По методам исследования анатомия делится на
Общая характеристика дисциплины.
Анатомия и физиология человека – фундаментальные дисциплины, составляющие основу теоретической и практической подготовки медицинских специалистов любого уровня. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознанно вмешиваться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей. Плохо представляя строение и функции органов и систем организма человека, медицинская сестра может вместо пользы принести непоправимый вред больному.
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА(от греч. аnatemno –рассекаю)–наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием.
ЗАДАЧА АНАТОМИИ – установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функций, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ – человек.
В зависимости от плана изложения анатомии человека выделяют
· систематическую,
· топографическую,
· пластическую анатомию.
Систематическая, или нормальная анатомия, изучает тело нормального человека по системам органов, органов и тканям. Нормальным называют строение тела человека, обеспечивающее функции здорового организма. Показатели нормы (масса, рост, особенности телосложения и другие) зависят от индивидуальных особенностей строения человека. Нормальными считают показатели, лежащие в пределах диапазона от минимальных до максимальных значений. Выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями. Резко выраженные аномалии, изменяющие внешний вид человека, называют уродствами.
На индивидуальные особенности влияют наследственные факторы, внешняя среда – географические, климатические условия, питание, физическая нагрузка. Взаимоотношения организма здорового человека с внешней средой в нормальных условиях находятся в состоянии равновесия.
Топографическая анатомия изучает строение тела человека по анатомическим областям с учетом взаимного расположения органов, проекций внутренних органов и сосудисто-нервных магистралей на коже и скелет.
Пластическая анатомия изучает формы и пропорции тела человека. Она служит изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре.
По методам исследования анатомия делится на
· макроскопическую и
· микроскопическую.
Все методы делят на 2 группы:
I группа – на трупе:
· препарирование,
· вымачивание,
· распиливание замороженных трупов,
· коррозия,
· инъекция,
· микроскопия;
II группа – на живом человеке:
· соматоскопия,
· антропометрия (в зависимости от длины тела и других антропометрических признаков в анатомии выделяют основные типы конституции (телосложения) человека:
o астенический (долихоморфный), с преобладанием в строении тела продольного размера;
o гиперстенический (брахиморфный), с преобладанием поперечного размера;
o нормостенический (мезоморфный), наиболее приближенный к возрастной норме),
· рентгеноскопия и рентгенография,
· эндоскопия,
· компьютерная томография,
· ультразвуковая эхолокация,
· ядерно-магнитный резонанс.
Анатомия – основа ряда изучающих человека дисциплин: физиологии, антропологии, эмбриологии, цитологии, гистологии, генетики, экологии, гигиены, психологии, социологии.
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (от греч. слов physis –природа и loqos - учение)– наука о жизненных функциях организма и его структур, механизмах их осуществления и закономерностях регуляции.
ЗАДАЧА ФИЗИОЛОГИИ –дальнейшее раскрытие специфических физиологических законов деятельности нервной системы и других систем организма человека и животных, что необходимо для разработки способов управления всеми проявлениями жизни организма, и прежде всего обмена веществ и энергии, психики и поведения.
ЦЕЛЬ ФИЗИОЛОГИИ –исследование законов осуществления нормальных функций в живом организме в зависимости от постоянно изменяющихся и развивающихся условий его жизни, исследование исторического, филогенетического и индивидуального развития функций живого организма и их взаимосвязи.
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ – животные, человек.
Разделы физиологии:
· физиология возрастная изучает возрастные особенности жизнедеятельности человека, закономерности формирования, развития и угасания функций организма;
· физиология труда рассматривает влияние трудовой деятельности человека на жизненные процессы, разрабатывает методы и средства обеспечения труда, способствующие поддержанию трудоспособности человека на высоком уровне;
· физиология авиационная и космическая изучает реакции организма человека на воздействие факторов атмосферного и космического полета с целью разработки средств обеспечения жизнедеятельности и здоровья человека в условиях низкого атмосферного давления и космоса;
· физиология экологическая выявляет особенности влияния климатогеографических условий и конкретной среды обитания на организм и способы повышения качества адаптации к неблагоприятным воздействиям среды;
· физиология эволюционная и сравнительная рассматривает закономерности эволюционного развития физиологических процессов, механизмов, регуляций, а также их сходство и различия у организмов, находящихся на разных уровнях филогенеза.
Основные методы исследования – наблюдение и эксперимент (острый и хронический).
Разновидности методов исследования:
- экстирпация,
- фистульный метод,
- катетеризация,
- денервация,
- инструментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и т.д.),
- вариационно-статистические методы с применением компьютерной техники.
Физиология имеет тесную связь с другими фундаментальными теоретическими медицинскими науками: анатомией, гистологией, биохимией. Физиология объединяет эти науки, использует их знания и создает общность – фундамент медико-биологических знаний, без которого невозможно овладение врачебным делом.