II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен знать:
В результате самоподготовки студент должен знать:
- современные представления об этиологии и патогенезе лейкозов;
- классификации лейкозов;
- картину периферической крови при различных видах лейкозов;
- уметь объяснить механизмы нарушения жизнедеятельности организма при лейкозах.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для успешного усвоения материала студент должен знать:
а) современную схему кроветворения;
б) физиологические механизмы регуляции кроветворения.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Этиология лейкозов (вирусная, канцерогенная и радиационные теории).
2. Классификация лейкозов:
а) по степени нарушения дифференцировки клеток;
б) по виду пораженного ростка кроветворения:
- миелоидные (миелобластный, промиелоцитарный, миелоцитарный, эритремия);
- лимфоидные (лимфобластный, плазмобластный, лимфоцитарный);
- недифференцированные (гемоцитобластозы);
- ретикулезы (лейкоз-ретикулез моноцитарного типа, лимфоретикулез, алейкемические ретикулезы, миеломная болезнь);
в) по количеству клеток в периферической крови.
3. Патогенез лейкозов. Роль генных мутаций и нарушения молекулярных, клеточных, тканевых и организменных механизмов саморегуляции в развитии лейкозов. Особенности лейкозных клеток. Правила опухолевой прогрессии при лейкозах. Механизмы нарушений структуры и функции органов и систем организма при лейкозах.
4. Характер лейкопоэза и картина крови при различных лейкозах. Особенности эритропозза и патогенез геморрагического диатеза при лейкозах. Принципы диагностики и терапии лейкозов.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада-Х, 2000. - С. 475-485.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. – Томск, 1994. - С. 253-264, 283-288.
4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев, 1985.- С. 216-238, 355-358 или то же, 1994. - С. 216-238, 355-358.
б) дополнительная:
1. Воробьев А.И., Бриллиант М.Д. Патогенез и терапия лейкозов. - М., 1976. - С. 5-55.
2. Исследование системы крови в клинической практике / Под ред.
Г.А. Козинца и В.А. Макарова. – М.: Триада-Х, 1997. – 480 с., С. 244-258.
3. Козловская Л.В., Мартынова М.А. "Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования". - М., 1975. - С. 129-168.
4. Кузник Б.И. Физиология и патология системы крови. – Чита, 2002. –
С. 104-113.
5. Лабораторная диагностика лейкозов: Учебное пособие. – М.: 1999. –
80 с.
6. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т. 2. – С. 80-85, 86-104.
7. Острые лейкозы. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов старших курсов. – Курск, КГМУ, 1998. – 28 с.
8. Руководство по гематологии в 2-х томах / Под ред. А.И. Воробьева. – М., 1985.
9. Секреты гематологии и онкологии / Пер. с англ. – М.: "Издательство Бином", 1997. - 560 с., ил., С. 142-147, 163-184.
10. Справочник по гематологии. – Киев: Здоровье, 1997. – С. 122-177.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Определение и классификация лейкозов.
2. Причины и условия возникновения лейкозов.
3. Основное звено и ведущие факторы патогенеза лейкозов.
4. Роль генных мутаций и нарушений молекулярных механизмов саморегуляции в развитии лейкозов.
5. Механизмы нарушений саморегуляции на клеточном, тканевом и организменном уровнях при лейкозах.
6. Теории несостоятельности иммунного ответа при лейкозах.
7. Морфофункциональные особенности лейкозных клеток.
8. Правила опухолевой прогрессии при лейкозах.
9. Механизмы нарушений структуры и функции органов и систем организма при лейкозах.
10. Картина периферической крови при миелолейкозах, гематологические отличия острого и хронического миелолейкоза.
11. Картина периферической крови при эритремии.
12. Картина периферической крови при лимфолейкозах, гематологические отличия острого и хронического лимфолейкоза.
13. Картина периферической крови при ретикулезах.
14. Механизмы развития анемии и качественных изменений эритроцитов при лейкозах.
15. Механизмы развития геморрагического диатеза при лейкозах.
16. Принципы диагностики и терапии лейкозов.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
В процессе самоподготовки к занятию студент должен представить в виде схем:
1. Механизмы нарушения саморегуляции на молекулярном, клеточном, тканевом и организменном уровнях при лейкозах.
2. Механизмы развития инфекционных осложнений, нарушений функций почек, печени и желудочно-кишечного тракта при лейкозах.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. Самостоятельное исследование мазков периферической крови больных с различными видами лейкозов.
3. Самостоятельное написание заключения по готовому анализу крови.
4. Самостоятельное решение проблемных задач.
ООД
при изучении мазков периферической крови больных разными лейкозами
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Микроскопирование мазка периферической крови больного миелолейкозом. 2. Микроскопирование мазка периферической крови больного лимфолейкозом. 3. Анализ результатов. 4. Написание общего заключения. | 1. Подготовить микроскоп к работе, через иммерсионную систему произвести микроскопирование мазка: обратить внимание на соотношение клеток красной и белой крови, установить наличие или отсутствие бластных клеток, молодых (переходных) и зрелых форм нейтрофильных лейкоцитов, выявить изменение соотношений между зозинофилами, базофилами и нейтрофилами, атипичность клеток (полиморфизм, микро- и анизоцитоз, изменение ядерно-цитоплазма-тического индекса, необычные включения). Оценить качественные изменения эритроцитов: размер, форма, характер окраски. Все виды клеток белой крови и характерные изменения красной крови зарисовать. 2. Изучение мазка провести аналогично предыдущему. Обратить внимание на преобладание клеток лимфоцитарного ряда, морфологические особенности бластных форм, размеры лимфоцитов, наличие голоядерных и веретенообразных лимфоцитов, теней Боткина-Гумпрехта. Оценить качественные изменения эритроцитов. Характерные изменения клеток красной и белой крови зарисовать. 3. По результатам исследования каждого мазка в отдельности выделить преобладающие виды клеток, соотношение между отдельными формами лейкоцитов, определить вид лейкоза и охарактеризовать его согласно существующим классификациям. 4. В заключении дать развернутую характеристику изменениям крови и объяснить механизмы их развития. |
ООД
при написании заключения по анализу крови