Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лег спать до рассвета
Ибн аль-Каййим сказал: "В ту ночь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не бодрствовал. Поэтому некоторые ученые говорят, что сон в Муздалифе является забытой Сунной. Также отсутствует какой-либо достоверный хадис, в котором сообщалось бы, что он, да благословит его Аллах и приветствует, не спал в ночь перед Праздниками Разговения и Жертвоприношения"
Примечание: «На счет того, совершил ли пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в эту ночь молитву витр, среди ученых было разногласие. Одна группа ученых сказали о том, что он не совершал молитвы витр, так как сподвижники ничего об этом не рассказали. Другие же говорили о том, что он совершил ее, так как хоть сподвижники и не передали этого, но они также не рассказали о том, что он его не совершал.
73- Когда появились первые проблески зари, он, да благословит его Аллах и приветствует, совершил утренний намаз (фаджр) после того, как прозвучал азан и икамат
Всем паломникам следует совершать рассветный намаз в Муздалифе, за исключением слабых людей и женщин, которым дозволено покидать Муздалифу по прошествии двух третьих ночи, то есть после исчезновения луны, из-за боязни столпотворения.
ОСТАНОВКА В АЛЬ-МАШ’АР АЛЬ-ХАРАМ
74- Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, сел на аль-Касву и добрался до аль-Маш’ар аль-Харам [, поднявшись на нее]. (Здесь имеется в виду известная небольшая гора Кузах, которая находится в Муздалифе. Некоторые правоведы использовали данный хадис в качестве довода, что аль-Маш’ар аль-Харам – это гора Кузах. Что касается большинства комментаторов Корана, исследователей-биографов и знатоков хадисов аль-Маш’ар аль-Харамом является вся Муздалифа. См. ан-Навави.)
75- Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился лицом к кибле, воззвал с мольбами (дуа) к Аллаху, (в другом формулировке хадиса передается: «восхвалил Аллаха (Альхамду лиЛлях)»), возвеличил Его (Аллаху Акбар), произнес слова: «Ля иляха илля-Ллах» (нет никакого иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) и провозгласил свидетельство единобожия. (Это тоже является забытой Сунной)
76- Он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал стоять, пока совсем не рассвело.
77- [И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я стоял вот здесь, однако вся Муздалифа является местом стояния»].
ОТЪЕЗД ИЗ МУЗДАЛИФЫ
ДЛЯ БРОСАНИЯ КАМЕШКОВ В (БОЛЬШОЙ) СТОЛБ
78- Он, да благословит его Аллах и приветствует, тронулся в путь [из места сбора (Прим. редактора: место сбора (джам’) – вся долина Муздалифа в ночь на 10-е число месяца Зу-ль-Хиджа. )] до восхода солнца [, сохраняя спокойствие] (При этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал беспрерывно произносить тальбию.).
79- Позади себя он, да благословит его Аллах и приветствует, посадил аль-Фадля бин Аббаса (Этот и предыдущий пункт (№67) указывают на допустимость усаживать позади себя еще одного человека при условии, если животное способно нести двоих людей, о чем свидетельствуют многочисленные хадисы. Об этом сказал ан-Навави), который был светлокожим и миловидным человеком с красивыми волосами.
80- Как только посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тронулся в путь, мимо него проехали паланкины, в которых находились женщины. Аль-Фадль начал смотреть на них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закрыл лицо аль-Фадля рукой (не смотря на то, что он еще не был совершеннолетним. И в этом указание на то, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подростков), но он повернул голову в другую сторону, продолжая смотреть. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вновь закрыл лицо аль-Фадля рукой, чтобы он отвел взор от женщин.
81-Достигнув середины долины Мухассир, он, да благословит его Аллах и приветствует, поехал чуть быстрее [, сказав (людям): «Соблюдайте спокойствие!»].
Пройденное в вкратце:
1- Вхождение в состояние ихрама и провозглашение тальбии (с намерением совершить) хадж
в день ат-тарвия.
2- Отправление (в долину) Мина и ночевка в ней.
З- Совершение в Мине полуденного (зухр) и остальных пяти предписанных намазов сокращая, совершая каждый намаз в свое время.
4- Перемещение из Мины к Арафату после восхода солнца в День (стояния на) Арафате (Прим. редактора: т.е. 9-го числа месяца Зу-ль-Хиджа.).
5- Остановка в Намире около Арафата перед полуднем, если на то есть возможность.
6– Перемещение в вади Урана и совмещение полуденного (зухр) и предвечернего (аср) намазов. Сначала совершается полуденный намаз (зухр), а затем сразу же предвечерний намаз (аср).
7- Произнесение имамом проповеди (хутбы) (в День стояния) на Арафате до намаза.
8- Стояние на Арафате, делая дуа, восхваляя Аллаха, не соблюдая пост.
9- Обращение лицом к Кибле, подняв руки и взывая с мольбами (дуа) к Аллаху, во время стояния на Арафате.
10- Произнесение слов тальбии на Арафате.
11- Отправление из Арафата после захода солнца, сохраняя спокойствие.
12- Совмещение в Муздалифе закатного и вечернего намазов. Сначала совершается вечерний намаз (‘иша), а затем сразу же закатный намаз (магриб).
13- Возглашение икамата перед каждым из этих намазов.
14- Отказ от чтения дополнительных (сунна) молитв между двумя этими намазами.
15- Ночевка в Муздалифе всю ночь.
16- Совершение утреннего намаза (фаджр) при первых проблесках зари.
17- Стояние на аль-Маш’ар аль-Харам, находящейся в пределах Муздалифы, обратившись лицом к Кибле и при этом взывая с мольбами к Аллаху, восхваляя Его (тахмид), возвеличивая Его (такбир), произнося слова: «Ля иляха илля-Ллах» (тахлиль), пока совсем не рассветет.
18- Отправление из аль-Маш’ар аль-Харам до восхода солнца.
19- Прохождение через долину аль-Мухассир немного быстрее, чем обычно.
БРОСАНИЕ КАМЕШКОВ В БОЛЬШОЙ СТОЛБ
(АЛЬ-ДЖАМРАТ АЛЬ-КУБРА)
Это было в 10 день зуль-хиджы. В этот день паломник должен постараться совершить пять дел:
- бросить камни,
- принести жертвоприношение,
- побрить голову,
- сделать таваф аль-ифада
- сай.
И является сунной совершить эти действия именно в таком порядке, т.к. так поступил пророк, мир ему и благословение Аллаха. Прим. редактора: аль-джамрат аль-кубра – самый большой из трех столбов.
82-Затем по средней дороге
Ан-Навави сказал: "Здесь содержится свидетельство того, что идти по этой дороге, возвращаясь из Арафата, является сунной. Эта дорога отличается от той, по которой он направлялся к Арафату", которая выводит [тебя к большому столбу (аль- джамрат аль-кубра), они добрались до (этого) столба, около которого росло дерево,
83- и бросили [до полудня] семь камешков (В этот момент он, да благословит его Аллах и приветствует, прекратил произносить тальбию, о чем передается в хадисе аль-Фадля и других сподвижников).
84- Он, да благословит его Аллах и приветствует, произносил: «Аллаху Акбар!» («Аллах Превелик!») при каждом броске камешка(В этом содержится указание на то, что камешки следует бросать один за одним, а не все вместе.), который был размером с аль-хазф.
Ан-Навави сказал: "Это камешек, который по величине примерно равен египетскому бобу (аль-бакила’). Он должен быть ни больше и ни меньше этого размера. Тем не менее, если камешек все же будет большего или меньшего размера, его бросание засчитывается». Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: данный способ бросания камешков передается в ряде хадисов от некоторых сподвижников, например, от Абдурахмана бин Муаза ат-Тамими, который сообщил: "Когда мы были в Мине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью. Наш слух настолько был прикован к его словам, что мы даже слышали его речь в палатках». (Далее Абдурахман) сказал: "И он, да благословит его Аллах и приветствует, начал нас учить обрядам хаджа. Дойдя до вопроса, который касался бросания камешков, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "(Это делается) камешками аль-хазф», возложив указательные пальцы друг на друга…».. Рассматривая вопрос о бросании камешков, необходимо обратить внимание на два важных момента:
Первое: нельзя бросать камешки в День Жертвоприношения до восхода солнца. Это касается даже тех категорий лиц, которым разрешено отправляться из Муздалифы по прошествии половины ночи: женщинам и слабым людям. Им необходимо дождаться восхода солнца и лишь затем начать бросать камешки, поскольку в хадисе от Ибн Аббаса передается, что “пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к членам своей семьи и приказал им не бросать камешки в большой столб (джамрат аль-акаба), пока не взойдет солнце". Данный хадис не противоречит другому хадису, который привел аль-Бухари от Асмы бинт Абу Бакр. В нем сообщается, что она бросила камешки в (большой) столб, а затем совершила утренний намаз в то время, когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уже не было в живых. Из данного хадиса неясно, сделала ли это Асма, получив разрешение (при жизни) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нет. Однако она отправилась из Муздалифы по прошествии половины ночи. В хадисах же ясно передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил так поступать женщинам и слабым людям. Поэтому, возможно, Асма посчитала, что данное разрешение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, распространялось и на бросание камешков ночью, и до нее не дошел его, да благословит его Аллах и приветствует, запрет (бросать камешки до восхода солнца), который запомнил Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими.
Второе: В День Жертвоприношения разрешается бросать камешки в (большой столб) после полудня вплоть до наступления ночи. Этой возможностью могут воспользоваться те люди, которым было трудно выполнить этот обряд (после восхода солнца) до полудня. Доказательством тому также служит хадис Ибн Аббаса, который передал: «В День Жертвоприношения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находившемуся в Мине, задавали вопросы (о совершенном в этот день обряде хаджа раньше или позже установленного для него времени), на которые он отвечал: "Нет в том греха". Один человек сказал: "Я побрил голову до жертвоприношения", (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Соверши жертвоприношение, и нет в том греха». Тогда этот человек сказал: "Я бросил камешки после того, как наступил вечер", (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Нет в том греха"». Этот хадис привели аль-Бухари и другие (мухаддисы). О допустимости бросать камешки после полудня в День Жертвоприношения говорил аш-Шаукани, а до него Ибн Хазм в "Аль-Мухалла": "Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил бросать камешки в День Жертвоприношения до восхода солнца и разрешил бросать их после (восхода солнца), даже если наступил вечер, который длится всю первую половину ночи (‘иша)». Поэтому паломнику следует помнить о данном разрешении, дабы не нарушить вышеупомянутый запрет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, касающийся бросания камешков (в большой столб) до восхода солнца. Многие паломники нарушают данный запрет, объясняя это вынужденной необходимостью.
Третье: паломник, бросивший камешки в большой столб в День Жертвоприношения, освобождается от всех запретов, налагаемых на людей, находящихся в состоянии ихрама, кроме интимных отношений, независимо от того, обрил он свою голову или еще нет. Об этом передается в хадисе Айши, которая сказала: "Я собственноручно умастила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, благовониями для совершения прощального паломничества перед тем, как он облачился в одеяния ихрама, и после того, как он бросил камешки в большой столб (джамрат аль-акаба) в День Жертвоприношения. Это было до того, как он обошел Дом (Аллаха)"
Однако паломник должен совершить основной обход Каабы (таваф аль-ифада) в тот же день (т.е. 10 числа месяца Зу-ль-Хиджа – прим. переводчика), если он желает продолжать находиться не в состоянии ихрама. В противном случае, если наступил вечер, а паломник так и не совершил основной обход Каабы, он возвращается в состояние ихрама, в котором находился до ритуального бросания камешков. Таким образом, он должен снять свою обычную одежду и снова облачиться в одеяния ихрама, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал[1]: «Поистине, в этот день (т.е. в День Жертвоприношения), когда вы бросили камешки в (большой) столб, вам позволено выйти из состояния ихрама, т.е. вам становится дозволенным все то, что было запрещено (в состоянии ихрама), за исключением интимных отношений. Если же вас застал вечер до того, как вы совершили обход этого Дома (Аллаха), то вы возвращаетесь в то же состояние ихрама, в котором были до бросания камешков, пока не совершите обход Каабы».
Некоторые ученые не приняли этого положения. Шейх Альбани по этому поводу сказал: «Если хадис установлен от посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, и в нем содержится ясное шариатское свидетельство, как в нашем случае, становится обязательным сразу же поступать в соответствии с ним, не ставя его в зависимость от того, осведомлен ли о нем какой-либо из ученых или нет. Сказал имам аш-Шафии: «Сообщение (хабар) принимается в тот самый момент, когда оно будет установлено, даже если имамы не поступали в соответствии с сообщением, которое они приняли. Поистине, хадис посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, подтверждается сам по себе, а не благодаря чьим-то действиям впоследствии».
Также шейх, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Хочу подчеркнуть, что хадис посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, превыше того, чтобы быть засвидетельствованным тем, поступают ли в соответствии с ним исламские правоведы или нет! Поистине, хадис является самостоятельным источником (Шариата), который сам выносит суждение, а не о котором выносят суждение. Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с вышеупомянутым хадисом поступала целая группа ученых, среди которых был ‘Урва бин аз-Зубайр, являвшийся выдающимся последователем (таби’). Так есть ли после этого у кого-нибудь уважительная причина, чтобы отказаться поступать в соответствии с данным хадисом? «Воистину, в этом напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом»(сура «Каф», аят 37)..
Четвертое: разрешается собирать камешки для бросания в столбы в любом месте, о чем сказал Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах. Так дело обстоит потому, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не определил какое-либо одно место для собирания камешков. Об этом свидетельствует хадис Ибн Аббаса (, а в другой версии он приводится от аль-Фадля бин Аббаса), который передал: "Когда наступило утро (бросания камешков в Джамрат) аль-Акаба (в другой версии хадиса сообщается - "утро Дня Жертвоприношения", а еще в одной: "утро (после) сбора (в Муздалифе)"), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидя на своем верховом животном, сказал мне: «Давай, собери мне (камешки)!». Тогда я собрал ему камешки размером с аль-хазф. Когда я положил их в его руку, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Подобно этим», – повторив это три раза. (Далее он сказал:) «Опасайтесь проявлять излишества в религии, ибо, поистине, те, кто были до вас, были погублены из-за излишеств в религии".
Данный хадис, несмотря на отсутствие в нем прямых сведений о месте (собирания камешков), дает нам основание полагать, что камешки были собраны у большого столба (джамрат аль-акаба), если исходить из его второй версии, а также первой, которую сообщает наибольшее число передатчиков. По всей видимости, это заметил и Ибн Кудама, который в своем труде "Аль-Мугни" (3/425) сказал: "Это произошло в Мине".
И поэтому, как говорят ученые, нет никаких проблем брать использованные камни и бросать их в джамарат.
Если человек сомневается в количестве брошенных камней, то склоняется к наименьшему числу.
А то, что делают многие паломники, собирая камешки по прибытии в Муздалифу, противоречит Сунне. Более того, действия паломников, которые несут с собой камешки и запасаются ими на последующие дни, относится к неестественности (такяллюфу,т.е. к совершению таких действий, которые совершать трудно, а пользы от них никакой).
{Прим. редактора: в «Сахихе» аль-Бухари сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Нам запрещалось вести себя неестественным образом»}.
Также следует знать, что нет ничего предосудительного в том, чтобы бросать в столбы камешки, уже использованные ранее для бросания, ввиду отсутствия довода (далиль), который бы это запрещал. Об этом говорили аш-Шафии и Ибн Хазм, да будет милостив к ним Аллах, в отличие от Ибн Тайймии.
В хадисе, который передал аль-Фадль бин Аббас, передается, что одним из проявлений излишеств в религии является бросание камешков, которые крупнее аль-хазф, а это больше, чем турецкий (египетский) горох (аль-химмус) и меньше, чем фундук (аль-бундук). Если уж это относится к излишествам в религии, то, что тогда говорить о некоторых невеждах, которые бросают в столбы обувь?! Прошу Аллаха, чтобы Он исправил положение мусульман, даровал им знание Сунны благородного пророка и помог им поступать в соответствии с ней, если они действительно хотят обрести истинное счастье как в этой жизни, так и следующей!
Также из важных моментов является то, что в 10 день месяца зуль-хиджа, когда мы бросаем камни в джамрат аль-кубра не надо делать никакого дуа, бросаем камни и уходим. Дуа делается в следующие дни и только после бросания в первый и второй столб.
85- [При этом] он, да благословит его Аллах и приветствует, бросал камешки из внутренней части вади (То есть Мина была справа от него, Мекка слева) [,сидя верхом на верблюдице [и] говоря: «Учитесь от меня (совершать) ваши обряды (3десь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывает брать от него обряды хаджа, о чем передается и в других сборниках хадисов. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подразумевают следующее: «Эти дела, которые я совершил во время своего хаджа, относящиеся к высказываниям, поступкам и формам, являются делами хаджа и касаются его особенностей. Они представляют собой ваши обряды, поэтому берите их от меня, примите их, запомните их, сохраните их, поступайте в соответствии с ними, и пусть поступают в соответствии с ними другие люди». Данный хадис является великой основой, касающейся обрядов хаджа, и он подобен другому высказыванию пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который относится к намазу: "Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молюсь я !» См. ан-Навави. Дозволено тому, кто болен и не может бросить камни сам, поручить это другому. Если же человек может кинуть сам, то ему запрещено поручать это кому-то.)
ибо, поистине, я не знаю, возможно, это мое последнее паломничество».]
Эти слова указывают на то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прощается со своими сподвижниками и сообщает им о приближении своей смерти. Тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, призывает сподвижников к тому, чтобы они еще усерднее брали от него обряды и пользовались возможностью, когда они еще могут неотступно следовать за ним и обучаться у него своей религии. Именно поэтому хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и был назван прощальным. См. ан-Навави.
86- [Он (т.е. передатчик хадиса – прим. редактора) сказал: «Он бросал камешки после Дня Жертвоприношения [в остальные дни ат-ташрик] после полудня]
3десь речь идет о трех днях, которые следуют за Днем Жертвоприношения. Согласно мнению большинства ученых бросать камешки в эти дни разрешается только после полудня (и правильное мнение опирающееся на довод), исходя из текста данного хадиса. Ан-Навави сказал: "Следует знать, что при бросании камешков в столбы в эти дни необходимо соблюдать последовательность. Это означает, что сначала надо бросить камешки в первый столб, который ближе всего расположен к мечети аль-Хайф, затем в средний столб, а затем в большой столб (джамрат аль-акаба). Завершив бросание камешков в первый столб, желательно остановиться неподалеку от него, обратиться лицом к кибле и на протяжении долгого времени взывать с мольбами к Аллаху и поминать Его. То же самое следует сделать, бросив камешки во второй столб. Однако, бросив камешки в третий столб (т.е. в джамрат аль-акаба), около него не следует останавливаться. Данный вывод сделан на основе смысла достоверного хадиса, приведенного в «Сахихе» аль-Бухари от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который видел, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не остановился, бросив камешки в большой столб (джамрат аль-акаба). Вышеупомянутые действия желательно совершать в каждый из дней ат-ташрик, а Аллаху это ведомо лучше!
Примечание: Общее количество камней должно быть 70, а для того, кто торопится, то есть покинет Мину во второй день ташрика, 49 камней.
87- [Сурака бин Малик бин Джу’шум встретил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у большого столба (джамрат аль-акаба), когда он бросал камешки, и спросил его: “О посланник Аллаха! Это касается только нас?” (Прим. редактора: то есть, касается ли это только совершающих хадж в этом году?)
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Нет, это навсегда”.] (Так сообщается в данной версии хадиса, которая приводится через путь передачи ‘Аты от Джабира. В другой версии хадиса (пункт №34) сообщается, что Сурака задал этот вопрос, находясь у подножия аль-Марвы, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завершил ритуальный бег (сай) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Скорее всего, Сурака задал один и тот же вопрос дважды, как будто он хотел еще раз убедиться и удостовериться в этом, а Аллаху это ведомо лучше!. См. "Фатх аль-Бари" (3:480).).
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ И БРИТЬЕ ГОЛОВЫ
88- Затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) отправился к месту жертвоприношения, где собственноручно принес в жертву шестьдесят трех [коров и верблюдиц].
89- Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, уступил место Али (И в этом содержится указание на то, что дозволено поручить жертвоприношение другому человеку. А также указание на то, что является желательным принести кроме обязательного животного, а это один баран, или седьмая часть верблюда или коровы, еще и желательное приношение. Так как для пророка было обязательным только седьмая часть верблюда, а он зарезал сто верблюдов.).
Он принес в жертву [остальных] животных, которых пригнал (из Йемена), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помогал ему в этом.
90- Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, приказал взять по куску мяса (Ан-Навави сказал: "Текст данного хадиса указывает на то, что желательно отведать мясо животного, которое принесено в жертву. Так как Всевышний сказал: فكلوا منها «ешьте от них»)