Лабораторная работа № 2. Тема: Обратимость отравления рыб ядами

Тема: Обратимость отравления рыб ядами

Цель: изучение обратимости отравления рыб ядами.

Материалы и оборудование:живая рыба, два аквариума, отстоянная водопровод­ная вода, карболовая кислота, сачки, стеклянная палочка, электростимулятор, ЭПГ, электрическая лампа.

Задание

1 Приготовьте два аквариума с водой: контрольный (без токсиканта), опытный с (токсикантом).

2 Проведите сравнительное наблюдение за поведением рыб до, в момент и по­сле интоксикации.

3 Проведите эяектропневмографическое изучение дыхания рыб до, в момент и после интоксикации.

4 Сделайте вывод.

Содержание

Токсические вещества оказывают негативное влияние на рыб, проявляющееся в па­тологических и функциональных изменениях в организме. Экспериментально дока­зана возможность обратимости отравления рыб некоторыми ядами, т.е. возвращение их организма в нормальное физиологическое состояние после патологических сдви­гов, вызванных токсикантами.

Обратимость отравления зависит от природы и химических свойств яда, времени воздействия, концентрации, степени поражения, видовых особенностей поражения рыб и других факторов.

Изучение обратимости различных интоксикаций представляет интерес по двум причинам. Во-первых, степень обратимости токсического процесса должна учитываться при характеристике степени вредности испытуемого вещества и может служить показателем устойчивости рыб к ядам, во-вторых, для прогнозирования ис­хода интоксикации в случае кратковременного попадания рыб в отравленную зону реки, залпового сброса большого количества промышленных стоков, содержащих вредные примеси в естественные водоёмы.

Ход работы

Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной в течение суток, водопро­водной водой. В одном из них создайте концентрацию карболовой кислоты из рас­чета 100 мг/л.

Поместите подопытную рыбу в аквариум с чистой водой. После успокоения рыбы от стресса, вызванного пересадкой, проведите наблюдения за ее поведением. Обратите внимание на положение рыбы в аквариуме (у дна, в толще воды, у поверх­ности) на движения плавников и нижней челюсти, на характер общей двигательной активности рыбы. Затем проведите электропневмографическое изучение дыхатель­ного ритма рыбы, охарактеризовав частоту и глубину ее дыхания. Возбудите под­опытную рыбу различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением стеклянной палочкой, электрическим током, светом лампочки. Наблюдайте за ответной реакцией рыбы на раздражители. При этом следует пом­нить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбе успоко­иться. Результаты наблюдений запишите в графу «чистая вода» таблица 1.

Затем подопытную рыбу поместите в аквариум с токсикантом (карболовая ки­слота). Постоянно наблюдайте за её поведением, отмечая особенности поведенче­ских реакций рыб в токсическом растворе. Через 25 мин пребывания рыб в отрав­ленной токсикантом воде проведите наблюдения, аналогичные в предыдущем опыте с рыбой в чистой воде. При этом обратите особое внимание на изменение в поведе­нии рыбы, ответных реакций на раздражители, характера дыхательной деятельности в растворе токсиканта в сравнении с таковыми в опыте с чистой водой. Результаты наблюдений запишите в соответствующую графу таблицы 1 (раствор токсиканта).

После снятия показателей в аквариуме с токсикантом пересадите подопытную рыбу в аквариум с чистой водой. Проведите наблюдения за её поведение, отмечая постоянное восстановление её поведенческих реакций. Через 25 мин нахождения рыбы в аквариуме с чистой водой (после пересадки из токсического раствора) про­ведите полные исследования её поведения и дыхательного ритма, аналогичные в предыдущих опытах. Результаты наблюдений запишите в соответствующую графу таблицы 1 (чистая вода после токсиканта).

В конце работы сопоставьте результаты экспериментальных исследований и сделайте вывод об обратимости отравления рыб токсикантами.

Таблица 1 – Поведение и дыхательный ритм подопытной рыбы в различных условиях эксперимента

Показатели Условия эксперимента
Чистая вода Раствор токсиканта Чистая вода после токсиканта
Поведение      
    Реакция на раздражители:      
а) прикосновение      
б) шум      
в) свет      
г) электрический ток      
Частота дыхания      
Глубина дыхания      

Вопросы для контроля

1 Что включает в себя понятие обратимости отравления рыб ядами?

2 Какова практическая роль обратимости токсического процесса?

3 В каких условиях проявляется обратимость отравления рыб ядами?

Лабораторная работа № 3

Тема: Синергизм и антагонизм ядов (1)

Цель: изучение роли синергизма и антагонизма ядов для рыб

Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы, отстоянная водопроводная вода, соли меди, цинка, сачки, стеклянная палочка, электростиму­лятор, ЭПГ, электрическая лампа, набор инструментов (кювета, ножницы, скаль­пель, пинцет, препаровальные иглы), вата, марля.

Задание

1 Приготовьте 4 аквариума: один контрольный (с чистой водой) и три опытных (с токсикантнами).

2 Сравните поведение рыб в контрольном и опытных аквариумах.

3 Проведите электропневмографическое изучение дыхания рыб в различных ва­риантах опыта

4 Проведите паталогоанотомические исследования опытных рыб.

5 Сделайте вывод.

Содержание

Большинство сточных вод промышленных и бытовых предприятий имеет сложный химический состав. Следовательно, важно знать не только токсичность от­дельных компонентов, но и их комбинированное действие. Комбинированное дей­ствие компонентов сточных вод проявляется в виде синергизма, антагонизма или независимого совместного действия. Синергизм это явление взаимодействия двух или нескольких компонентов, при котором токсический эффект выше, чем каждого компонента в отдельности. Антагонизм это отрицательный синергизм, то есть дей­ствие компонентов, противоположное друг другу, в результате чего токсический эффект смеси снижается. Антагонизм может быть физиологический (противопо­ложное действие на одну и ту же функцию организма) и химический (нейтрализация веществ в результате химического взаимодействия).

Ход работы

Приготовьте четыре аквариума с чистой отстоянной водопроводной водой. Один из них будет служить контролем. В оставшиеся три опытных аквариума до­бавьте соли тяжелых металлов следующих концентраций: в первый – 0,5 г/л серно­кислой меди, во второй – 0,5 г/л хлористого цинка и в третий – 0,5 г/л сернокислой меди и хлористого цинка. Подберите четыре подопытных рыбы, одинаковых по ви­ду, возрасту, размеру и поместите каждую из них в аквариумы с вышеуказанными вариантами токсикантов и в контроль. После успокоения рыб от стресса, вызванного пересадкой, проведите постоянное наблюдение за их поведением. Обратите внимание на положение рыбы в аквариумах (у дна, в толще воды, у поверхности), на движения плавников, мышц, челюстей, на характер двигательной активности. Регу­лярно через 15-20 мин. возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением стеклянной палочки, электрическим то­ком, светом лампочки, отмечая особенности их ответной реакции в различных вари­антах эксперимента. При этом необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбам успокоится.

Через час после начала опытов проведите электропневмографическое изуче­ние дыхательного режима рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах опытов. Затем дождитесь и зафиксируйте время наступления стадии от­равления: «потеря равновесия» и «агония» опытных рыб. После гибели рыб в опыт­ных аквариумах проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, состояние кожных покровов, жабр и плавников (ок­раска, кровоизлияния и т.д.). Затем всех подопытных рыб вскройте и отметьте на­личие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистенция) во внут­ренних органах и тканях. По мере выполнения работы, результаты исcледований за­писывайте в таблице 1. В конце эксперимента проведите сравнительный анализ полу­ченных данных и сделайте вывод о результатах совместного токсического действия на рыб солей меди и цинка

Таблица 1 – Результаты токсического влияния натрия и кальция на рыб

Показатели Контроль Опыт № 1 CuSO4 0пыт № 2 ZnCI2 0пыт № 3 CuSО4+ ZnCl2
Поведение        
Реакция на раздражи-тели        
Частота дыхания        
Глубина дыхания        
Время «потери равно-весия»        
Время наступления агонии        
Изменение внешних органов        
Изменения внутренних органов        

Вопросы для контроля

1 Какое явление взаимодействия ядов называется антагонизмом и синергизмом?

2 В чём отличие проявления антагонизма и синергизма токсикантов?

3 Каковы формы проявления антагонизма и синергизма?

Наши рекомендации