II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен:
В результате самоподготовки студент должен:
- дать определение понятия "лихорадка" и уметь обосновать его;
- знать этиологию, патогенез и биологическое значение лихорадки;
- уметь объяснить механизмы развития и течения лихорадки при различных заболеваниях;
- уметь обосновать тактику врача при лихорадке у пациента;
- быть готовым выполнить эксперименты и осуществить анализ полученных результатов.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения темы необходимо знать:
- физиологические механизмы физической и химической терморегуляции человека;
- этиологию и патогенез нарушений терморегуляции;
- характер изменения реактивности организма под наркозом.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Развитие взглядов на сущность лихорадки. Представления Либермейстера и С.П. Боткина о лихорадке как приспособительной реакции организма. Инфекционно-токсические и эволюционно-биологические представления о лихорадке.
2. Причины развития лихорадки. Классификация пирогенов (экзогенные и эндогенные).
3. Патогенез лихорадки: действие экзогенных пирогенов и образование эндогенных пирогенов (интерлейкин-1, интерлейкин-6, фактор некроза опухоли и др.), изменение функционального состояния центра терморегуляции; смещение терморегуляции на более высокий уровень; изменение физической и химической терморегуляции; установление более высокой температуры тела.
4. Изменение терморегуляции в различные стадии лихорадки (подъема температуры, стабилизации температуры на более высоком, чем в норме, уровне, снижения температуры). Типы температурных кривых при различных заболеваниях.
5. Значение лихорадки для организма. Изменение различных функций организма при лихорадке. Тактика врача при лихорадке у больного. Использование пирогенотерапии в медицине. Сравнительная характеристика лихорадки и перегревания организма.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 178-187.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада–Х, 2000. – С. 202-209.
4. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И., Блинков Ю.А. и др. Тестовые задания по патофизиологии. – Курск: КГМУ, 1998. – С. 30-32.
б) дополнительная:
1. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. - С. 309-321.
2. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР–МЕД, 2002. – Т. 1. – С. 201-244.
3. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого, Е.О. Гольдберга. – Томск, 2002. – С. 235-244.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Сущность нозологического представления о лихорадке.
2. Представление Либермейстера и С.П. Боткина о лихорадке.
3. Инфекционно-токсические и эволюционно-биологические представления о лихорадке.
4. Современное определение понятия "лихорадка".
5. Классификация пирогенов. Механизмы их действия.
6. Механизмы развития стадии подъема температуры.
7. Механизмы, обеспечивающие стадию стабилизации температуры на более высоком, чем в норме, уровне.
8. Механизмы развития и функциональные сдвиги в стадии снижения температуры.
9. Выраженность лихорадочной реакции и типы температурных кривых.
10. Изменение физической и химической терморегуляции в различные стадии лихорадки.
11. Роль нервных механизмов в развитии лихорадки.
12. Влияние лихорадки на функции различных органов и систем.
13. Биологическая сущность лихорадки.
14. Сравнительная характеристика лихорадки и перегревания организма.
15. Тактика врача при лихорадке и перегревании организма.
16. Патофизиологическое обоснование использования искусственной лихорадки в медицине.
17. Лихорадочные синдромы.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
1. Представить в виде таблицы сравнительную характеристику лихорадки и перегревания организма.
2. Обосновать тактику врача в разные стадии лихорадочного процесса.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. Занятие практическое.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. Самостоятельное выполнение экспериментов по изучению роли нервных факторов (механизмов) в патогенезе лихорадки и последствий перегревания организма в зависимости от уровня развития механизмов терморегуляции у животных.
3. Фронтальный разбор и анализ основных положений темы в объеме вопросов для самоконтроля.
4. Индивидуальное решение проблемных задач (решение записать в тетрадь для протоколов).
ООД
к выполнению работы "Развитие лихорадки в зависимости от функционального состояния нервной системы животного"
Объект исследования: кролики.
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка животных к эксперименту. | 1. Взять 2-х кроликов, измерить у них температуру тела с помощью ртутного термометра (медицинского, в паховой области в течение 7-8 минут). |
2. Дача наркоза. | 2. Одного кролика зафиксировать на станке в положении на спине и дать эфирный наркоз. Глубину наркоза оценивать по характеру дыхания, двигательной активности и корнеальному рефлексу. |
3. Воспроизведение лихорадки. | 3. Контрольному и наркотизированному животным ввести внутривенно (стерильно) через краевую вену уха 1 ед/кг пирогенала. Затем у обоих животных определить температуру тела через каждые 20 мин (измерение начинать через 12 минут после предыдущего измерения и проводить в течение 8 минут). Наркоз у наркотизированного кролика после введения пирогенала поддерживать в течение 20 мин. Полученные результаты представить в виде температурных кривых. |
4. Анализ полученных результатов. Выводы. | 4. Сравнить изменение температуры у обоих кроликов. Связать изменения температуры тела с особенностями реактивности наркотизированного и контрольного животных. Сделать вывод. |
5. Оформление протокола. | 5. Начертить температурные кривые и оформить протокол по принятой методике. |
ООД
к выполнению работы "Исход перегревания в зависимости от уровня
развития механизмов терморегуляции"
Объект исследования: кролик, лягушка.
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Определение функциональных показателей. | 1. В опыт взять кролика и лягушку. У кролика измерить число дыханий (по движению крыльев носа) и ЧСС (пальпаторно в области верхушечного толчка сердца), температуру тела в паховой области (с помощью ртутного термометра в течение 10 мин) и определить состояние сосудов ушных раковин. У лягушки измерить температуру тела в ротовой полости с помощью спиртового термометра в течение 2-3 мин. |
2. Воздействие на животных высокой температурой. | 2. Кролика поместить в термостат с температурой 40°С на 20 мин и вести за ним непрерывное наблюдение. Следить за изменением поведения кролика, окраской и положением ушных раковин, частотой дыхания. Лягушку поместить в воду с температурой 38-40 на 20 мин (следить за постоянством температуры воды). |
3. Определение функциональных показателей после перегревания. | 3. Кролика извлечь из термостата и определить у него те же показатели, что и в исходном состоянии сразу после перегревания и еще дважды через 15 и 30 минут. Лягушку извлечь из воды. Измерить температуру тела и охарактеризовать общее состояние. |
4. Анализ полученных результатов. Выводы. | 4. Полученные результаты занести в таблицу (отдельно для кролика и для лягушки). Сопоставить результаты, полученные при перегревании кролика и лягушки. Объяснить исход перегревания животных в зависимости от степени развития у них механизмов терморегуляции. Сделать выводы. |
5. Оформление протокола. | 5. Протокол оформить по принятой схеме. |
АЛЛЕРГИЯ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Аллергия является одной из важнейших проблем общей патологии и клинической медицины. Аллергия лежит в основе или сопутствует многим заболеваниям человека. Поэтому знание основ этиологии, патогенеза, профилактики и лечения аллергии абсолютно необходимо для врача любой специальности.