Типы уроков нетрадиционного характера, используемые в моей работе
Отличительные черты нетрадиционного обучения.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных нестандартных форм занятий является в этой связи одной из важнейших задач современного педагога. Эти занятия направлены на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.
Значимость нестандартных занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся базовой школьной программы, не сопряженная с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей.
Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.
Чтобы эти уроки приносили пользу, учителю необходимо выполнять следующие условия:
демонстрировать детям своё полное к ним доверие,
помогать им в формировании и уточнении целей и задач,
организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога,
не нарушать единство логической структуры урока,
исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Нестандартные занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому психофизиологические особенности младших школьников. В 6-9-летнем возрасте у детей завершается физиологическое созревание основных мозговых структур.
Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно, в частности, компенсировать задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей).
Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять нестандартные развивающие упражнения в учебный процесс начальных классов, это возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. А диагностика является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках. Таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют учителю непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.
Представление заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей в первые месяцы пребывания в школе, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. В это время происходит смена ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной).
Типы уроков нетрадиционного характера, используемые в моей работе.
Основания отнесения урока к нетрадиционному типу | Цели урока | Формы организации учебной деятельности |
Изменённые способы организации | Развитие осмысленного отношения к знаниям | Защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок – встреча. |
Опора на фантазию | Становление творческих способностей в работе с содержанием учебного материала | Урок–сказка, урок–выставка, урок фантастического проекта, урок–рассказ об учёных, урок сюрприз, урок–подарок от Хоттабыча. |
Имитация каких–либо занятий или видов работ | Расширение кругозора | Экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, путешествие в прошлое или будущее, путешествие по стране, защита проектов. |
Состязательно – игровая основа | Стимулирование познавательного интереса | Урок–игра, урок КВН, урок эстафета, конкурс, соревнование, урок–журнал, урок–викторина. |
Трансформация стандартных способов организации | Развитие нестандартных умений учебной работы | Парный опрос, экспресс опрос, урок защиты читательского формуляра. |
Оригинальная организация учебного материала | Становление способностей к учебному общению, сопереживанию | Уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок памяти, урок–дидактическая игра, уроки с использованием активных методов обучения, коммуникативная атака, мозговая атака, мозговой штурм. |
Аналогия с организованными событиями | Приобщение к активным формам внешкольной жизни | Урок–аукцион, урок–футбольный матч, урок–кроссворд, урок–памятка. |
Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:
Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).