — ЦУПе.
Дети делятся на три команды, подходят к логопеду за заданием.
Логопед. Возьмите конверты с заданиями. Ваши космические экипажи должны будут полететь на своих ракетах к далеким неизученным планетам и подружиться сих обитателями. Рассмотрите планеты, дайте им названия и отправляйтесь на космодром.
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений, релаксация.
Дети, согласно своим «экипажам», образуют три круга, держатся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «космическую музыку».
Логопед.Закройте глаза и представьте, что три ваши ракеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет времени: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Старт!»
Поднимитесь на ноги, поднимите руки вверх... и вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы оказались в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете.
Далее логопед выборочно задает детям вопросы, дети отвечают.
Логопед. Что вы видите вокруг себя? Саша, что ты увидел? Света, а ты? (Вокруг нас парят различные неприкрепленные предметы...)Что вы слышите? Что ощущаете?
И вдруг экипаж каждого корабля видит в иллюминаторы незнакомую планету. Представьте, как она выглядит. Каждая ракета начинает спуск к незнакомой планете...
Логопед выключает музыкальное сопровождение.
Логопед. Откройте глаза. По изображениям планет, лежащих в каждом конверте, и опорному картинному плану вам нужно составить рассказы о планетах и их обитателях. Посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет начинать рассказ, кто —.продолжать, а кто — заканчивать.
Не забывайте, что за каждый рассказ вы получите космические фишки, а за каждое полное и «красивое» предложение или сравнение, речевой оборот вы сможете получить призовые фишки.
Дети каждой команды составляют рассказы по пунктам плана.
3. Заключительное слово логопеда о планете Земля.
Логопед.Нам пора в обратный путь. Вернитесь на космические корабли. Отправляемся на нашу родную Землю.
Дети снова образуют на ковре три круга, согласно экипажам, берутся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «космическую музыку».
Логопед. Закройте глаза. Ракеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет времени; «Десять,; девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, Старт!» Поднимитесь на ноги. Мы уже летим в космосе и приближаемся к Земле... Внимание, начинаем снижение!
Логопед выключает музыку.
Логопед. Откройте глаза. Вот мы и дома.
Земля — планета, на которой мы живем. Часто ее называют «Голубая планета». Поверхность земли затянута облаками и грозовыми тучами облаками. Эта планета — единственная, из пока известных нам, обладающая атмосферой. На ней можно дышать. Большая часть планеты покрыта водой. Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки, заработанные каждым экипажем. Определяет космонавтов, успешнее других выполнивших задание. Все аплодируют им.