Тема №18. Рубежный контроль по физиологии анализаторов и ВНД
Цель обучения:контроль знаний студентами теоретического и практического материала темы.
Задачи обучения:
1.Оценка знаний студентами материала темы.
Основные вопросы темы
- Определение поля зрения.
- Опыт Мариотта.
- Определение остроты зрения.
- Исследования цветного зрения.
- Доказательство бинокулярности зрения.
- Исследование сферической аберрации.
- Определение объёма зрительной аккомодации.
- Эстезиометрия.
- Наблюдение явления температурной адаптации и контраста кожной рецепции.
- Исследование воздушной и костной проводимости звука.
- Речевое исследование остроты слуха.
- Аудиометрия.
- Исследование топографии вкусовых рецепторов яэыка.
14. Указательная проба Барани.
15. Понятие об анализаторах по И.П.Павлову. Отделы анализаторов, общие свойства анализаторов.
16. Характеристика зрительного анализатора и его отделов (особенности у детей).
17. Светопреломляющая система глаза, её аномалии.
18. Структура и функциональное значение сетчатки глаза.
19. Трёхкомпонентная теория цветного зрения.
20. Физиологические механизмы световой и темновой адаптации.
21. Аккомодация глаза, физиологические механизмы.
22. Характеристика кожного анализатора и его отделов (особенности у детей).
23. Виды кожной рецепции, проводящие пути различных видов кожной рецепции.
24. Характеристика слухового анализатора и его отделов.
25. Понятие о звукопроводящей и звуковоспринимающей системах органа слуха.
26. Теории восприятия звуков различной частоты.
27. Характеристика вкусового анализатора и его отделов (особенности у детей).
28. Современные представления о механизмах восприятия вкуса.
29. Характеристика вестибулярного анализатора и его отделов (особенности у детей).
30. Биологическое значение боли. Современные представления о ноцицепции. Антиноцицептивная система.
31. Характеристика обонятельного анализатора (особенности у детей)
32. Современная теория восприятия запахов.
33. Классификация условных рефлексов.
34. Правила выработки условных рефлексов.
35. Центры условных и безусловных рефлексов.
36. Механизмы образования временных связей.
37. Виды торможения условных рефлексов и их механизмы.
38. Характеристика типов ВНД по И.П. Павлову
39. Генотип и фенотип – основы формирования типов ВНД.
40. Особенности первой и второй сигнальных систем
41. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах организма.
42. Характеристика І и ІІ сигнальных систем организма.
43. Ассоциации, их значение, виды.
44. Локализация функций в коре головного мозга.
45. Определение памяти, стадии, виды, механизмы.
46. Эмоции, их классификация, физиологические механизмы.
47. Мотивации – определение, классификация, теории, системная организация мотиваций.
48. Физиологическое значение сна,особенности быстрого и медленного сна.
49. Теории сна, сон и сновидения.
50. Архитектура поведенческого акта.
51. Значение обратной афферентации в осуществлении целенаправленной деятельности.
52. Дать характеристику высшим психическим функции человека: (восприятие, мышление, внимание, речь)
53. Речь и функции речи.
54. В чем заключается межполушарная асимметрия головного мозга?
55. Левополушарный и правополушарный типы ВНД.
56. Значение памяти, эмоций, мотиваций.
Методы обучения и преподавания:
1.Устный или письменный опрос студентов по контрольным вопросам.
2.Тестирование
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов и тестов выше)
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.
2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006
3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.
4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.
5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.
6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014
На англ.
1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall
2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.
2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.
Дополнительная:
1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.
2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г
3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г
4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.
5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр
Кафедра нормальной физиологии
Конт. телефон: 338- 70 -90
(вн: 7210, 7215)